Сезон бурь: 5 советов, как не разложить машину в дождь

Сезон бурь: 5 советов, как не разложить машину в дождь

Фото: архив 66.ru
Раздел Авто
21 июня 2016, 14:40
Вопреки созвучию, аквапланирование — штука незапланированная. Но поддающаяся контролю.

«Не справился с управлением», «занесло» — у журналистов есть масса эвфемизмов для водительской неопытности.

У неопытных водителей, в свою очередь, тоже есть куча оправданий — включая «Да у меня ABS и ESP», «Как-нибудь справлюсь» и «Бог спасет». ESP и высшие силы хороши до определенного момента. Дальше все-таки нужны рефлексы, реакция и навыки.

Водоотвод

Причины «несправления с управлением» или, там, «заноса» на мокрой дороге в общем и целом похожи на оные на обледенелой дороге: шинам не хватает сцепления для надежного управления. Водоотводом из пятна контакта покрышки заведуют канавки на шине. Если они недостаточно глубоки, то с отведением воды колесо не справляется. Машина как бы приподнимается над дорогой, теряя сцепление.

Шины «Формулы-1» отводят из пятна контакта по 60 л воды в секунду. Результаты дорожных шин гораздо скромнее: в зависимости от марки/модели каждую секунду отводится от 13 до 45 л.

Произойти это может со всеми, но риск можно минимизировать. В первую очередь — за счет регулярной смены шин. Следите за износом, другими словами.

Животворящие 2 миллиметра

В цивилизованных странах (включая Россию) за минимальную глубину протектора берется 1,6 мм. Если меньше — резина на выброс, больше — можно ездить. В теории. На практике же, выяснили наши финские коллеги, критичной является остаточная глубина протектора в 4 мм — даже при таком износе риск аквапланирования значительно выше, чем у новых колес.

Пятно контакта колеса с дорогой, покрытой 3-миллиметровой водной пленкой (на 75 км/ч):
— свежая шина (глубина протектора 8 мм) дает 2/3 от нормального сцепления,
— изношенная (остаточная глубина — 4 мм) дает чуть больше половины,
— критически изношенная (1,6 мм) шина дает меньше четверти от нормального сцепления.
Для понимания устойчивости: вы или шагаете всей ступней, или ковыляете на пятках, или пробуете удержаться на мизинце левой ноги.

Во многом миллиметры протектора важнее ESP с ABS вместе взятых: электроника лишь поможет скорректировать уже допущенную ошибку, а лишняя пара миллиметров резины — ее не допустить. В любом случае в придачу к технике и экипировке нужны прямые руки и немного смекалки. Слово инструктору по контраварийному вождению, профессиональному гонщику Сергею Жаркову (X-Avto).

Смотрите дальше

Не глядите себе под капот. Чем дальше вы научитесь вести взгляд перед машиной, тем больше времени будет на принятие решения. Особенно если вас окатят из лужи — вы можете лишиться зрения на несколько секунд! Просматривая дорогу дальше, вы сможете заранее составить план объезда всех ям и луж, а также предсказать поведение автомобиля впереди вас.

Ощущайте сцепление с дорогой сквозь руль

При начале аквапланирования машина начинает чуть хуже управляться рулем. Она как бы нехотя меняет курс, иногда это происходит небольшими рывками — в такт попадания луж под колеса. Это опасный знак! Резко сманеврировать уже не получится. Если руль вдруг стал не таким острым, как раньше, пора плавно снизить скорость.

Избегайте торможений в повороте

Старайтесь тормозить при прямом руле. Так вы обезопасите себя от возможного заноса. Особенно опасно торможение после обгона, когда вам надо экстренно вклиниться в поток. Чтобы минимизировать опасность, нужно сначала направить автомобиль по диагонали обратно в свою полосу и уже только после этого начинать торможение — вплоть до экстренного. Также следует быть осторожным при торможениях в колее и при проезде луж: если одно из колес будет иметь преимущество в сцеплении с дорогой, машину потянет именно в эту сторону. Потребуется либо коррекция рулем, либо прекращение торможения.

Никаких экстренных действий, если машина «всплыла»!

Вы неожиданно влетели в лужу и почувствовали, что машина стала неуправляемой — обычное дело на высокой скорости. Автомобиль начинает резко замедляться от сопротивления воды и никак не реагирует на руль, газ и тормоз. Выход — без паники дождаться, когда скорость упадет. Если поворачивать колеса в сторону всё сильнее и сильнее, то эффекта не наступит. Неопытный водитель от испуга вывернет руль до упора, и когда колеса всё-таки коснутся асфальта под водой, машина резко рванет в сторону. Так что если уже всплыли, то действуем плавно и после того, как колеса коснулись твердой поверхности.

Купите самую лучшую резину, которую только можете себе позволить

Выполнение этого пункта значительно упростит вам жизнь. В сухую, теплую погоду можно спокойно передвигаться на абсолютно любой, даже самой дрянной и не подходящей сезону резине, в то время как хороший ливень на трассе становится настоящим испытанием.

Потратьте немного времени, подберите покрышки, показывающие отличный результат в тестах, а свой старый комплект продайте на барахолке. Так вы сделаете наши дороги еще чуть безопаснее для всех участников движения.

Источник: 66.ru