Догоняя гречку: автомобили с начала года подорожали от 2 до 15%

В январе даже завзятый пессимист не мог представить такого роста цен на популярные автомобили в массовых сегментах.

В конце марта один автомобильный бизнесмен сказал мне: «Думаю, машины подорожают до конца года на 10%». Прогноз сбылся с опережением: по сравнению с январем многие ходовые модели подорожали уже вплоть до 15%. Причем это наблюдается даже в самом демократичном и самом русском сегменте — «нашемарок» — и близких к ним по цене «китайцев».

«Сверхбюджетный» сегмент (начальные цены < 350 000 рублей)

Модель Январь Ноябрь Прирост, руб. Прирост, %
Lada Granta 279 000 289 000 10 000 3,4
Lada Priora 344 900 375 400 30 500 8,12
Lada Largus 339 000 398 000 59 000 14,82
Chery Indis 359 000 374 000 15 000 4,01

* по собственным данным портала

Как видим, популярный румыно-тольяттинский универсал за 11 месяцев подорожал на 14,8% разом! В чем дело, сборка ведь российская? А детали-то от платформы В0 — импортные, зависимые от курсов валют.

Granta и Priora в этом плане от импорта зависят меньше, им и флаг в руки. Хотя прибавка 30 500 у базовой «Приоры» — чересчур для машины, которой лет немногим меньше, чем многим из наших читателей. Сравнительно малое удорожание «Чери» можно объяснить курсом юаня: тот подрос, конечно. Но не до такой степени, как пара евро/доллар.

Бюджетный сегмент (начальные цены < 500 000)

Модель Январь Ноябрь Прирост, руб. Прирост, %
Chevrolet Aveo 487 000 549 000 62 000 11,29
Chevrolet Cobalt 434 000 483 000 49 000 10,14
Volkswagen Polo 458 700 469 900 11 200 2,98
Geely Emgrand 439 000 469 000 30 000 6,39
KIA Rio 499 900 509 900 10 000 1,96
Nissan Almera 429 000 459 000 30 000 6,5
Peugeot 301 455 900 499 900 44 000 8,8
Citroen C-Elysee 455 900 494 900 39 000 7,88

Иначе как адским рост цен на бюджетный Aveo не назовешь. Причем сборка — отечественная, нижегородская. Тем не менее с начала года корейский седан вырос в цене на 62 000, став абсолютным рекордсменом рейтинга бюджетных автомобилей.

Узбекский Cobalt тоже не радует, но там хотя бы какая-то видимость импорта. Теперь понятно, откуда у бренда такие чудовищные потери продаж — минус 37% только за 9 месяцев.

Ощутимо подорожала парочка 301/C-Elysee родом из солнечной Испании. Хотя тут волноваться можно меньше всего: машина — неликвид, у дилеров всегда в избытке «спецверсий» и «предложений-только-сейчас», когда залежалые на складах автомобили раздают с дисконтом до 30 000. То есть почти по цене начала года.

Удивляет вазовская Almera все на той же тележке В0: подорожала пусть и не как Largus, но весомо. А вот Rio лукаво подешевел: если глянуть в каталог сейчас, то начальной ценой будет указана 399 900. Дело в том, что осенью у Rio появилась новая, усеченная и опрощенная, комплектация — без кондиционера и прочих плюшек базовой версии. Тот, который сопоставим с январским Rio, зовется теперь Comfort AC и стоит от 509 900.

В рейтинг сознательно не взят его близнец — Hyundai Solaris. Последний в июне пережил рестайлинг, и сравнивать его с январской версией не совсем корректно. Внимательный читатель, знающий раздел «Тест-драйв» наизусть, воскликнет: «Как же так?! Ведь Rio тоже обновляли — технически». И будет чертовски прав! Только модернизации подвергся Rio с мотором 1,6, а вот стоковый 1,4 остался без перемен.

Volkswagen Polo на калужском конвейере давно, и глубина локализации у него достаточная: в России делаются и кузовные штампы, и детали интерьера, и колеса, и много чего еще. Поэтому за одинннадцать месяцев он прибавил каких-то жалких 2,98%.

