21 марта 2013, 14:18

Райффайзенбанк: неинтересных регионов нет

Райффайзенбанк: неинтересных регионов нет
На сайте банка состоялась онлайн-конференция «Банки в российских регионах», в ходе которой Леонид Качалов, заместитель руководителя дирекции обслуживания физических лиц и малого бизнеса, и Евгений Богачев, начальник управления по развитию регионального корпоративного бизнеса и корпоративных продуктов, представили свое видение специфики и перспектив развития банковского сектора в регионах страны, а также рассказали о особенностях бизнеса Райффайзенбанка.

В конференции приняли участие журналисты практически из всех федеральных округов России. Многих из них волновали вопросы, как оценивается состояние банковского сектора России, какой регион банк считает самым важным для себя, какой — самым успешным. Эксперты Райффайзенбанка отметили, что в целом банковский бизнес в регионах находится в стадии активного роста. Для удовлетворения растущего спроса на кредиты и услуги со стороны как физлиц, так и предприятий, банки наращивают бизнес, открывая новые точки обслуживания и разрабатывая новые продукты. Говоря о наиболее важных регионах, спикеры особо подчеркнули, что неинтересных регионов нет, а есть те, которые требуют большего внимания.

Все общие тенденции в развитии экономики регионов подтверждает и статистика Райффайзенбанка. Неудивительно, что наилучшую доходность показывают города-миллионники. Список ТОП-20 городов за последние 2 года остается неизменным. Однако имеются и «прорывы» в этом рэнкинге. Например, в последнее время серьезно вырос бизнес в таких городах, как Калининград и Ростов-на-Дону.
Одним из перспективных был назван, например, Южный федеральный округ с тем объемом инвестиций, которые были вложены в него государством и частным бизнесом в преддверии Олимпиады. Активы Южного регионального центра Райффайзенбанка выросли за 2012 год на 27%. По части розницы в 2012 году лучшим был признан операционный офис в Анапе. По динамике роста корпоративного кредитного портфеля помимо Южного филиала эксперты отметили Сибирский региональный центр. Лучшие показатели по динамике валового дохода за 2012 год — у Центрального региона.
«Каждый регион имеет большое значение — это часть нашего бизнеса и возможность для развития, — подытожил данную тему Леонид Качалов. — Мы планируем равномерно наращивать наш бизнес во всех городах присутствия, с особым фокусом на региональные центры и крупные города».

Относительно перспектив развития отдельных банковских направлений, ожидается, что темпы роста розничного бизнеса будут выше, чем в корпоративном сегменте, а наиболее востребованным продуктом в рознице останется потребительское кредитование. Также все большее внимание уделяется микро, малому и среднему бизнесу.

Отвечая на вопрос, учитывается ли региональная специфика при разработке банковских продуктов, эксперты отметили, что и тарифы, и требования к клиентам, как правило, разрабатываются с учетом региона. Но в Райффайзенбанке, как у большинства федеральных игроков, сейчас нет продуктов, которые разработаны специально под какой-то регион и в других не представлены. Ранее были подобные эксперименты — например, в части кобрендовых карт, но их востребованность была довольно низкая.

В корпоративном бизнесе учитывается не региональная специфика, а отраслевая. Продукты «настраиваются» индивидуально под клиента, принимая во внимание его конкретные потребности, особенности его бизнеса.

Еще одной темой для обсуждения стала конкуренция на местах. На чьей стороне преимущества, у региональных или федеральных банков? В розничном бизнесе все игроки находятся примерно в равных условиях, в корпоративном же секторе конкуренция идет в основном между федеральными банками, и региональные игроки могут отличаться несколько большей скоростью принятия решений по кредитам для местных клиентов. Федеральные игроки обладают доступом к более дешевым ресурсам и более современным технологиям.

«Конкуренция во всех сегментах банковского бизнеса в регионах высокая, и скорее всего она будет только усиливаться, — констатирует Евгений Богачев. — Когда каждый банк готов демпинговать по ценам на комиссионные продукты с целью получения оборотов клиента, особую значимость начинают приобретать высокий уровень сервиса и технологичные решения».

В ходе онлайн-конференции были затронуты также такие темы, как развитие отдельных сегментов банковского бизнеса в регионах — а именно, частный сектор, малый и средний бизнес, инновационные проекты. Обсуждалась проблема финансовой грамотности в регионах, отличий в уровне сервиса между центральными и региональными офисами и многое другое.