Дорога к храму: мучаем новый кроссовер Ford EcoSport горами и перевалами

.
. / Источник:
Самый противоречивый автомобиль года. На фоне умопомрачительных пейзажей противоречивой Грузии. Пристегиваемся потуже — путь неблизкий, и трясет.

«Не доехать», — говорили они. «Ха!» — подумали мы. А вслух сказали: «Ну, нет дороги — так нет дороги». Речь шла о Гергетской церкви у подножия Казбека. Куда туристы ходят или на лошадях, или на лифтованных «Деликах» с «Нивами». А мы рискнули полезть вот на чем:

Ford EcoSport

2,0 литра, механика, 140 сил, подключаемый полный привод

EcoSport к нам малость припозднился — года этак на два. В странах Латинской Америки и Индии он продается с 2012 года, к нам дошел только на излете года четырнадцатого. Львиную долю этого временного провала между «там» и «у нас» заняла локализация производства. EcoSport основательно допилили под российские климатические условия, добавив ненужные в южных широтах опции; перекалибровали подвеску и настройки мотора. Сборку наладили на совместном заводе Ford-Sollers в Татарстане. На тот же конвейер скоро встанет Fiesta. Но о ней как-нибудь позже.

У «ЭкоСпорта» крайне занятная история. По большому счету это уже второе поколение модели. Первое собиралось на базе нашего Fusion и продавалось исключительно в Латинской Америке. Успех модели побудил Ford попытать счастья на других рынках, в том числе — перспективном российском. В основе — глобальная платформа В-класса, на которой создана в том числе и упомянутая выше Fiesta.

Из двигателей для нашего рынка — только атмосферники: 1,6-литровый (122 силы) и 2,0-литровый (140 сил). Первый может работать в паре с МКПП или роботом PowerShift. А вот двухлитровый EcoSport доступен только с механикой и полным приводом. Комбинаций «1,6 + полный привод» и «полный привод + автомат» — нет. Коллеги из Ford говорят, что такие сочетания не очень востребованы рынком. В качестве ориентира брали данные по продажам Nissan Terrano, Renault Duster, а также «Джука» и «Мокки». Оказалось, что полный привод нужен «не только лишь всем», а в паре с автоматом — мало кому нужен.

Коль скоро мы решили лезть в горы, то остановились с коллегами на полноприводной модификации — для подстраховки. Как выяснилось позже, от подстраховки пользы мало. Но наш крепыш покорил другим.

Если очень напряжете глаза, то сможете разглядеть на левом подножье Казбека две маленькие точки. Это и есть наша цель — Гергетская церковь, а точнее — базилика XIV века постройки. Высота — 2 170 метров. В путь!

Серпантины — явно не то место, где надо ездить на такой машине. Нашему апельсиновому крепышу остро не хватает всего: мотора, трансмиссии, руля, угловой жесткости подвески. Двухлитровый мотор, пожалуй, — главный вопрос к автомобилю. Где обещанные 140 сил? Машину с тремя пассажирами на борту и с полным багажником он везет, конечно, но делает это очень нехотя, задумчиво и печально.

«Вы же в горах. Тут разреженный воздух»,  — объясняют нам фордовские специалисты. Я даже близок к согласию, потому что не так давно удивился поведению логановского 1,6, который при первой встрече на Балканах казался абсолютно мертвым. Ну, ОК. Атмосферному мотору в горах действительно не хватает воздуха, готов списать на это часть потерь мощности. Но где тогда остальные примерно 50 сил?

Logan я, кстати, помянул не зря. У EcoSport такой же узкий рабочий диапазон мотора, и нелегко вовремя и правильно подоткнуть нужную передачу, чтобы удерживаться «на моменте». Добавляем сюда общую валкость высокой машины — получаем не лучший коктейль для получения fun-to-drive. Или хотя бы просто fun. Или просто drive.

Совершенно с другой стороны EcoSport расцветает за пределами дорог. Или хотя бы там, где нет хорошего асфальта. Или где его вообще нет. Налетев в темноте на ремонтируемый участок дороги, я удивился, насколько упруго и тихо малыш-Ford несется по полотну без асфальта. Насколько он энергоёмок, непробиваем и крепок.

Грунтовки, ухабистые «лунные дорожки» — вот его стихия. Тому, как работает подвеска, позавидовал бы сам Duster с его легендарной непробиваемостью и неубиваемостью. EcoSport — не хуже, а в чем-то даже лучше. Мне его упругое шасси показалось даже более собранным, целостным, чем у кроссовера от Renault. EcoSport не валится, не раскачивается, не пугает боковыми кренами на плохих дорогах. И даже сохраняет управляемость, давая не просто чувство контроля, а прямо-таки контроль над машиной!

