Раздел Авто
15 мая 2014, 14:13

Новости РБК-Вологодская область

Приехали. Откуда в Вологде перебои с транспортом?

Приехали. Откуда в Вологде перебои с транспортом?
С начала мая посыпались жалобы на качество автобусных перевозок в Вологде: люди подолгу стоят на остановках в ожидании нужного транспорта.

Власти города винят в ситуации частных перевозчиков, говорят, что те отказались от социальной поддержки, а теперь создают ажиотаж вокруг проблемы, вводя пенсионеров в заблуждение выдачей бесплатных проездных. Наш корреспондент сформулировал в своих вопросах основные претензии городских властей и дал возможность ответить на них представителю частных перевозчиков Сергею Мальцеву.

По конкурсу

— Сергей Николаевич, начало конфликта в администрации Вологды связывают с льготным проездным «Забота»: с апреля частники отказались его обслуживать. Это действительно стало главной причиной раздора?

— Все началось раньше. В феврале прошел конкурс на право обслуживания городских маршрутов, причем, я считаю, городская власть сделала все ради интересов «своей» муниципальной организации — ПАТП-1. И конкурс официально действительно выиграли они, вопрос — как.

— Вы говорили, что «муниципалы» не могут справиться со взятой на себя нагрузкой, и поэтому в Вологде в последние дни начались проблемы с общественным транспортом…

— Чтобы обслужить все маршруты, ПАТП-1 понадобится гораздо больше техники, чем есть. Не случайно в последние дни пассажиры жалуются, что автобусы ходят редко. Я объясню, почему: на конкурс ПАТП-1 заявило 279 машин, при этом в реальности у них техники вдвое меньше. Мы отслеживали передвижение их автобусов, готовы подтвердить это документально. И получается, они выставляют на бывшие частные маршруты половину, а то и меньше от требуемых машин — вместо десяти, скажем, три, две, одну. Но! И эти машины они снимают со своих традиционных маршрутов. Ситуация парадоксальная: нахапали маршрутов, а обслуживать некому.

— Почему это не выяснилось во время проведения конкурса?

— Вот здесь — то самое лоббирование, о котором я говорил. Ранее в конкурсе рассматривался возраст техники, ее состояние, а в этом году сделали так, что осматривать технику не надо, даже проверять количество машин не надо — верим, мол, на слово.

«Никого не высадят!»

— По вашей версии, результаты конкурса были в какой-то мере подтасованы. Но, возможно, ПАТП-1 просто закупит в ближайшее время совершенно новые машины и решит вопрос?

— Вряд ли. Предприятие постоянно нуждается в деньгах, возьмите ту же ситуацию с льготным проездным «Забота». Хочу сразу пояснить — это не форма государственной или муниципальной поддержки для льготников, а исключительно частный проект, которым «нагрузили» ПАТП-1. Поскольку по количеству автобусов и маршрутов у частников с ПАТП был практически паритет, схема должна была быть такая: они распространяют карту «Забота» и, условно говоря, около половины выручки перечисляют нам. Но перебои с платежами начались почти сразу: на предприятии объясняли, что они не могут рассчитаться, потому что на вырученные деньги закрывали собственные расходы. Когда задолженность достигла нескольких миллионов рублей, частники вынуждены были отказаться перевозить людей по «Заботе» и подать в суд, поскольку эти деньги необходимы для расчетов по собственным договорам. В целом политику властей Вологды я совершенно не понимаю. У частников есть возможность получать инвестиции со стороны, окупать их, используя честные «правила игры» на транспортном рынке. А чиновники накачивают деньгами муниципальные предприятия, закрывают им расходы, притом, что в городском бюджете и так дыра, и нечем платить зарплату врачам и учителям.

Я могу обрисовать вам единственный путь, откуда в Вологде сегодня может появиться дешевая «новая» техника — из Петербурга, где срок службы автобусов жестко ограничен восемью годами. Там тысячи старых машин, они все де-факто уже списаны, и это хламье едет в Вологду — или закупается, или приобретается в лизинг. Но внутри эти машины «убиты» — салон подкрашен, а электропроводка в двигателе сгнила. Вот на таком и будут ездить.

— Уже как минимум две недели город поясняет, что частные перевозчики без контракта не могут перевозить пассажиров. Обещают с помощью полиции останавливать автобусы и высаживать пассажиров!

— Не имеют права. Я уверен, что частники могут спокойно возить пассажиров по собственной транспортной схеме. Есть разрешение на каждый отдельный маршрут, так что, строго говоря, участвовать в конкурсе никто не обязан и может работать самостоятельно. Что такое договор перевозки пассажира? Юридически это сам факт покупки вами билета в автобусе, что автоматически накладывает на перевозчика обязательство довезти вас по заявленному маршруту. И всё. С другой стороны, мы понимаем, что в городе должна быть единая сеть общественного транспорта, чтобы вологжане элементарно не запутались. Поэтому, повторюсь, оспаривать итоги конкурса мы все-таки будем. Похожая ситуация была и в прошлом году, и тогда нам удалось добиться отмены по суду договора с ПАТП-1 по одному из маршрутов — сначала через управлении Федеральной антимонопольной службы, а затем и в арбитражном суде, который отклонил апелляцию администрации. Сейчас рассмотрение дела в УФАС назначено на 11 июня.

Обвинения и последствия

— Сперва горадминистрация говорила, что вы хотите нажиться за счет пенсионеров. Теперь, когда вы распространили бесплатный проездной «Поддержка» на май, риторика сменилась: вас упрекают в манипулировании мнением пенсионеров…

— Мы надеялись, что «Забота» присоединится к этой акции для ветеранов, и так конфликт будет исчерпан. Но они не пошли на это и отказались распространять наш бесплатный проездной. Ну что же, мы нашли выход и организовали собственные точки распространения.

— Возможен ли, на ваш взгляд, «мирный» вариант разрешения конфликта? Страдают-то все же в первую очередь пассажиры…

— Можно долго говорить, как выйти из положения. Я знаю рецепт, вполне возможно, его представляете и вы, но от нашего знания ничего не изменится. Нужны соответствующие полномочия, властная инициатива, если хотите, чтобы ситуация вернулась в нормальное русло, а она есть только у администрации города.

Досье: Сергей Мальцев — родился в Вологде в 1962 году. В транспортном бизнесе — с 2001 года, в настоящее время на правах представителя одной из крупных организаций перевозчиков Вологды отстаивает интересы частников.