Раздел Отдых
29 июля 2013, 09:15

В прямом эфире лучшие диджеи Череповца: «Каждый ведущий в эфире как Юлий Цезарь»

В прямом эфире лучшие диджеи Череповца: "Каждый ведущий в эфире как Юлий Цезарь"
Порой, когда мы едем на работу или с работы, стоим в пробках или все еще сидим в душном офисе, ближе них для нас никого нет. Они знают, как заставить нас улыбнуться, и помогают «дотянуть» до конца рабочего дня. С теми, кто ежедневно дарит позитив и заряжает оптимизмом, мы и решили познакомить наших читателей.

DJ TOMAS, Олег Туманов: 40 лет, радио "Трансмит", диджей, автор и ведущий радиошоу "Дискотека DANCE", руководитель службы музыкального программирования

— Ты целенаправленно шел на радио или все произошло случайно?

— В 1994 году случайно услышал, что в Череповце открылось коммерческое FМ-радио. В те времена это было в диковинку, даже во всей стране было на тот момент одна-две коммерческие радиостанции. В июне того же года я пришел к директору радио и сказал: "Хочу у вас работать и вести свою передачу!" Через неделю принес кассету с первой программой, руководство одобрило, программа "Дискотека DANCE" прозвучала в эфире. С тех пор вот уже 19 лет моя программа выходит в эфир.

— Какими данными должен обладать радиоведущий?

— На мой взгляд, с высоты, так сказать, опыта и прожитых лет, ведущий должен быть умным, образованным. Помимо отменной реакции для работы в прямом эфире необходимо минимальное владение техникой. И я всегда за юмор и позитив в эфире!

— Было время, когда на радио работали дикторы со строгими голосами, а по заявкам слушателей звучал Чайковский. Что потребовало перемен?

— Я сам еще отлично помню те времена, когда дома на кухне слушал трехпрограммное радио и концерты по заявкам "В рабочий полдень". Потом у меня появился модный радиоприемник "Океан 209", и я слушал "вражеские голоса" в КВ-диапазонах, там звучала модная музыка, которую в нашей стране не услышишь по радио, и дикторы были более раскованные. Со временем, после перестройки и развития кооператорской деятельности, такая ситуация произошла и в нашей стране, появилось множество коммерческих радиостанций, радио-диджеи стали настоящими звездами.

— Если не радио, то что? Где и в чем еще хотел бы "применить" себя?

— Теперь даже и не представляю, чем бы еще мог заниматься, кроме радио и диджеинга. Половину сознательной жизни посвятил именно этому.

— Твой жизненный девиз?

— Заниматься тем, что любишь. Тем, что доставляет удовольствие и приносит доход!

Наталья Ким: всегда 22, радио "Трансмит"

— Быть радиоведущей, значит…

— Быть человеком. Это главная профессия в жизни. А кроме того — жить радио, идти в ногу со временем, обладать пытливым умом, коммуникабельностью и грамотной речью.

— Как ты пришла в эфир?

— По-честному. Через испытание с заморским названием "кастинг". Честно говоря, устраиваясь на радио, я представляла себе работу ведущего примерно так: "Рот закрыл — рабочее место убрано". Оказалось все иначе: глубже, интереснее.

— Что проще: вести эфир в одиночку или в компании других ведущих?

— Если искать легкий путь в работе в целом, тогда лучше вообще эфиры не вести. Что касается этих двух случаев, в каждом из них есть свои преимущества и сложности. Например, когда ты один, тебя никто не перебивает, но в то же время никто не подхватит и не разовьет твою мысль, если тебе нужное слово на ум не приходит вовремя. Одиночное плавание по радиоволнам — это в любом случае одностороннее общение.

— Что самое трудное в профессии радиоведущего?

— Делать несколько дел одновременно. Каждый ведущий в эфире как Юлий Цезарь. Он говорит в эфире и следит за временем, управляет пультом и подбирает нужные джинглы, песни, ролики. В общем, в эфире он сам себе режиссер, сценарист, инженер, звукооператор и человек-оркестр одномоментно.

— Можешь ли ты позволить себе быть провокатором и задавать неудобные вопросы гостю студии или радиослушателю? Существует ли какой-то "протокол поведения"?

— Протокол, конечно, существует. Но и право на импровизацию с провокациями имеется. Главное, чтобы все это было к месту, не пошло и ни в коем случае не оскорбляло чести и достоинства собеседника.

— Твой личный рекорд по продолжительности эфира?