Геометрия автомобиля великолепна: свесы — короче не придумаешь, под брюхом — честные 20 сантиметров просвета. Говорят, его не жалко даже попробовать утопить в полуметровом броде — не утонет. В том числе благодаря умной компоновке: генератор убран повыше и от греха подальше, а электромотор усилителя руля установлен далеко от передней оси — на самой рулевой колонке.

Чего остро не хватает на бездорожье — так это, опять же, тяговых возможностей мотора. Живущий верхами атмосферник слаб на низких оборотах. И преодолеть какие-то препятствия внатяг не получается — машина банально глохнет. Авторы пресловутого «Дастера» хотя бы сделали первую передачу сверхкороткой, и на бездорожье она заменяет понижайку. Тут такого нет, и многие препятствия приходится брать с разбегу. Благо геометрия кузова позволяет.

Смозолил уже язык, но повторю еще раз: уповать на подключаемый полный привод у современных «городских кроссоверов» не стоит. Это красивая и дорогая опция, которая поможет стартовать по снежной каше «в пол», но за пределами ровной дороги практического смысла имеет мало. Так и тут: стоит чуть вывесить колесо, как EcoSport оказывается ничуть не лучше моноприводников. Увы, в программу системы стабилизации и антипробуксовочной не зашит алгоритм имитации блокировки межколесного дифференциала, поэтому при диагональном вывешивании от второй оси проку немного.

Но там, где не хватает мотора и полного привода, выручает уже упомянутая сказочная геометрическая проходимость. Не вытягивает мотор? Не подталкивает задняя ось? Плюнуть и растереть! Разгоняемся пошибче — и преодолеваем холмы-бугры-канавы с наскоку. Порой не с первой попытки, но помогает.

И еще напоследок про компоновку и геометрию: за все время длинного и муторного подъема мы ни разу не задели днищем землю, не чиркнули ни об один из камней глушителем или рычагами задней подвески. Как мы прыгали на холмы — не зацепили ничего передним бампером. Opel Mokka с его низкой и длинной передней «губой» в это время пристыженно плакал в сторонке.

В итоге к базилике мы добрались целые, невредимые, с непобежденной и непробитой подвеской. А там… Там — отрыв головы:

Помните, у Пушкина?

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!

У подножья храма есть смысл перевести дух, собраться с мыслями и сделать выводы относительно нашего подопытного. Взять хотя бы дизайн. Судя по жаркому обсуждению новости с Московского автосалона, внешность «ЭкоСпорта» нравится далеко не всем.

Вопрос, как водится, лежит в плоскости вкусовщины и не может даже отдавать объективностью. Тут на уровне чувств — «нравится/не нравится». Мне — да. EcoSport, на мой взгляд, пример того, как можно талантливо масштабировать и переносить на компактные кроссоверы канонические черты больших внедорожников: брутальное «лицо», поджарый силуэт, колесо на пятой двери.

Еще сильнее он нравится внутри. Как выразился мой напарник, «глазами этот автомобиль — хочется!» И впрямь: строгий и очень качественный интерьер щеголяет пусть жестктими, но качественными пластиками, продуманной эргономикой и обилием нужных в быту опций. Вдумчиво и пристально разглядеть его можно на интерактивной графике ниже.

По-хорошему удивил задний диван: при моем росте 180 сидеть «за собой» — приятно: остается даже зазор между коленями и спинкой переднего кресла. А вот коллега «дяденька, достань воробушка» с ростом метр девяносто уселся за самим собой более чем впритык и только основательно поджав колени.

Угол наклона спинки можно менять. Надоело сидеть как за школьной партой — можешь полежать. Точнее, полулежать. Подушка дивана высокая, поэтому туловище с ногами при посадке занимают очень анатомичное положение: не приходится поджимать колени, ноги даже чуть вытянуты. Для локтей пассажиров на дверях сделаны удобные выемки с кожаными подушечками.

Багажник, как в этом классе положено, маленький. Даже вынос запаски на пятую дверь не помог сделать его глубже или длиннее. На презентации нам показывали красивые слайды с упакованной в EcoSport стиральной машиной. Но в стандартном положении рассчитывать в лучшем случае стоит вот на это:

Присутствует трансформация салона: можно целиком разложить кресла с подушкой и получить почти ровный пол, можно ограничиться опрокидыванием спинок.

И вот глядя на все это бытовое благолепие, да не придираясь к реактивному усилию и тяге на низах, видится мне вполне адекватный автомобиль для молодой семьи. Которая мало ездит дальше города, считает деньги и пока не планирует заводить второго ребенка. Но вот не получается не придираться.

Я не верю в чисто городской жизненный путь автомобиля. А ведь за чертой города поджидают такие страшные опасности, как двухполосные трассы, где нужна мощность для обгона, и витиеватые да запорошенные снегом, грязью, кашей извилистые дороги, где нужно поворачивать. С этими двумя пунктами у EcoSport есть определенные проблемы.

Но если все-таки за пределы города не планируете, а машина нужна такая, чтобы влезала на крохотное парковочное место, да еще и чтобы не страшно было бампер во дворе в снегопад оставить — то категорически рекомендую присмотреться. Правда, к версии попроще — с 1,6. На двухлитровый мотор все равно надежды мало.

Новый Ford EcoSport: выводы

Нам нравится непробиваемая подвеска, уютный и качественный салон, эргономика, шумоизоляция, геометрическая проходимость
Нам не нравится мотор, МКПП, узкий выбор комплектаций

 

Ford EcoSport: за кадром

Пару лет назад именно автомобильные компании пробили информационную блокаду Грузии. После нескольких проведенных там ездовых презентаций коллеги захлебывались от восторга и рисовали настолько радужную картину совсем Другой Страны, современной и невиданной. Нестерпимо хотелось посмотреть: как оно там? Завышенные ожидания приводят к разочарованию.

Такого разрыва между богатством и бедностью, блеском и нищетой я не видел даже на контрасте Москва/Удмуртия, да и на потрепанных гражданской войной Балканах не помню. 60 километров от сверкающего Тбилиси — и нас встречают целые заброшенные деревни и села, разбомбленные и изъеденные временем, зияющие пустыми глазницами окон жилые дома, советские гостиницы и ДК.

На контрасте — действительно освеженная инфраструктура в виде новых и гладких дорог. Бензин, правда, по-старинке продают на развалах в пятилитровых канистрах и пластиковых бутылках. Про что яркие публикации про Другую Грузию не врали, так это местная полиция — честь, совесть, гордость и бренд новой Грузии. Придя к власти, Саакашвили первым делом решил искоренить коррупцию. Под корень. Меры радикальные: из штата милиции были уволены одним махом 90% человек. Местные говорят: «2–3 месяца без охраны порядка у нас тут была такая гуляй, душа…» Но. На смену милиции пришла полиция. Которая вежлива, знает много языков, чисто одета и гладко выбрита, работает в прозрачных участках и категорически не берет взяток. От слова «вообще».

По всей стране построили прозрачные «ларьки» с полицейскими внутри. Снарядили по последнему слову техники. Выдали отличные машины. Сделали так, чтобы взятки брать было невыгодно, позорно и с автоматическим волчьим билетом при получении. Местами присутствие полиции выглядит сарказмом: кругом убожество, разбитые дома, брошенные магазины — и… новый сверкающий киоск с полисменами.

Полиция и дороги — то немногое, за что хорошим словом поминают Саакашвили. «Мишико? Да этот вообще сатана!» — ругается водитель автобуса. «Я учился с ним в одной школе, — вспоминает наш гид. — У Миши никогда не было друзей. А в Грузии не любят людей без друзей. Поэтому как человека я его не люблю всю жизнь. Как политик… Делал и плохое, делал и хорошее».

Обеспечить людей работой и завтрашним днем Саакашвили не смог. Уровень жизни за пределами Тбилиси крайне низкий. Да и в столице — так себе: средняя зарплата — 500 долларов. Из них порядка 150–250 надо отдать за жилье (удаленное от центра), еще в среднем 100 долларов — за коммунальные услуги. «На что жить?» — задает мне риторический вопрос наш гид Ливан.

Молодежь бежит из деревень, старики, пусть и долгожители, уходят из жизни. Вдали от курортных мест и столицы жизни все меньше и меньше. Знакомая и довольно родная картина. Просто в масштабах большой страны не так бросается в глаза. Напоследок спрашиваю гида: «Ливан, чем живет Грузия? Туризмом, сельским хозяйством?».

— Чем живет Грузия?.. Надеждой. Грузия живет надеждой.

Ford EcoSport: ТТХ

Технические характеристики Ford EcoSport с мотором 2,0 л и MT
Двигатель Бензиновый
Число и расположение цилиндров 4 в ряд
Рабочий объем, см³ 1 998
Макс. мощность, л.с. 140
Макс. крутящий момент,
Нм
186
Привод Подключаемый полный с возможностью принудительной блокировки межосевой муфты
Коробка передач 6-ступенчатая, механическая
Передняя подвеска Независимая, пружинная, со стойками типа МакФерсон
Задняя подвеска независимая, многорычажная
Передние тормоза Дисковые, вентилируемые
Задние тормоза Дисковые
Максимальная скорость, км/ч н.д.
Время разгона 0–100 км/ч, с. 11,5
Снаряженная масса, кг 1488
Длина/ширина/высота 4273 / 2057 / 1662
Клиренс, мм 200
Шины R16
Объем багажника 333-1238
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 11,4
загородный цикл 6,5
смешанный цикл 8,3
Емкость топливного бака, л 52
Угол въезда, ° 22,1
Угол съезда, ° 35

 

Кирилл Зайцев

Тбилиси — Степанцминда, октябрь 2014 г.

Фото автора






На эту тему: