Раздел Отдых
18 апреля 2013, 10:05

Театральная скромность Как сделать декорации из мусора

Театральная скромность Как сделать декорации из мусора
Фото: автор
Драматические спектакли, городские праздники, цирковые представления, эстрадные концерты, уличные шоу – в ее биографии было все. Марина БРАУЛОВА – известный в Череповце театральный художник, хотя лет 20 назад не помышляла о такой карьере.

Человек без лица
Среди известных мне художников Марина – одна из самых скромных.

– Когда я работаю в театре, у меня нет творческого лица! – заявляет Марина и продолжает в ответ на немой вопрос. – Декорации должны подстраиваться под постановку, под игру актеров.

В профессию Марину занесло отчасти случайно. Дебют был дешев, сердит, изобретателен и лаконичен. Браулова закончила в свое время художественно-промышленное училище имени Калинина. Однажды Дворец металлургов обратился за помощью: оформить спектакль Русского национального театра «Озорной сказ». И весь город был поражен простотой и яркостью декораций: практически все было «сконструировано» из павлово-посадских платков.

Череповецкие режиссеры стали рвать художницу на части. Она работала на всех городских площадках, с огромным количеством коллективов, участвовала в создании спектаклей не только в Череповце, но и в Вологде, Рыбинске. Выучилась в театральной академии, освоила грим.


Как сделать декорации из мусора

Про неудачи
Сейчас Марина работает с режиссером из Санкт-Петербурга Олегом Леваковым. Замахнулись на «Дядюшкин сон» Достоевского. На днях состоится премьера в череповецком Камерном театре, и Марина собственными руками клеит и красит белые колонны из картона.

– Очень ответственное дело, – говорит. – Это только кажется, что зритель далеко. На сцене все «косяки» видно!

Декорации – вообще капризные создания. Несколько недель назад Браулова оформляла программу цирка «Пируэт» под названием «Маугли». Один из городских предпринимателей предложил создателям представления на время премьеры бесплатно воспользоваться его сценическими фонтанами. Все, конечно, согласились. И уже на финальных репетициях смогли оценить невероятную красоту водяных струй, резвящихся на фоне заброшенного города с башнями и огромным медитирующим Буддой.


Фото: Александр Коркка

– И тут мне показалось, что мой Будда ожил. Его слегка повело, а башенки-шапочки на его голове стали медленно крениться. Мелкие капли воды и высокая влажность размочили клей ПВА, и весь мой город «поплыл» на глазах… – рассказывает Марина.

Впрочем, это был первый случай, когда декорации Марину подвели.

Мусорная эстетика

Анна Ахматова писала, что стихи растут из сора. Театральные постановки тоже не ведают стыда. Самые лучшие элементы декораций Марина находила на… помойке.

Интересно получилось с Бальзаминовым – главным героем спектакля вологодского режиссера Якова Рубина «За чем пойдешь, то и найдешь». Этот комичный персонаж постоянно по ходу пьесы сигал в окна. Неожиданно на глаза художнице попалась обычная городская мусорка с великолепной арочной рамой. И основой оформления спектакля стали окна – разных форм и размеров, любовно собранные на богатых череповецких помойках всей труппой.

Все друзья и коллеги Марины знают, что выбрасывать старый хлам нельзя! Все несут ей!

– Никакой новодел, никакая умелая имитация не сравнится с подлинной вещью, - говорит Марина и показывает мне старый рояль, которому предстоит сыграть в «Дядюшкином сне».

Что снится дядюшке
В пьесе по Достоевскому, как и положено (по сюжету) во сне, декорации – отчасти с налетом эфемерности, черно-белые и полупрозрачные. Марина считает, что театр тем и отличается от кино, что не пытается притворяться жизнью. Она любит минимализм.

– Лучше всего условный театральный язык понимают дети. Мне самой нравится лаконизм и малобюджетные постановки, где реальность только обозначается, и нужна фантазия, чтобы понимать язык сцены. Поэтому я очень люблю делать спектакли для детей. А 11-летний сын – мой главный критик. Он бывает довольно строг и может сказать примерно так: «Мне понравилось на 95%. Три процента – бочка, два процента – куст». А вообще, театр – это коллективное искусство. Когда отдельно хвалят декорации, я обычно огорчаюсь: видимо, они слишком выделяются на фоне самого спектакля. Этого быть не должно!

Марина считает себя очень счастливым человеком, потому что занимается любимым делом. Если вам не настолько повезло, то хотя бы приходите в театр. И не забудьте прихватить с собой ненужный хлам.

Досье
Марина БРАУЛОВА (род. 1970) - театральный художник из Череповца, закончила Академию театрального искусства в Санкт-Петербурге и училище Художественного прикладного искусства. Оформляет драматические спектакли, концертные программы, городские торжественные мероприятия.

Дина КОМИССАРОВА