Гольф-класс

Модель Январь Ноябрь Прирост, руб. Прирост, %
Chevrolet Cruze 534 000 628 000 94 000 14,9
VW Jetta (1.4+DSG) 800 000 879 000 79 000 8,98
Mazda 3 (1.6+MT) 645 000 664 000 19 000 2,8
Skoda Octavia (1.4+DSG) 816 000 882 000 66 000 7,48

Аналогичная история: локальная сборка без глубокой локализации компонентов не помогает удержать цену. Яркий пример — парочка Octavia и Jetta: в абсолютных значениях прирост за 11 месяцев — на уровне трех средних зарплат по городу! А ведь оба седана собираются в Нижнем Новгороде — на ГАЗе.

Опять все плохо у Chevrolet: питерский «Круз» прибавил 94 000 разом! И это — абсолютный рекорд по всему рейтингу. Даже автомобили классом выше как-то поумереннее в аппетитах. Если руководство GM не включит все возможные рычаги, то 37-процентное падение этого года может обернуться 60-процентным — в 2015-м. Можно спросить у «Форда», как поскорее достичь днища.

Вседорожники и кроссоверы

Модель Январь Ноябрь Прирост, руб. Прирост, %
Chevrolet Niva 449 000 469 000 20 000 4,26
Renault Duster 479 000 492 000 13 000 2,64
Subaru XV 919 000 999 000 80 000 8,008
Opel Mokka (1,8 AT) 930 000 1 015 000 85 000 8,37
Suzuki SX4 CVT 4×4 949 000 969 000 20 000 2,06
KIA Sportage 2,0 AT 1 119 900 1 099 900 -20000 -1,7
Hyundai ix35 2,0 AT 1 109 000 1 128 900 19 900 1,76

Магия с тележкой В0 продолжается: Duster, построенный на той же платформе, что и Largus, и Almera, за неполный год прибавил всего 13 000, или 2,64%. Есть мнение, что процент локализации компонентов для московского «Автофрамоса» выше, чем в Тольятти. И там, где у «Дастера» пластиковые панели или проводка отечественного производства, у «Ларгуса» — импортные. Оттого и такая разница в динамике.

Хотя ценообразование — вещь весьма мутная: логистика и объемы продаж значение имеют немалое.

Чуть сильнее «Дастера» подорожала «Шнива» — всего на 4,26%. Что на фоне всех остальных Chevrolet — ни о чем. А вот больше всех прибавили в цене чисто импортные кроссоверы — Subaru XV и Mokka.

Подозрительно мало подрос новый SX4. Есть подозрение, что символический прирост в 20 000 сделан на те экземпляры New SX4, которые были ввезены еще до Крыма и Донецка: объемы продаж изначально были мизерны, может статься, что машины стоят на складах дилеров с начала года, а «+20 000» сделано лишь для того, чтобы было от чего торговаться. Это не данность — это гипотеза. Но посмотрите выше, что бывает, когда меняется ценник на совсем новую машину (Mokka), которую везут из-за рубежа.

Интересная история с парочкой Sportage/ix35. Оба обновились в конце прошлого — начале этого года и оба должны бы демонстрировать идентичную динамику — вплоть до процента. Но процент-то один, а вот вектор — разный: Sportage, судя по сегодняшнему прайс-листу, подешевел на 1,7%, а Hyundai на тот же 1,7% подорожал. Надеюсь, это не ошибка в записях за январь и KIA реально подкладывает свинью «брату» симметричным демпингом.

Ключевой вопрос: что будет дальше? Будет только хуже. В российском представительстве Nissan сказали, что «прогнозы сложно давать. Мы смотрим на рынок. Если совсем все будет плохо, будем повышать цены». В российском офисе Audi сказали, что «ответа на вопрос о ценах пока нет».

Представительство Volkswagen оперативно комментарий дать не смогло, их коллеги из Skoda Rus в оценках сдержанны: «Мы смотрим на ситуацию на рынке, на конкурентов и принимаем соответствующие решения», — говорит Тимур Алиев, глава отдела по связям с общественностью российского представительства «Шкоды».

Одним словом, российские представительства пока не готовы говорить о ценообразовании — особенно на 2015-й, когда станет заметен отскок евро. По сути, те машины, которые продаются сейчас и будут подвезены в ближайшие недели — месяц, законтрактованы до исторического скачка доллара и евро. Произведены — и того раньше.

Совсем не смешно будет в тот момент, когда повышение курсов валют отыграется на производстве и конечной стоимости продукта. Как бы мы не проснулись в январе 2015-го с приростом еще процентов в 10–15%.

Авторынок тогда точно накроется.



Источник фото: архив



На эту тему: