Раздел Авто
4 сентября 2015, 06:40

Honda не уходит, а «меняет схему». Кто следующий?

Honda не уходит, а «меняет схему». Кто следующий?
Фото: архив
Honda Motor Rus фактически умывает руки, но на птичьем языке пресс-релизов это называется «изменение схемы работы с дилерами».

Российский офис Honda поспешил опровергнуть информацию о своем уходе с рынка. Получилось неубедительно. Пресс-релиз устами Михаила Плотникова, начальника управления продаж и маркетинга Honda в России, говорит, что речь идет всего лишь об «изменении схемы работы дилеров, с которыми обсуждаются прямые поставки автомобилей из Японии. Мы хотим перевести их на предоплату».

Действительно, слов «мы устали — мы уходим» нет. Но по факту — речь именно об этом, ибо наиглавнейшая функция импортера — обеспечивать централизованный ввоз автомобилей и распределение их по дилерам. Что предлагает Honda Motor Rus? Каждому дилеру самому стать импортером! И привозить машины самостоятельно, как это было в начале — середине девяностых, когда об институте импортерства наш бизнес не слыхал.

Зачем тогда нужен такой номинальный импортер, если он не будет заниматься основной работой? Ну, чтобы был. Де-юре в России остается юрлицо, которое представляет интересы «Хонды». Но дилеры с клиентами будут сами по себе и начнут планировать покупку без централизованной поддержки из Москвы. Honda Motor Rus заниматься поставками мотоциклов, автомобилей и силовой техники больше не хочет, но сохраняет за собой все гарантийные обязательства перед клиентами.

Источники в дилерском сообществе подтверждают: действительно, на конференции «Хонды» в Москве обсуждаются некие новые правила игры. Нюансы станут известны позднее — конференция продолжается.

В отскоке «Хонды» неожиданного ничего нет: за первые 7 месяцев 2015 года продажи марки в стране в целом рухнули почти в пять раз — на 78%12 424 шт. до 2 742 шт.). По Екатеринбургу картинка схожая: –79%, с 782 до 163.

Кто дальше?

Подобный список составлялся в марте, когда о своем решении объявил GM. К сожалению, прогнозы начали сбываться. Теперь тот список можно рассматривать как ремейк «Десяти негритят». Один, как видим, «поперхнулся, их осталось девять». Кто дальше? Если посмотреть на соседние с «Хондой» строчки, то станет понятно, какой производитель может вслед за ними «изменить схему работы».

SsangYong

Падение продаж, РФ/Екб: -73% / -73%*

* по данным АЕБ

По-прежнему в группе риска южнокорейский производитель: слабая локализация, специфичный дизайн, небольшая модельная линейка, скромная рекламная поддержка еще никому кассы не делали. Как итог — с 433 шт. продажи в столице Урала за 7 месяцев упали до 115. В целом по стране — с 13 844 до 3 671 шт. Это с опережением рынка и далеко за гранью рентабельности, о чем хорошо осведомлены в штаб-квартире. Поэтому еще весной поставки новых автомобилей приостановились до того момента, как разойдутся товарные остатки со складов. Не расходятся.

Peugeot

Падение продаж, РФ/Екб: -75% / -86%

Калужский завод PSA изредка запускается, но не для производства «Пыжиков» и «Цэ-четвертых» «Ситроёнов», а для сборки Mitsubishi Outlander, который хоть как-то продается. Изделия же PSA — никак: по стране продажи «Пежо» упали с 13 506 до 3 365 штук. В Екатеринбурге — с 599 до 84.

Примечательно, что падение идет не первый год, и по сравнению, например, с каким-нибудь 2011 г. обвал будет смотреться совершенно шокирующе. Тем не менее PSA с каким-то нездоровым оптимизмом смотрит в будущее, проводит реорганизацию российского офиса, сбрасывает цены до психологически комфортных и об уходе не заявляет. Все еще.

Jeep

Падение продаж, РФ/Екб: -69% / -80%

Легендарный бренд на наш рынок вернулся сравнительно недавно, но закрепиться перед новым витком кризиса так и не успел. С начала года продажи по стране упали с 4 460 до 1 368 штук.

В группе риска с падением продаж свыше 70% также находится Ford и ряд премиум-брендов. Но последним в любом случае выжить будет легче, а уйти — проще. А вот в неуспех Ford в долгосрочной перспективе лично я не верю: они бездарно провели на нашем рынке последние 6 лет и потеряли всё, что можно было потерять: сегменты кроссоверов, лоукостеров В-класса, гольф-класс, бизнес-класс…

Mondeo задержался на три года, новая Fiesta — также. Focus III ждали полтора года и получили опять в разгар кризиса…

Но сейчас они активно локализуются, обосновываются (даже моторный завод открыли), и когда (если?) кризис все-таки закончится, первым на коне окажется именно Ford — от «низкой базы» динамика роста продаж может быть просто сумасшедшей.

В группе риска Suzuki (-70% по РФ), а вот Subaru и Mazda падают не быстрее рынка (-56% и -46% соответственно).