— 17 часов прямого эфира в режиме нон-стоп. И каждый час из этого временного промежутка ярок и памятен. Дело в том, что на 17-летие "Трансмита" Ксения Туманова, я и Андрей Любимов организовывали радиомарафон с участием гостей в студии, с играми-подарками, смс-общением. Событие было поистине масштабным, уникальным и, что немаловажно, первым в области мероприятием такого рода в жизни радио вообще.

— У тебя есть поклонники?

— А куда ж без них? (Смеется.)

— От долгого сидения на одном месте не возникает желания размяться во время рекламной паузы — заняться гимнастикой, йогой?

— Я вам больше скажу. Желание не только возникает, но порой и энергично реализуется. Заниматься йогой в студии не рискую, боясь застрять в какой-нибудь позе и тем самым пустить эфир на самотек, но разминка, зарядочка — это да. Бывает. Одно время у нас в студии даже хулахуп был. Девочки ближе к весне загоняли в нужное русло талию с его помощью.

— Твой жизненный девиз?

— Девизов много. Выбор нужного зависит от жизненного момента. Есть фраза, которая меня вдохновляет больше остальных независимо от ситуации. Ее в свое время изрек один очень интересный барон по фамилии Мюнхгаузен: "Я знаю, в чем ваша беда, господа. Вы слишком серьезны. Все величайшие глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Так что улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"

Дима Романов: 31 год, радио "Трансмит"

— Что для тебя радио?

— Для кого-то это коробка с кнопками и антенной, а для меня это уже образ жизни.

— Какие испытания нужно пройти, чтобы попасть на радио?

— Надо просто показать на кастинге, что ты можешь и умеешь, попытаться как-то "отжечь". Имеются в виду профессиональные навыки — умение говорить в микрофон, актерское мастерство, техника речи. Также способствуют попаданию в СМИ чтение книжек и другие способы расширения кругозора.

— Как подготовить себя к эфиру, чтобы быть «в голосе» и в рабочем настроении?

— Голос надо беречь, ведь это один из главных рабочих инструментов профессии. Поэтому, если хотите работать на радио, не забывайте в холодное время года о шарфике. Покупайте мятные конфетки (смеется). Для улучшения артикуляции и дикции перед программами, где надо много говорить, например перед хит-парадом "Наша двадцатка", разогреваюсь. Читаю скороговорки, а также произвольные тексты вслух с усилием, зажав зубами зажигалку, если, конечно, ее удается найти, потому что сам не курю.

— Бывает так, что понимаешь, что уже все сказал слушателю?

— Этот кризис жанра мы подробно разбирали на семинаре радиоведущих в Москве. Ведущие популярного радиошоу федерального масштаба, Бачинский и Стиллавин, советовали переварить, переждать такую ситуацию и разобраться в себе. Если в данный момент времени "музы" нет, то позже она обязательно появится. Терпение, друзья, и все получится! Сам таких ситуаций из разряда "не знаю, что сказать" не припомню —вокруг всегда что-то происходит, надо просто почаще смотреть по сторонам и заглядывать на информационные сайты развлекательного характера.

— Ставила ли тебя в тупик какая-либо фраза слушателя?

— Мы стараемся принимать звонки за эфиром. Тут надо быть немного психологом, чтобы понять, будет ли дозвонившийся адекватен в эфире, не начнет ли применять в эфире нецензурную брань. Бывают случаи, когда выводишь человека в реальном времени, тут уже надо полагаться только на профессионализм. Вообще, на радио не берут людей, которых можно напугать словом! В процессе стажировки тебя учат быть готовым ко всему, поэтому как-то обошлось без тупиков.

— Тебе нравится свой голос?

— Главное, чтобы он нравился нашим уважаемым радиослушателям. Мой голос меня вполне устраивает, хотя совершенству нет предела. Периодически занимаюсь его развитием, в Интернете можно без труда найти много упражнений. Тут главное — победить в себе лень.

— Что самое трудное в профессии радиоведущего?

— Научиться приходить на работу строго по времени. Начальство бдит, ты всегда "на слуху", опаздывать никак нельзя. Со временем радио дисциплинирует, если ты, конечно, не раздолбай. Последние надолго не задерживались.

— Эфир в большей степени заранее продуманный или это все же сплошная импровизация?

— Хорошая импровизация — тщательно спланированная импровизация. Автор этого высказывания не я, но согласен на все сто процентов!

— Твой жизненный девиз?

— Стоит в статусе на страничке сети "ВКонтакте". "Don`t be afraid to fail. Be afraid not to try", что можно перевести так: "Не бойся накосячить, бойся не попробовать".

Кристина Есенина: 24 года, радио "Европа Плюс"

— Что для тебя работа на радио?

— Работа на радио — это отдых! А еще множество возможностей и отличный коллектив.

— Поделись с нами своей историей, как ты пришла на радио?

— Моя история банальна, как жизнь! Устроилась в компанию по соседству офис-менеджером, а потом меня переманили на радио. Сначала работала звукооператором эфира, затем стала ведущей.

— С чего начинается твой рабочий день? Ты приходишь в студию и…

— Первым делом нужно изучить все новости и события, произошедшие за день, далее кофе или чай, и только потом — с положительным настроем за пульт (смеется).

— Расскажи какую-нибудь забавную историю, связанную с твоей работой.

— Однажды мужчина позвонил поздравить тещу с днем рождения, прочитал ей хвалебную оду, мол, какая она прекрасная женщина и так далее, и тому подобное, пожелал всего, как полагается, и в конце добавил: "Еще желаю, чтоб зятя своего получше любила"!, а на заднем плане раздается голос: "А за что тя, хада, любить-то?!" Ну, вот примерно такие истории у нас происходят почти каждый день (смеется).

— Что делать, когда нет настроения, но программу вести нужно? Где набраться задора и положительных эмоций, чтобы заряжать слушателей?

— Для меня радио — это отдушина! Здесь я отдыхаю эмоционально, поэтому, даже если день не задался, перед микрофоном настроение мгновенно поднимается!

— Влияют ли твои личные музыкальные предпочтения на содержание эфира?

— Каюсь, бывает. И надеюсь, это незаметно! Всегда приятнее придумывать подводки к любимым песням.

— Сталкивались с настойчивыми звонками в эфир от поклонников?

— Конечно. Мне кажется, такие ситуации случались у всех. Бывает, в кино приглашают, если билеты выигрывают, прямо в эфире! Вот тогда действительно не знаешь, что сказать, но я всегда выкручивалась.

— Ставила ли тебя в тупик какая-либо фраза слушателя?

— Как раз эти самые приглашения! (Смеется.)

— Тебе нравится свой голос?

— Не-е-ет! Ненавижу!

— Волнуешься перед эфиром? Если да, то как побороть волнение?

— Волнуюсь! Говорят, профессионалы всегда волнуются, вне зависимости от стажа работы!

— Что самое трудное в профессии радиоведущего?

— Связать воедино все свои мысли, чтобы они красиво звучали, и главное, вообще не забыть, что хотела сказать!

— Твой жизненный девиз?

— Что ни делается — все к лучшему!

Дмитрий Цветков: 31 год, радио «Европа Плюс»

— Что для тебя радио?

— Радио — это возможности, это игра, хобби и отдых. Художник раскрывает душу в своих картинах, я раскрываю свою душу на радио, в эфире.

— Ты изначально мечтал стать радиоведущим или все произошло случайно?

— Мечтал всегда. Когда мне было лет 14, я проводил лето у бабушки в деревне. У меня тогда были огромные колонки, которые я выставлял на улицу и во время сенокоса вещал через них как на радио: ставил песни, подводил от одной композиции к другой, чтобы хоть как-то "помочь" людям морально… Вот такой у меня был первый опыт.

— Стараешься перенять что-либо у других ведущих?

— Да, есть несколько ведущих, авторитетных для меня, которые мне нравятся и на которых мне хотелось бы быть в чем-то похожим. Конечно, быть похожим на кого-то, наверное, изначально неправильно, но на периферии все равно нет институтов, которые бы обучали тому, как вести себя естественно со своим собственным стилем. Можно потратить на это определенное время и достичь результатов самостоятельно, но в итоге тебе скажут: "Дим, давай лучше стандартно, по шаблону. Так будет правильнее".

— Каков твой стиль ведения эфира?

— Сложно ответить на такой вопрос. Позиционировать себя всегда трудно. Но в первую очередь мне хотелось бы быть простым, открытым парнем, который говорит людям простые вещи, о которых все и так знают, но ввиду своей монотонной рутинной деятельности забывают.

— Умение посмеяться над собой — огромное достоинство. Бывали поводы для этого?

— Историй случалось множество, и эти истории даже можно классифицировать: истории о невыключенных микрофонах, об утренних эфирах после ночных ≪смен≫ на дискотеках, про опечатки в рекламных текстах, когда поздно увидел ошибку и нужно уверенно дочитать до конца как есть, не засмеяться и не запутаться… Но несмотря на все косяки, мне всегда удавалось выходить сухим из воды.

— Ты строго к себе относишься?

— Занимаюсь самобичеванием постоянно! Я очень самокритичный, но все-таки лояльный и, наверное, ленивый. Не могу взять и поставить себя в жесткие рамки. Понимаю, что могу быть в сто раз лучше, где-то в душе хочу этого, но делать для этого не хочу ничего! "С понедельника я обязательно займусь собой. А сегодня какой день? Понедельник?.. Значит, со следующего!" (Смеется.)

— Сколько раз нужно выйти в эфир, чтобы почувствовать себя профессионалом?

— Много. Но тут речь идет об уверенности. Когда ты уверен в себе и когда ты чувствуешь, что уверен, то ты чувствуешь себя и профессионалом. Хотя профессионал — это нечто совершенное. Совершенству нет предела. К совершенству надо стремиться. Я не могу назвать себя профессионалом, повторюсь — я самокритичен. Но если кто-то скажет мне, что я профессионал, то окажется прав.

— Твой жизненный девиз?

— "Мы все умрем" и "Все возможно". Это помогает радоваться жизни каждый день и быть позитивным. Ведь если задуматься, то у нас есть не так много завтрашних дней, и каждый день хорошо бы прожить как последний. Важно наслаждаться жизнью не завтра, не когда-то потом! Этот девиз возвращает на землю и заставляет быть счастливым прямо здесь и сейчас.

Вера Стрельникова: 28 лет, радио "Трансмит"

— Что для тебя быть радиоведущей?

— Несмотря на то, что я еще новичок в этом деле, от работы на радио я уже получаю огромное удовольствие. Наверное, я всегда подсознательно мечтала здесь работать. Особенно мои мечты подстегнул фильм "Питер FM". Возможно, именно после него пришло осознание того, что ведущий — это не тот, кто просто ставит песенки и рекламные блоки в определенном порядке. Ведущий на радио задает определенный тон и определенное настроение. Особенно приятно ощущать отдачу, когда чувствуешь, что тебя слушают, слышат и понимают.

— Как ты пришла на радио?

— Раньше я не верила в то, что кто-то становится радио - или телеведущим случайно, пока это не произошло со мной. Я увидела рекламу по "Каналу 12" о том, что проводится кастинг. Что к чему — толком не поняла. Кого набирают? На кастинге было много претендентов. Сквозь гул я услышала, как люди рассказывают, что приходили и в прошлом году, но не прошли отбор… А я подумала: "Боже мой! Да сюда люди "со стажем" ходят!" Это оказался набор корреспондентов на "Канал 12" и ведущих эфира на радио "Трансмит". Пока я заполняла многочисленные анкеты, очередь на "Трансмит" волшебным образом исчезла. Туда я и пошла. Такого потрясающего и душевного собеседования я никогда в жизни не проходила. Андрей Любимов и Татьяна Ларина заставляли меня читать стихи и рекламные сообщения разными голосами. Тут же учили, как добиться нужного звучания, с какой интонацией нужно говорить… Потом я уехала к себе на малую родину, в город Иваново, к маме на юбилей. За суетой совершенно забыла о собеседовании, вот тогда-то мне и позвонили, предложили прийти на стажировку.

— Что для тебя самое сложное?

— Для меня САМОЕ сложное — технический момент. Я абсолютный профан в технике, от меня прячется даже телевизионный пульт! (Смеется.) Не то чтобы я не умела чем-то пользоваться. Просто в моих руках все ломается. И когда я увидела в студии кучу проводов, кнопочек и три монитора, была шокирована. Освоить все сразу для меня было просто невозможно.

— Как побороть волнение?

— Мое волнение еще не прошло, я преодолела рубеж только в полгода. Но уже чувствую, волнение начинает спадать, особенно когда включаешь микрофон и начинаешь говорить. Это как при игре на скрипке. Перед концертом всегда волнуешься, но, как только кладешь скрипку на плечо и начинаешь играть, пальцы перестают трястись. А голос — это тот же инструмент. И тем не менее волнение есть, и я не знаю, когда оно пройдет и пройдет ли вообще.

— А что более важно: красивый голос или умение поддержать беседу?

— Мне кажется, что самое важное — это душевное наполнение и интеллект. Для радиоведущего особенно важно гармоничное развитие. Грамотно поддержать беседу может тот, у кого не пусто и в душе, и в голове! А голос можно наработать.

— Как угадать настроение тысяч радиослушателей?

— А его и не надо угадывать. Наверное, его надо задавать самой. Попытаться передать свои эмоции и свое состояние. Если будешь подстраиваться, слушатель это будет чувствовать. Важно быть заинтересованным в том, что ты говоришь, и говорить это от души.

— Твой жизненный девиз?

— "Все будет хорошо", и он не менялся с самого детства. Я бы даже добавила: "Все будет хорошо, потому что по-другому быть не может!"

Текст: Анастасия Степанова
Фото: Анастасия Капустина