Раздел Авто
28 января 2013, 10:00

JCB Loadall 540–170: «Подниму все!»

JCB Loadall 540-170: «Подниму все!»
Назвать эту технику автомобилем — будет неправильно. Просто машина. А можно так и сказать: техника. Вернее — спецтехника.

Английская компания JCB сегодня является мировым лидером по производству спецтехники. Это и экскаваторы, и погрузчики, и сельскохозяйственные тракторы, и дорожные катки, и многое другое. Имеет JCB и статус автопроизводителя. В 2005 году британцы освоили выпуск самосвалов — так называемых шарнирно-сочлененных.

А в 2006-м создали болид, оснащенный силовым агрегатом собственной разработки, — JCB Dieselmax, который на высохшем соленом озере Бонневиль установил мировой рекорд скорости для автомобилей с дизельным двигателем, разогнавшись свыше 500 км/ч!

Кстати, герой нашего теста оснащен точно таким же двигателем, правда, в гораздо менее форсированном варианте. Встречайте — JCB Loadall 540–170.

В 1977 году, желая закрепиться на уже поделенном рынке вилочных погрузчиков, инженеры JCB создали машину, которая могла не только поднимать груз вверх, но и перемещать его вперед. Новый вид техники получил название «телескопический погрузчик».

JCB Loadall 540–170. Цифра 5 — внутренний номер телескопического погрузчика в номенклатуре JCB. 40 означает максимальную грузоподъемность — 4 тонны, а 170 — округленную максимальную высоту подъема — 16,7 метра. Сегодня LoadAll 540–170 — флагман в линейке телескопических погрузчиков JCB, однако скоро появится и 20-метровый «телескоп».

Современные телескопические погрузчики JCB умеют многое и способны заменить сразу несколько машин. Оснащенный вилочным захватом LoadAll может перемещать паллеты и контейнеры и очень удобен для погрузки-разгрузки фуры, ведь его телескопическая стрела достанет до самых глубин длинномера. Заменил вилы на ковш — и можно чистить территорию от снега или грузить землю в самосвалы.

На стройке Loadall способен заменить небольшой кран, для этого в комплектации предусмотрен крановый крюк. Но можно подавать груз и прямо в ковше.

Телескопический погрузчик оснащен быстросъемной кареткой с гидроприводом, так что смена навесного оборудования производится прямо из кабины.

В списке опций есть различные механические щетки для уборки улиц и платформы для подъема людей. Да, еще можно поставить фаркоп и использовать погрузчик как тягач — сцепного веса, тяги и проходимости хватит.

Мосты оснащены планетарными колесными редукторами, вот только дифференциалы без блокировок, это опция. Зато дорожному просвету JCB позавидует большинство армейских внедорожников — 400 мм. Добавьте сюда покрышки с внушительными грунтозацепами и принудительно подключаемый полный привод.

Вообще что касается колесной формулы этой машины, то ее можно записать так: 4 х 4 х 4 — четыре колеса, из них четыре ведущих и четыре управляемых.

Любой телескопический погрузчик JCB имеет три режима рулевого управления. Первый: поворачивают только передние колеса — применяется для обычного передвижения; второй: управляются передние и задние колеса (режим «след в след») — для маневрирования на ограниченном пространстве; и так называемый крабовый ход, когда колеса обеих осей направлены в одну сторону, что дает машине дополнительную степень свободы и возможность двигаться почти боком.

Полноуправляемость обеспечивается гидроцилиндрами, работающими от основной гидравлики, за которыми следят датчики угла поворота. Передний и задний мосты взаимозаменяемые, собственного изготовления JCB.

Машины британской компании комплектуются шинами именитых производителей. Это либо Michelin, либо, как в нашем случае, Goodyear.

Спецтехнике часто приходится работать в самых тяжелых условиях, поэтому конструкторы предусмотрели даже защиту колесного ниппеля, а нижнюю подножку закрепили на кусках многослойной резины, дабы при наезде на препятствие ее не вырвало «с мясом».

На корме погрузчика имеется буксировочная проушина, но тем, кто планирует заниматься буксировкой постоянно, лучше заказать полноценный фаркоп.

Весит JCB Loadall 540–170 12 с лишним тонн. Это в первую очередь обусловлено спецификой данной техники — поднимать и перемещать грузы и при этом сохранять устойчивость. Основная масса приходится на мощную раму, образованную из двух вертикально стоящих стальных плит. Плиты вырезаны из цельных стальных листов большого сечения и соединены в жесткую конструкцию поперечными лонжеронами.

Несмотря на внушительный вес машины мощность дизельного двигателя по автомобильным меркам не очень велика — 130 л.с. Крутящий момент, однако, солидный — 525 Нм.

С правой стороны Loadall выглядит стремительней. Дизайнеры оформили моторный отсек в духе формульного бокового воздухозаборника. Дополняют картину лихо загнутый вверх глушитель и горизонтальные «плавники» заднего противовеса.

Компания JCB устанавливала на свою технику моторы самых разных производителей. Это и английский Perkins, и немецкий Deutz, и американский Cummins, а также японские Isuzu и Kubota. Устанавливает их и сейчас. Но после того как Caterpillar приобрел компанию Perkins Engines — основного поставщика моторов для JCB, англичане всерьез задумались о создании собственного двигателя. В результате свет увидел JCB Dieselmax 444.

В последние годы этот двигатель активно вытесняет моторы сторонних производителей под капотами английской спецтехники. Люди из JCB видят единственную возможность сохранить независимость компании и абсолютный контроль качества выпускаемой продукции в использовании комплектующих собственного производства. Сегодня это не только моторы, но и коробки передач, мосты и гидроцилиндры.

Dieselmax 444 — 4.4 литра и 4 клапана на цилиндр. Варьируя объем (есть вариант 4.8 литра), давление турбины, наличие или отсутствие интеркулера, применяя ТНВД или Common Rail, конструкторы JCB снимают с этого двигателя от 84,5 до 288 л.с. Это что касается серийного производства, при «индивидуальном подходе» Dieselmax способен на большее.

Кабины у JCB тоже «домашней выделки». Говорят, одни из самых просторных в своем сегменте. Подтянувшись на массивных поручнях каркаса безопасности, оказываешься в води… операторском (!) кресле.

Для интерьера кабины использован пластик, достойный иного представителя корейского или японского гольф-класса. Все выполнено добротно и основательно. На панели множество перекидных клавиш, как на квадроциклах, а там, где ожидаешь увидеть рычаг КПП, — органы управления стрелой и ковшом.

Кабина имеет большую площадь остекления, но при этом способна обеспечить защиту оператора в случае опрокидывания машины, а также при падении сверху тяжелых предметов. Сиденье оснащено пневмоподвеской, подогревом и даже ремнем безопасности, пусть и двухточечным.

Это не рычаг КПП, а джойстик управления телескопической стрелой.

Рычаг трансмиссии в свою очередь напоминает подрулевой переключатель указателей поворотов. Большой черный тумблер слева на панели отвечает за три режима рулевого управления.

Коробка на телескопическом погрузчике автоматическая, четыре передачи для движения вперед и столько же для движения назад. Переместил рычажок на рулевой колонке вперед — поехал вперед, переместил назад — сдаешь задним ходом. Режима «паркинг» нет, только ручник.

На малом ходу «телескоп» мягок и тих. Последнее — заслуга хорошей шумоизоляции. Этому показателю англичане уделяют большое внимание. Есть информация, что внешние шумы снижаются в кабине до 72 дБ — шум офисного оборудования.

Что касается плавности хода, то тут сказывается внушительная масса. С точки зрения автомобилиста интересен тот факт, что ходовая часть Loadall вообще не имеет подвески! Впрочем, как оказывается, для спецтехники это распространенное техническое решение.

Сглаживать колебания от дорожных неровностей в первую очередь помогают большие высокопрофильные колеса. Однако подвеска здесь все же есть, только это подвеска двигателя, подвеска кабины и подвеска сиденья оператора.

За рулем JCB Loadall 540–170 не покидает ощущение, что многие неровности эта машина просто сминает.

Если надавить на педаль газа, Dieselmax взревет, но ощутимого ускорения не последует. Опять же — большая масса. Впрочем, и разгоняться-то особо некуда, максимальная скорость модели 540–170 составляет 25 км/ч либо 33 км/ч, если заказать опционную трансмиссию с иными передаточными числами.

Потому коли хочется острых или просто новых и необычных ощущений, лучше поэкспериментировать с режимами рулевого управления. На автомобиле такого точно не испытаешь! Ну разве что это будет тоже какой-нибудь спецавтомобиль.

Руль «длинный» — 5,25 оборота! Такое большое передаточное отношение редуктора позволяет легко поворачивать колеса в колее или на целине. Рулевое колесо уже на заводе оснащают специальной рукояткой. При активном рулении она гораздо удобней, чем обычный хват двумя руками.

С режимом «управляемые только передние колеса» все понятно, так что сразу режим «след в след». В полноуправляемом варианте стоит крутануть руль — и ковш в лобовом стекле тут же уплывает в сторону. Нечто подобное испытываешь на междугороднем автобусе, когда кажется, что он не поворачивает, а просто смещает свой передок. Только на JCB еще и спиной чувствуешь, как задняя ось ныряет в поворот.

Радиус разворота в таком режиме, естественно, сокращается, что немаловажно при маневрировании на ограниченном пространстве. Пригодится «след в след» и на бездорожье, скажем, на снежной целине. Ведь даже в повороте колеса будут двигаться по одной колее.

А вот на дороге общего пользования такой режим лучше не использовать, машина рулится значительно «превосходя ожидания». Не зря переход на управление только передними колесами происходит автоматически при движении прямо на высших передачах.

Если нужно еще больше сократить радиус поворота, можно снять фиксатор со сдвоенных педалей тормоза и, нажав на одну из них, развернуться «на пятке», подобно гусеничной технике. Сами тормозные механизмы многодисковые и находятся внутри мостов в масляной ванне!

«Крабовый ход» и вовсе экзотика для автомобилистов. Экзотичны и ощущения от этого режима, причем настолько, что и сравнить не с чем. Снос передней оси? Нет, ведь колеса не скользят. Напоминает то, как ходит шахматный слон — по диагонали! С «цэ 1» на «аш 6».

Машина действительно перемещается по-крабьи, наискосок. Отчего в первые мгновения возникает ощущение нереальности происходящего. Зато, приноровившись, можно заставить погрузчик двигаться вдоль стены здания или вдоль той же фуры, сокращая время рабочей операции.

Но как ни прогрессивна и необычна ходовая часть Loadall 540–170, для спецтехники это вторично. Главное — рабочее оборудование.

«Телескопы», те, что поменьше, обходятся без аутригеров, так называются выносные опоры, стабилизирующие машину (в простонародье — лапы). Но наш погрузчик поднимает много и высоко, потому дополнительная устойчивость ему не помешает.

Аутригеры можно опускать и по отдельности, приспосабливаясь под рельеф. У погрузчика две грузовысотные характеристики: с выставлением на опоры и без них.

Ну, а как быть, если придется работать на наклонной поверхности? JCB Loadall 540–170 может компенсировать угол наклона до 9°. Эта опция называется Sway. На передний мост ставится дополнительный гидроцилиндр, он наклоняет раму, а под лобовое стекло — «уровень», дабы оператор не регулировал наклон «на глазок».

Попробуем поработать телескопической стрелой. Погрузчик слегка приподнимается, отжавшись на опорах, джойстик на себя — стрела тоже приподнимается вверх. Теперь качаем джойстик влево — и стрела начинает удлиняться, выдвигая с помощью гидроцилиндров одну за другой смазанные «Ваксойлом» секции.

Если процесс покажется долгим, можно нажать на педаль газа и, увеличив обороты дизеля, поднять давление в гидросистеме. Главное — снять ногу с педали до того, как «телескоп» выберет всю длину. Иначе произойдет обратный удар, и погрузчик вздрогнет от ощутимого толчка. Это особенно неприятно, когда ковш уже в поднебесье.

Сухая смазка Waxoyl лучше, чем обычная консистентная, защищает трущиеся поверхности, да и испачкаться об нее сложнее.

Чтобы задрать стрелу в это самое поднебесье, нужно снова потянуть джойстик на себя. Тогда под шум гидравлики JCB, словно жираф, гордо поднимет шею вверх. Можно и наоборот — сначала поднять, затем вытянуть, кому как больше нравится. Главное — чтобы оператору удобно было!

16,7 метра. Рядом с надписью «JCB» указатель угла подъема. Верхнее стекло снабжено не только защитной решеткой, но и дворником для работы в дождливую погоду.

Кстати, опытный оператор может при желании выполнить на телескопическом погрузчике даже акробатический трюк.

Для этого необходимо загрузить стрелу, в нашем случае просто набрать грунт в ковш, и, не опуская аутригеры, начать выдвигать ее вперед. По мере выдвижения секций задняя часть машины начинает отрываться от земли. Оператор же поощряет этот отрыв подъемом стрелы. В итоге Loadall делает стоечку на передних колесах, подняв корму на 45°!

Для того чтобы такое не случилось без ведома оператора, погрузчик оснащен системой, сигнализирующей об отрыве задних колес, и цветовым указателем грузоподъемности.

На стройплощадке такие акробатические этюды практического применения не имеют, зато на строительных выставках эффектно демонстрируют собравшимся прочность и надежность рабочего оборудования и возможность работы дизельных двигателей в экстремальных условиях — когда масляный картер и топливный бак тоже находятся под наклоном.

Британская компания имеет в своем составе целое подразделение — «Танцующие экскаваторы JCB», которое занимается проведением различных шоу, где демонстрируются подобные и еще более сложные трюки.

Как уже говорилось выше, подвески в привычном понимании этого слова — нет. Ни рессор, ни пружин, ни амортизаторов здесь не встретишь. Для лучшего сцепления колес с поверхностью задний мост, соединенный центральной своей частью с рамой, может покачиваться в пределах 15°. Передний мост, не будь системы Sway, крепился бы и вовсе намертво.

Инженеры JCB, создавая новые образцы техники, учитывают тот факт, что их детищам предстоит участвовать в шоу. И еще на стадии проектирования закладывают в конструкцию возможность работы узлов и агрегатов в нетипичных, а порой и экстремальных условиях.

Впрочем, не трюками едиными жива британская компания. Постоянный поиск новых технических решений приводит к тому, что JCB уже многие годы занимает лидирующие позиции в области инноваций среди производителей спецтехники.

Политика, заложенная еще основателем компания Джозефом Сирилом Бамфордом (Joseph Cyrill Bamford), — «Не использовать две детали там, где можно использовать одну», способствует не только снижению себестоимости продукции, но и повышению надежности техники. Ведь, как известно, самая надежная деталь — та, которой нет: она никогда не сломается. Не стоит забывать, что у JCB деталей не просто меньше, они еще и по-другому скомпонованы.

А семейная форма правления (компанией руководит сын Джозефа Бамфорда — Энтони Бамфорд) и стремление производить как можно больше комплектующих собственными силами обеспечивают непотопляемость английского производителя спецтехники в конкурентной борьбе с американскими и японскими концернами.

JCB Loadall 540–170
Двигатель Дизельный с турбонаддувом и интеркулером
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 4 400
Макс. мощность, л.с./об./мин. 130 / 2200
Макс. крутящий момент,
Нм/об./мин.
525 / 1300
Привод Полный, с принудительным подключением через многодисковую муфту
Коробка передач Автоматическая, с возможностью реверсивного движения, 4 передачи вперед и 4 назад
Передняя подвеска Отсутствует, регулируемый угол наклона до 9°
Задняя подвеска Отсутствует, осцилляция (свободные колебания) 15°
Передние тормоза Многодисковые в масляной ванне
Задние тормоза Многодисковые в масляной ванне
Максимальная скорость, км/ч 25 (опционно 33)
Размеры, мм
длина 6 360
ширина 2 440
высота 2 690
колесная база 2 75
дорожный просвет 400
Снаряженная масса, кг 12 160
Шины 15/80–24
Объем багажника, л 1 000
Расход топлива, л/100 км
городской цикл -
загородный цикл -
смешанный цикл -
Емкость топливного бака, л 125

Самый быстрый дизель

Мистер JCB — сэр Джозеф Сирил Бамфорд — имел свой особый подход к маркетингу. Так, например, продвигая на рынке очередную модель экскаватора-погрузчика, он предложил оборудовать новую машину электрочайником — чтобы оператор мог заварить себе чаю прямо в кабине. Причем первым ста покупателям чайник доставлял лично мистер Бамфорд на своем «Роллс-Ройсе». Эффект превзошел все ожидания: заказы на первую сотню погрузчиков были получены в течение суток, а в дальнейшем эта модель стала хитом продаж.

Первый рекламный ролик техники JCB, показанный по телевидению, демонстрировал трюк с другим экскаватором-погрузчиком, который поднимался на фронтальном ковше и экскаваторной рукояти настолько высоко, что под ним свободно проезжал автомобиль.

Инженеры из JCB поставили перед собой задачу достигнуть скорости 483 км/ч. Для этой цели был создан болид JCB Dieselmax. Кузов будущего рекордсмена был изготовлен из карбонового композита, панели которого крепились к пространственной стальной раме. Коэффициент аэродинамического сопротивления такого кузова всего 0,147. Снаряженная масса болида не так уж и мала — 2700 кг, впрочем, на таких скоростях это благо — есть чем обеспечивать прижимную силу.

Разгонять болид JCB Dieselmax были призваны одноименные моторы — JCB Dieselmax. Да, на болиде установлено сразу два силовых агрегата. Примечательно, что в основе своей это те же двигатели JCB, которыми комплектуются экскаваторы и другая спецтехника, пусть и значительно форсированные.


Рабочий объем моторов увеличили до 5 литров, установили двойной последовательный турбонаддув с, опять же, двойным промежуточным охлаждением подаваемого в цилиндры воздуха. В результате степень наддува достигла 5,2 атмосферы. Давление в системе смазки тоже увеличили — в 6 раз по сравнению со стандартным агрегатом.

В результате мощность каждого двигателя составила 750 л.с.! Таким образом, JCB Dieselmax поставил свой первый рекорд еще до начала заездов: самая большая литровая мощность среди дизельных двигателей — 150 л.с. с литра. Интересно, что такая мощность достигается на вполне гражданских оборотах — 3800. Суммарный же крутящий момент обоих моторов равен 3000 Нм при 2000 об./мин.

Для уменьшения высоты машины оба мотора положили на бок, с отклонением от горизонтальной плоскости в 10°. Емкость топливного бака всего 9 литров, этого достаточно на один заезд. Зато емкость системы охлаждения — аж 180 литров, а в ее баках находился лед. Дело в том, что радиаторы создавали бы огромное сопротивление воздуху, да и поставить их просто некуда.

Трансмиссия тоже двойная. У каждого двигателя свое многодисковое сцепление в масляной ванне и 6-ступенчатая коробка передач, передающая крутящий момент на свою пару колес. Так что JCB Dieselmax еще и полноприводный. Управляются и синхронизируются коробки электроникой, пилот только переключает лепестки на руле.

Останавливать болид призваны сразу три системы. Первая благодаря заслонкам в выхлопной системе осуществляет торможение двигателями; есть и обычные тормоза, только с карбоновыми тормозными дисками; и наконец два тормозных парашюта.

На тестовых заездах в Великобритании JCB Dieselmax показал 323 км/ч. А 23 августа 2006 года на высохшем соленом озере Бонневиль болид под управлением пилота Энди Грина установил новый мировой рекорд скорости для дизельных автомобилей — 563,418 км/час.

Стоит отметить, что рекорд рассчитывался как средняя скорость двух заездов, и в одном из заездов Грин разогнался до 588,664 км/ч. Специалисты также считают, что потенциал болида JCB Dieselmax — 640 км/ч. И как знать, возможно, со временем англичане захотят побить свой собственный рекорд!

Текст: Константн Георге,

Фотограф: Николай Ковалевский