«Стальные мальчики». Как положили конец великому противостоянию на Вологодчине

.
. / Источник:
20-летию Законодательного Собрания посвящается.

Портал Gorodche.ru публикует второй материал об истории представительной власти региона. Сегодня – годы 1996-1999. Перелом. Эпоха выживания.

1996. «Стальные мальчики». Перемены – к лучшему. «Не будем меряться бородами».

В феврале 1996 года на Вологодчине – новые выборы. В Заксобрание тогда пришли сразу 4 череповчанина. В их числе – Георгий Шевцов, Николай Тихомиров и Валерий Сикорский. По воспоминаниям старожилов, именно тогда появился термин «Стальные мальчики», сказки про «железный молох» и брошенную к ногам «Северстали» область.

- Тогда газеты писали, что пришли железные мальчики и так далее, - говорит нынешний председатель ЗСО, депутат 1996-2003 годов Георгий Шевцов. – И вообще отношение к «Северстали» было у многих негативное. Потребовался очень долгий период, чтобы как-то сблизить интересы. Мы даже долгое время не создавали в ЗСО никаких фракций и депутатских групп, пока нас не обязал сделать это закон. Я часто на эту тему выступал и говорил, что мы не должны делиться. Мы все – депутаты, избранные людьми Вологодской области. 

   Череповчане во многом изменили работу парламента. На передний план вышла поддержка экономики. Тогда был принят областной закон о повышении оплаты труда бюджетникам – сложнейший документ, потребовавший длительных согласований.

 

  - Закон согласовывали долго, сложно, - говорит депутат созыва 1996-1999 годов Мария Оглуздина. – Часто у меня возникал вопрос – почему сегодня не понимают, что это надо решать. Но в итоге мы находили понимание и вопросы эти решались.

   Состав регионального парламента в феврале увеличился до 30 человек. Число постоянных комитетов – с 4 до 8. Плюс одна комиссия. И вовсе не от любви к бюрократии: по словам ветеранов Заксобрания, увеличения депутатского корпуса и реорганизации структуры постоянных комитетов требовала сама социально-экономическая ситуация. Нормативная база области постоянно отставала от жизни.

   В тот период было принято сразу несколько социальных законов – о лекарственном обеспечении населения, о противотуберкулезной помощи, о народно-художественных промыслах, о традиционной народной культуре, об охране исторического культурного наследия.

   В марте 1996-го и.о. губернатора назначен мэр Череповца Вячеслав Позгалев. Зная о распрях Заксобрания с администрацией области, он сам пришел на первую же сессию и предложил работать вместе. Его знаменитое «давайте работать дружно, и не будем меряться бородами – у кого она длиннее» запомнилось многим.

 - Я сделал очень просто, - вспоминает Вячеслав Позгалев. – Пришел в первый же день на сессию и сказал: товарищи депутаты, я пришел к вам представиться по поводу назначения меня губернатором Вологодской области. Я бы очень хотел, чтобы мы с первых дней наладили с вами конструктивный диалог. И в диалоге, а не в демаршах выясняли отношения. И в диалоге должны побеждать те, у кого аргументы убедительнее. И, приняв решение совместное, мы должны добиваться его исполнения. Не с первого дня получился диалог, были попытки и унизить, и дискредитировать. По инерции противостояние какое-то время было.


15 апреля 1998 года. 61 сессия ЗСО. 

 

  - Очень трудно было договориться, нормальных взаимоотношений не было, - вспоминает спикер Заксобрания 1995-1996 годов Гурий Судаков. - Правда, так обстояло дело почти во всей России. Об этом я сожалею. Думаю, можно было и в ту пору находить понимание. Тем более что ситуация не давала передышки. Перед народом мы должны были представать единой властью. Однако были моменты, когда, что называется, хлестались принародно, то есть в СМИ.  

  - У меня осталось в памяти, как искали пути сближения, - говорит депутат созыва 1996-1999 годов Александра Майорова. – Нужно было не воевать, а вместе решать вопросы – как улучшать жизнь в области.  Чтобы было лучше жить, работать и дышать населению. Много было различных встреч, совещаний. И если кто-то говорит, что законодателем легко работать, то я такого никогда не скажу. Там хорошо, где нас нет.

 Этот период – вторую половину 90-х - многие вспоминают как тяжелый. Многие законы области создавались, по сути, с нуля. И это – при жесточайшем экономическом кризисе, дефиците живых денег и прочих особенностях переходного периода. Депутаты, работавшие на непостоянной основе, то есть совмещавшие депутатство с основной работой, трудились и вовсе «за двоих», оставляя на сон по 2-3 часа в сутки.

   В тот период по инициативе спикера ЗСО Геннадия Хрипеля создана парламентская ассоциация Северо-Запада, объединившая для обмена опытом законотворческой работы 11 регионов. Законы о местном самоуправлении, экономических отношениях, развитию полномочий, бюджетной специфики – наработками в этих сферах субъекты делились друг с другом. И именно по образцу Северо-Западной ассоциации были созданы такие же структуры по всей России. Параллельно в самом Заксобрании искали пути сплочения коллектива.

Февраль 2000. На конференции СЗПА в Санкт-Петербурге

 А.Орголайнен и Г.Хрипель

 - Мы постарались все свои знания и опыт направить на консолидацию усилий депутатов в интересах избирателей, - говорит нынешний председатель ЗСО Георгий Шевцов. – Беседовали со своими коллегами, отстаивали в спорах свою точку зрения, вместе участвовали в спортивных соревнованиях, совершали поездки. То есть был непростой процесс сближения.

   22 марта 1998 года – новые выборы. В полку депутатов прибыло – 32 человека вместо прежних 30. В декабре 1999, после очередных выборов, прибавились еще двое. 34 депутата – такой состав сохранился и по сей день, хотя в сам депутатский корпус пришло много новых людей.

 Организационная сессия. Апрель 1998. На переднем плане - Геннадий Хрипель и Евгений Марков.

Этот созыв Заксобрания застал и вместе с правительством области пережил очень знаменательное событие – дефолт августа 1998 года. По воспоминаниям, сентябрь был страшным - «вообще без денег». Пошел рост цен. Однако именно это событие стало для Вологодчины в силу ее промышленной специфики настоящим спасением. Причины, если говорить просто, – продукция той же металлургии продавалась за доллары, а производилась – за рубли.

 
Та же сессия - вручение удостоверений

 В тот период администрация области и депутаты ввели налоговые льготы, ставшие поводом для жесткой критики со стороны и населения, и, что еще страшнее, Москвы: «если вы такие добрые, то помощи от федерального центра не ждите», - вспоминал реакцию высоких чиновников тот же В.Позгалев. Область «покрылась митингами». Держать удар пришлось и депутатам. Но этот период дал промышленности передышку, и она ответила ростом.

   Следующий – 1999-й – при всей его трудности и общественно-политическом накале (митинги тех же учителей помнят многие чиновники) стал годом относительной стабилизации. Во всяком случае, к новым выборам – к декабрю 1999 года – стала ясна новая политическая линия и в стране, и в области. Та самая, которая действует в России и по сей день.

В следующем материале: 1999-2003. Всеобщие выборы. Хрипель уходит. Тихомиров. Новая эра.  

Ссылка на предыдущий материал об истории Законодательного Собрания:

Кризис — время романтиков: первые годы жизни Законодательного Собрания Вологодчины

Алексей Богомолов



Источник фото: пресс-служба ЗСО




На эту тему: