Раздел Экономика
21 апреля 2015, 15:30

Ювелирная работа: как инвестировать в бриллианты и не попасть на контрафакт

Ювелирная работа: как инвестировать в бриллианты и не попасть на контрафакт
Фото: topmira.com
Бриллианты всегда считались лучшими друзьями не только девушек, но и инвесторов. Сегодня, вкладываясь в драгоценности, надо быть предельно осторожными: риск купить подделку вырос многократно.

В декабре 2014 года российский бриллиантовый рынок переживал ажиотажный спрос. Люди, спасая свои сбережения от внезапной девальвации, скупали все, что только может представлять инвестиционную ценность, в том числе обработанные алмазы. По данным завода «Кристалл», одного из ведущих российских предприятий по обработке алмазов, спрос на бриллианты увеличился более чем на 60% по сравнению с декабрем 2013-го. В первую очередь вкладывались, конечно, в изделия с драгоценными вставками — на их долю пришлось до 50% покупок всех бриллиантов. Были и чисто инвестиционные покупки — сертифицированные камни стоимостью до 1,5 млн рублей. Правда, такие крупные приобретения — редкость. Вложения в бриллианты могут быть и намного меньшими — цены на камни начинаются от 9 тыс. рублей.

Инвестировать можно как в ювелирные изделия с драгоценными вставками, так и в сертифицированные камни. Но в этом случае камень будет просто лежать в сейфе, тогда как украшение несет еще и эмоциональную составляющую.

Впрочем, эксперты довольно скептически относятся к подобным инвестициям. «Рассматривать бриллианты как средство приумножения капитала можно, но на быструю оборачиваемость средств рассчитывать не приходится», — это мнение одного из российских ювелиров разделяют все участники рынка. За семь лет, прошедших с прошлого кризиса, цена на обработанные алмазы выросла примерно на 20%. Но в течение года цена бриллиантов увеличивается не сильно, а может и вовсе упасть. Скажем, в 2014 году стоимость бриллиантов размером больше 1 карата (0,2 г) снизилась на 8,7%. Цена бриллиантов весом 3 карата стала меньше на 6,6%.

Однако спрос на бриллианты в мире неуклонно растет: природные запасы камней истощаются. Украшение с бриллиантом увеличивает ваши шансы не помереть с голоду в черный день: продать его можно в любой точке земного шара. Но при этом потерять от 50% первоначальной стоимости.

Мировой спрос на ювелирные изделия в 2014 году перевалил за $80 млрд. Данные компании De Beers

Александр Чамовских, генеральный директор ювелирного холдинга:

— В последнее время значительно увеличился рынок вторичных бриллиантов. Ноги этого тренда растут из США. Штаты вообще самый глобальный рынок бриллиантов, стоит на первом месте в мире. В кризис 2008 года люди спасали свое недвижимое имущество, продавая драгоценности, в том числе бриллианты. Сейчас, когда ситуация в нашей стране нестабильна, россияне тоже понесли в ломбард свои драгоценности.

С чисто инвестиционной целью покупать можно лишь максимально крупные и чистые камни либо изделия, имеющие историческую ценность, уверены эксперты. Найти такие сегодня не так просто. Профессионалы говорят, что рынок наводнен камнями, которые практически не представляют ценности.

Александр Чамовских:

— На ведро добытых алмазов, может, найдется один камень, который действительно может стать хорошим вложением: крупный, чистый, с минимальным количеством включений.

Эта ситуация характерна как для якутских месторождений, так и для копей Африки. Вообще, по словам экспертов, если речь идет о бриллиантах, понять, в какой стране добыт тот или иной камень, практически невозможно. Поэтому при формировании цены место его происхождения не играет никакой роли. На стоимость камня влияют совсем другие параметры: размер (он же вес), чистота, цвет, огранка, пропорции, симметрия и качество поверхности. Размер в случае с бриллиантом далеко не всегда имеет решающее значение. Ограненнный алмаз весом в 1 карат может стоить намного дороже камня в 10 карат, если характеристики этого 10-каратника хуже.

В гарнитуре «Снежная королева» ювелиры JF Carat использовали 289 бриллиантов. Их общий вес — почти 6,5 карат. Игру бриллиантов в центральной вставке оттеняют 22 сапфира общим весом в 0,438 карата.

Самые ценные бриллианты — те, что не имеют цвета. Цвет бриллианта может варьироваться от 1 — бесцветный до 12 — черные бриллианты. Эта цифра указывается первой на ярлыке, которым сопровождается любой бриллиант в ювелирном салоне. Камни с цветом 1 встречаются в природе не так уж часто. При этом на глаз отличить в изделии бриллиант с цветом 1 и, скажем, 3 практически невозможно — надо нести камень в специализированную лабораторию. В случае покупки камня с рук или в сомнительном ювелирном магазине риск переплатить за изделие возрастает многократно. По цвету бриллиант 1 и 3 мало отличаются (для неспециалиста), а вот разница в цене весьма существенна.

Огранка также значительно влияет на стоимость бриллианта. Камень с недостатками в огранке может стоить на 50–60% дешевле, чем безупречно ограненный алмаз с аналогичными характеристиками по массе, цвету и чистоте. И если в случае с происхождением камня страна неважна, в случае с огранкой большая стоимость будет у камней, вышедших из рук якутских мастеров. Наиболее дорогая огранка — 57 граней. Уральские ювелиры используют для своих украшений именно такие бриллианты. Круглая огранка считается классической. Но есть и другие варианты.

Основные потребители ювелирных изделий — США и Индия (данные компании De Beers). Причем в США на первом месте среди потребительских свойств стоит размер бриллианта, качественные характеристики играют меньшую роль. Для покупателей из других стран, в числе которых и россияне, главное — чистота и качество камня.

Увидеть на улице рекламный баннер типа «Купи кольцо с бриллиантом, второе получи в подарок» сегодня проще простого. Но не все задумываются при покупке, за счет чего достигается такая цена. По словам экспертов, при изготовлении недорогих изделий используются бриллианты низких характеристик.

Александр Чамовских:

— Как правило, это камни 17 граней. Для таких бриллиантов существует даже своя таблица оценок. Скажем, если при огранке 57 граней камень с характеристиками 3/3 — это хороший камень, выше среднего, ближе к топовому, то при 17 гранях характеристика 3/3 — это уже камень ниже среднего. Если честно, я вообще такие камни называю мусором. Мы их даже для обсыпки не используем.

Специалисты говорят и еще об одной опасности для покупателей бриллиантов: сегодня технологии облагораживания дошли до такого уровня, что отличить искусственно созданный камень от натурального, тем более — вставленного в изделие, возможно только в геммологической лаборатории.

Ярлык должен все рассказать о бриллианте. ТУ-117 говорит о том, что в изделии использован натуральный не облагороженный камень. «Бр Кр 57 — 3/5 А» — это значит, что в данном кольце стоит вставка бриллиант — 1 шт., круглой классической огранки — 57 граней, с характеристиками: цвет — 3, качество — 5, группы А — самая высокая группа огранки, которая соответствует ГОСТу.

По оценкам экспертов, до 50% российского рынка бриллиантов и ювелирных изделий — это «серый» рынок и контрафакт, и на прилавках часто можно встретить изделия с синтетическими бриллиантами из Китая. Ситуация осложняется тем, что, по законам РФ, производитель не обязан указывать на ярлыке информацию о натуральности камня. Сведения на бирке искусственно созданного бриллианта ничем не будут отличаться от данных на ярлыке натурального камня: вес, огранка, цвет, чистота. И ни слова о том, что камень создан в лаборатории, и, следовательно, априори дешевле своего натурального собрата в несколько раз. В случае покупки фианита, выдаваемого за бриллиант, потеря стоимости в итоге составит 99,99%, синтетического бриллианта — от 30% до 80%.

Хотя в ближайшее время ситуация может поменяться. Минфин разработал новые правила для торговцев ювелирными украшениями. Если поправки будут одобрены, ювелиров обяжут указывать сведения о натуральности камня. Пока же обезопасить себя от покупки подделки можно только одним способом.

Александр Чамовских:

— Гарантия безопасности для покупателя — сертификат международного уровня. Там обязательно указываются все характеристики камня. Если камень искусственный или облагороженный, то есть его характеристики улучшены искусственным путем, это обязательно будет написано.

Но не бриллиантом единым жив инвестор. Можно обратить внимание и на другие камни.

Юлия Бырдина, руководитель ювелирного салона:

— Сегодня бриллиант — один из самых узнаваемых драгоценных камней. Это своего рода раскрученный бренд среди ювелирных вставок. Но бриллиант не единственный, и кроме него существует множество удивительных по красоте и ценности минералов.

Рубин, изумруд, синий сапфир, александрит, натуральный морской жемчуг также отлично подходят для вложений. Главные критерии инвестиционных камней — они должны быть уникальными по весу (каратности) и цвету (рисунку). Крупный, чистый рубин, как и изумруд, может в итоге стоить дороже бриллианта и принести своему владельцу большие дивиденды: в природе может больше никогда не оказаться такого камня, что, несомненно, повышает его стоимость. Для тех, кто хочет совсем оригинальный камень, есть и вовсе экзотические предложения.

Юлия Бырдина:

— Мне как специалисту и как женщине очень нравится танзанит — камень с удивительной историей. В 1967 году в Танзании, недалеко от вулкана Килиманджаро, обнаружили необычно окрашенные сине-фиолетовые камни. Необыкновенный самоцвет заметили ювелиры компании «Тиффани». Они и открыли ему ворота в Голливуд, вывели на яркие подмостки модных показов и глянцевые страницы журналов. Одну из главных ролей в фильме «Титаник» сыграл именно танзанит: из него изготовлено колье, которое носит главная героиня. На шее актрисы Кейт Уинслет — роскошное ожерелье с 50-каратным танзанитом.

Вложения в танзанит гарантируют прибыль. За последние несколько лет стоимость этого камня увеличилась в 3 раза.

Впрочем, по словам эксперта, цвет танзанита особенно эффектно подчеркивает именно игра бриллиантов. Так что, резюмируют специалисты, бриллианты всегда будут в тренде. Несмотря на то что рынок последнее время просел — в первом квартале 2015 года производство в России ювелирных изделий с бриллиантами упало на 41,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года — эксперты уверены, что это временное явление, связанное в первую очередь с экономической нестабильностью. Рынок пойдет в рост в ближайшие пару лет, уверены игроки.