Вологодские края на цветных снимках 100-летней давности

.
. / Источник:
У нас есть уникальная возможность познакомиться с фотоколлекцией С. М. Прокудина-Горского, с той ее частью, что связана с нашим краем.

Все фото можно посмотреть в сообществе "Вологодская область" - http://vk.com/vologdaregion

Сергей Михайлович Прокудин-Горский, химик, изобретатель, член Императорского Русского географического и Императорского Русского технического обществ, пионер цветной фотографии, собрал и сохранил для потомков образ империи, ушедшей в прошлое на его глазах. Сама коллекция хранится в Библиотеке Конгресса США.

Череповец. Пароходные пристани на Шексне. 1909 год.

С фотоаппаратом Прокудин-Горский проехал всю Российскую империю. В те времена, когда фотосъемка была доступна далеко не каждому, Прокудин-Горский делал цветные - тогда диковинные – фотографии по своему собственному методу и на своей аппаратуре.

 

Общий вид Горицкого монастыря 1909 год.

Прокудин-Горский был в России популярен и знатные люди наперебой приглашали к себе – поглядеть на работы. Слух о мастере дошел и до императорского семейства.

Обед на покосе. Река Шексна. Июль 1909 года, берег Шексны близ Череповца. Репродукция именно этого снимка стояла в комнате Прокудина-Горского в годы эмиграции.

Вместе с пожеланием начать съемки с Мариинской водной системы, каналов постройки времен Петра I, фотограф получил две ценнейшие бумаги: дозволение «Его Императорского Величества» пребывать и снимать в любом месте и указ министра, который, со ссылкой на монаршую волю, предписывал всем официальным лицам содействовать г-ну Прокудину-Горскому «в любом месте и в любое время». По Мариинскому водному пути Сергей Михайлович путешествовал на служебном пароходе МПС "Шексна". Вообще, на берегах Шексны была сделана самая большая и красивая серия крестьянских этюдов.

Команда парохода Шексна М.П.С. 1909 год.

«Работа моя была очень трудна, – вспоминал позже фотохудожник, – требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий. Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы».

Группа детей. Белозерск. 1909год

Прокудин-Горский стал гидом и проводником, откинул завесу обывательских мифов и показал чужое лицо в его исконной красоте. Он не был равнодушным копиистом действительности, а приглашал к знакомству и увлекал за собой.

Сам фотолюбитель, царь Николай не раз звал к себе Прокудина-Горского, выказывал одобрение его работ и даже собирался заказать специальный альбом с видами России для цесаревича Алексея.

 

Крестьянские девушки с ягодами, с.Топорня, Кирилловский район. 1909 год

"Крестьянские девушки" с ягодами стали одним из символом коллекции Прокудина-Горского, фрагментом этого снимка оформлен соответствующий раздел сайта Библиотеки Конгресса США.

Не успели. Ни заказчик, ни исполнитель… «Прислужнику царизма», исполнителю личных заказов «кровопийцы» не стало места в новой жизни. В 1918 году Прокудин-Горский покинул Россию. Недолгие странствия привели его в гостеприимную и любимую российской интеллигенцией Францию. В 1922 году туда же приехали и его сыновья Михаил и Дмитрий. И не с пустыми руками: привезли 2300 пластин с фотографиями.

Прекрасная Россия оказалась большевистской власти не нужна. Через границу не пропустили лишь изображения объектов, которые посчитали важными для обороны. Но Прокудин-Горский и этим был счастлив: он мог продолжить просветительскую деятельность.

 

< p> Пильщики на Вытегре. 1909 год. На Мариинской системе сделан снимок, подписанный как "Пильщики на Свири", хотя на самом деле это снято в устье реки Вытегры.

В 1922 году в Ницце Прокудин-Горский вместе с братьями Люмьер создал фотолабораторию, где начали работать его сыновья. Скончался подвижник во время немецкой оккупации. Последний приют замечательного художника и ученого – кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, «под Парижем российский погост».

Кирилло-Белозерский монастырь. 1909 год.

А что же коллекция уникальных цветных фотографий? Кого благодарить за сохранение России? Американцев. После войны в США решили издать «Историю русского искусства», а когда понадобились цветные иллюстрации, кто-то из иммигрантов-консультантов вспомнил об уникальных работах Прокудина-Горского.

Общий вид города Кириллова с колокольни Казанского собора. 1909 год.

Парижский представитель Рокфеллер-центра нашел сыновей Сергея Михайловича и выкупил у них (кстати, очень выручив их деньгами) 1600 пластин. Потом их передали в Библиотеку Конгресса. Там они и хранились невостребованными: полюбоваться видами России в ту пору можно было только с помощью специального проектора. Но на помощь пришли современные компьютерные технологии – и вот уже любой пользователь интернета может рассмотреть прошлое России прямо на экране своего монитора.

Общий вид города Белозерска с крепостного вала. 1909 год

Российские энтузиасты атрибутируют фотографии, отыскивают рассеянные по свету пластины. С каждым годом коллекция работ Сергея Михайловича Прокудина-Горского пополняется. Россия ищет «Россию, которую мы потеряли». И находит.

Георгий Кожин.





На эту тему: