Раздел Отдых
18 февраля 2016, 09:55

«Вся Россия — Лугундия»: почему нельзя пропустить «День выборов — 2»

«Вся Россия — Лугундия»: почему нельзя пропустить «День выборов — 2»
Фото: постер фильма «День выборов 2»
Соседи с предпоказа в «Мори Синема», простите меня за громкий смех! Запирать хохот в недрах диафрагмы не было сил.

«А ты разве не видел «День выборов»? Следующие три часа я натурально катался по полу, хотя было не смешно: на экране кривлялись мы сами в той или иной степени и в том или ином обличии.

Оттого-то эпик «Квартета И» о выборах в абстрактной волжской губернии бил наотмашь всех, а причастных — особенно сильно. «День выборов», несмотря на кажущуюся комичность ситуаций, — это производственная драма о нелегкой доле всех нас — журналистов, ивентщиков, пиарщиков, политтехнологов. Он выворачивал тебя наизнанку хохотом, чтобы в конце с гоголевской беспощадностью спросить: «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь!»

Готовы ли мы 9 лет спустя посмеяться над собой вновь?

Те же, там же. Губернатор-назначенец Игорь Владимирович Цаплин пережил два срока и готовится пойти на третий — через, как бы ни смеялись над этим в Кремле, демократические выборы. Из Москвы выписана знакомая, пусть и изрядно потрепанная жизнью, команда алкоголических экс-радийщиков, которым на протяжении двух часов экранного времени придется изрядно потрудиться: отработать негатив, заминая ЧП федерального масштаба, обойти прибандиченного конкурента в борьбе за первое место и остаться при этом целыми.

«День выборов — 2» по своей механике не добавляет ничего нового к известному винегрету «Квартета И». Более того, если бы не динамичные переходы между пестрыми сценами и не искрометные гэги, которыми напичкана каждая минута хронометража, да если бы не умелый монтаж, то фильм распался бы на череду несвязанных скетчей, которые потопила бы общая вторичность материала, постоянное самоцитирование и клишированность образов.

Но «квартетная» магия вкупе с мастерством команды постановщиков и искрометным производственным юмором работает безотказно: свои люди увидят себя со стороны, а для не наших есть как минимум две шутки со словом «жопа» и непросыхающий Ефремов, что уже сулит фильму хорошие кассовые сборы.

Вместе с тем «День выборов — 2» стал острее, злее и мрачнее, чем можно было ожидать. На смену незлобивой иронии про Русь идиотскую пришла острая сатира про насквозь идиотскую Русь.

Всё в той же гоголевской традиции. Даже пустышка, которую в провинции принимают за Очень Важную Персону, на месте. И уездный город N (по факту — Астрахань), в контурах которого угадывается абсолютно вся страна и все в ней живущие: прокуроры-коррупционеры, вчерашние бандиты с заводами в кармане, эмчеэсники с красными от перепоя лицами, губернаторы с бестолковым функционалом. Подставь под этот образ любое знакомое имя известного чиновника — не промажешь.

«День выборов — 2» изменился вместе со страной, и точность отражения этих перемен пугает. Со всеми маразмами кампании-2007 было трудно мириться, но разве могли мы тогда представить, что по нашим улицам начнут ездить на «Харлеях» воцерковленные патрули православных байкеров-казаков с нагайками? Да, звучит как бред, но это не шутка из фильма — это жизнь.

Масштаб перемен в стране от одного выборного дня до другого идеально иллюстрирует маленький факт: из кадра (точнее — за_кадра) исчезла фигура загадочного теневого кукловода — олигарха Эммануила Гедеоновича, который незримо рулил всей кампанией середины нулевых. Сейчас в фильме ни усредненный, ни очень крупный бизнес не играет руководящей роли: страна по ту сторону экрана отдана на откуп непомерно жирному бюрократическому аппарату. Чиновники (извините, я опять про Гоголя) и только чиновники варятся в собственном соку и варят окружающих.

Еще из фильма напрочь исчезли музыкальные номера, которыми «Квартет И» и «Несчастный случай» всегда славились. Казалось бы: и «Квартет» здесь, и Кортнев присутствуют, но вместо бурлесковых музыкальных пауз — травестийная сцена в караоке, которая говорит гораздо больше, чем хотелось бы.

Креатив и фантазия исчезли за минувшие 9 лет. На их место вернулись кабак и Аллегрова.

Как исчез и смысл креативить: на смену неожиданным итогам наших импровизаций пришел слепой случай. Результат будет одинаково внезапный. Разница в том, зависит ли он от твоих усилий или получается совершенно независимо от них.

«День выборов — 2» обязателен к просмотру хотя бы потому, что о произошедшем с нами за последние 9 лет говорит простым языком и гораздо больше, чем «Левиафан» со «Страной ОЗ» вместе взятые.

Здесь даже Волга — черная. Какие нужны пояснения?

За приглашение на предпоказ благодарим «Мори Синема».