Михаил Туманов, доцент ВГПУ: «История оживает в Сети»

Вологжанин Михаил Туманов делает в интернете, пожалуй, один из самых необычных обучающих проектов - виртуальные экскурсии по историческим местам Вологодчины.

В интервью нашему корреспонденту доцент педагогического университета рассказал, как надо приобщать людей к истории через игры, как можно спасти вузы при экономических кризисах и почему область скоро столкнется с нехваткой молодых педагогов. 

Экскурсии для молодых

- Михаил, самый интересный из ваших интернет-проектов - виртуальная экскурсия по «русской Америке», посвященная Форту Росс в Калифорнии. Если не секрет, откуда фото- и видеоматериалы, вы были там лично?

- Вообще вся история началась в 2011 году, когда был сделан проект под названием «Вологжане в истории русско-американских связей». Его разработкой занимался небольшой творческий коллектив, но так вышло, что проект получил продолжение. В 2012 году мы обратились в Русское географическое общество, как раз отмечалось 200-летие основания в Калифорнии крепости Форт Росс выходцем из Тотьмы Иваном Кусковым. В июне 2012-го мы с Алексеем Южаковым, который отвечает за техническую часть экскурсии, в течение недели были в Калифорнии в составе российской делегации, отсняли все нужные материалы.

- Получается, эти видеоэкскурсии - некоммерческие проекты?

- Строго говоря - именно грантовые. Например, последняя экскурсия, «Святыни Вологодской епархии», была сделана по гранту благотворительного фонда Серафима Соровского. В них своя концепция. Мы стараемся не зацикливаться на противоречиях во взглядах специалистов на то или иное событие. Сколько было экспедиций в Америку у тотьмича Кускова - три или четыре? Точно ведь никто и не знает! Но это не главное. В первую очередь стараемся заинтересовать молодых людей, хотя мне кажется, что само понятие «молодежь» сейчас довольно размыто. Как минимум, общепринятые рамки до 30 лет - нужно продлевать до сорока: люди точно так же регулярно посещают интернет и способы получения информации у них, по сути, те же самые.
Школьники о Тотьме не знают

- Само понятие «экскурсия» подразумевает получение новых знаний. Вы пробовали выходить «в народ» со своими проектами, к примеру, делать по ним уроки?

- Мы проводили презентации для школьников и студентов. У преподавателей тоже есть интерес к проекту, потому что надо уходить от форм 70-х годов - доска, карта... Меня удивило: в школы компьютерное оборудование закупили, но что на нем показывать, зачастую никто не знает! Студенты нашего истфака делали урок по Форту Росс в гимназии. Я наблюдал за старшеклассниками. Их вытянули на факультативное занятие, ребята сначала сидели недовольными. Кстати, некоторые из них были не в курсе, что такое Тотьма и где она находится. Мы дали группам ноутбуки, прошло минут семь - стали включаться, в итоге перерыли всю экскурсию.

- Не отнимаете ли вы этими проектами хлеб у педагогов и музейщиков? Как раз на прошлой неделе появилось открытое письмо музейных работников Череповца, где они пишут о маленьких зарплатах и вообще крайне незавидном положении дел...

- Нет, ведь первый проект вообще был создан на базе вологодского музея-заповедника. И цель была - популяризировать то, что у них есть. Человек посмотрел, заинтересовался, поехал в Великий Устюг и, конечно же, зашел в музей. Так что музею от этого не плохо! Хотя ситуация у них действительно аховая, мы, в частности, в череповецком музее проводили презентацию проекта о святынях, была возможность пообщаться.

Кто пойдет в школы?

- У преподавателей вузов тоже хватает забот. К примеру, одна из главных тем прошедших недель объединение ВоГТУ и ВГПУ под вывеской Вологодского госуниверситета. Оправданно это или нет, и к чему может привести?

- Мне лично кажется, что в стране с приходом министра образования Ливанова начался процесс такого переформатирования вузов. Созданы крупные федеральные университеты, а остальные вузы, как мне кажется, будут переводить на региональное финансирование. Это вообще тенденция - перекладывать все издержки на регионы, при этом дотаций больше не становится. Понятно, что регион в итоге не сможет финансировать вуз, который не в состоянии сам себя финансово обеспечить. Но вот вам пример США. Во времена великой депрессии, при президенте Рузвельте, крупные университеты очень сильно просели по доходам. Они вынуждены были прийти к президенту и попросить о поддержке. Рузвельт сказал: денег дать не могу, но могу дать землю. И теперь крупные вузы действительно распоряжаются землей, например, в той же Калифорнии. Мне кажется, у нас похожая ситуация. Почему бы нашим вузам не дать какие-то активы? Если не можете деньгами поддержать, то поддержите иначе! Еще один момент, который непосредственно касается ликвидации педвуза. Очень скоро школы будут переполнены. Это следствие демографического подъема начала 2000-х годов. В ближайшие годы будет острая потребность в нормальных современных школах и, естественно, преподавателях. А мы рискуем столкнуться с нехваткой педагогов. У нас в этом году из 45 выпускников 20 хотели работать в школе - в сравнении с началом 2000-х феноменальный показатель на самом деле. Но некоторым просто не нашлось места. Да, может быть, места освободятся через два-три года, но ребята уже устроятся в жизни. Захочет ли кто-то начинать все с начала, особенно с учетом того, что у преподавателей небольшие зарплаты?

- А что даст лично вам переход в «классический» вуз - и хорошего, и плохого?

- Я вообще-то ничего плохого не вижу в том, что будет единый ВГУ. Это будет действительно сильнейший вуз в области. И опять же если говорить о грантах. Не секрет, что на зарплату вузовского преподавателя жить нельзя, можно только выживать. В то же время я точно знаю, что есть тенденция - педвузам крупных грантов не давать. Считается, что у нас науки нет. Я своими ушами слышал, как Ливанов, кажется, на «Эхе Москвы» заявил: «Ума нет - иди в пед». Уж не знаю, из каких дремучих времен он вытащил эту поговорку. Но ВГУ с этой точки зрения действительно будет выгоднее. Единственный вопрос - как его организовать. Структура технического вуза - совершенно другая, всё нужно будет перекроить под требования классического университета. Кто этим займется и на какие деньги - вопрос.

- Еще одна нашумевшая тема - реформа Российской академии наук. Ударит ли она по сотрудникам и студентам региональных вузов?

- Насколько понимаю, вопрос упирается в финансирование научных исследований. Этим процессом однозначно должны руководить специалисты, а не чиновники. В принципе, вся реформа пример некого лицемерия, которое мы наблюдаем и на федеральном, и на областном уровне. Нам говорят: вот, мы очень заинтересованы в образовании, в культуре, прямо так заинтересованы, что сил нет. Давайте объявим этот год годом культуры. А в чем это выразится? Пройдут сокращения, уменьшится количество бюджетных мест в гуманитарных вузах, соответственно, снизится федеральное финансирование. Понимаете, сейчас не 90-е годы, вузы могут обойтись без «хозрасчетных» студентов. Университету было бы отнюдь не хуже, если бы был своего рода госзаказ, подкрепленный рабочими местами. Но некоторые управленцы у нас, кажется, настолько глупы, что не могут подсчитать наперед вообще ничего. Только деньги. А надо считать и другое - сколько у нас специалистов и как сделать так, чтобы они вышли и попали именно в ту сферу, в которой нужны.

Досье: Михаил Туманов родился в 1980 году в Вологде. Выпускник исторического факультета ВГПУ (2003), преподаватель вуза, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории. Защищал диссертацию под руководством известного российского специалиста по Средневековью Натальи Басовской. 

Олег Нечаев 



Источник фото: пресс-службы правительства области



На эту тему: