Квоты - под киль: Задача обновления флота требует модернизации «исторического принципа»

В начале октября на Дальнем Востоке под председательством президента Владимира Путина состоится заседание президиума Госсовета, посвященное развитию рыбохозяйственного комплекса.

Отраслевое сообщество ждет не только оценки реального состояние дел в рыбном хозяйстве, но и решений по изменениям в закон «О рыболовстве», которые должны повысить эффективность отрасли.

Решения, принятые на предыдущем заседании в августе 2007 года в Астрахани, стали основной развития российской рыбной отрасли на 10 лет вперед. Среди них — решение об обязательной доставке уловов на таможенную территорию РФ, оформлении судов рыбопромыслового флота в российских портах и наделении пользователей водно-биологических ресурсов квотами на 10 лет в соответствие с историческим принципом, т.е. с учетом истории рыбного промысла компании за предыдущий период.

Это привело к увеличению, по данным Росрыболовства, объективных показателей, таких как объемы вылова предприятий, производительность труда и среднедушевое потребление рыбы в стране. С другой стороны, не произошло ожидаемого обновления флота, внедрения новых технологий переработки рыбы или глубины переработки рыбной продукции. Количество рыбы, поставляемой на внутренний рынок, также оставляет желать лучшего. И самая серьезная проблема — это стареющий рыболовный флот, возраст которого уже перешагнул критическую отметку. По данным на конец прошлого года, из 1900 добывающих судов почти 90% старше 20 лет. Похожая картина и по другим типам судов, включая транспортировку и обработку. Чуть лучше лишь у научно-исследовательских и спасательных подразделений, куда государство в последнее время вкладывало деньги.

В строительство траулеров государство не инвестировало — предполагалось, что у рыбодобытчиков, получивших после долгого периода постоянных изменений правил игры квоты сразу на 10 лет, появится достаточный стимул для того, чтобы проявить себя рачительными хозяевами. «Исторический принцип» распределения квот действительно дал рыбопромышленникам уверенность в развитии бизнеса, но породил целую плеяду «рыбных рантье», для которых оказалось более прибыльным не заниматься ловлей рыбы, а передать свои квоты другим компаниям. Квоты стали восприниматься не как национальный ресурс, принадлежащий государству, а как частная собственность, которую можно продать или сдать в аренду.

В Минсельхозе и Росрыболовстве уже подготовили поправки в закон «О рыболовстве» с целью решить все накопившиеся проблемы: избавиться от рантье, поддержать ответственных игроков отрасли, готовых строить новые современные траулеры, обеспечить снабжение береговых предприятий переработки отечественной рыбой.

«Закон должен стимулировать развитие производства, инвестирование в переработку. Есть положительный опыт создания условий для обновления флота, этим вопросом нужно и дальше заниматься. Желательно, чтобы наши российские верфи строили эти суда», — указывает глава Минсельхоза Александр Ткачев.

В этой связи одно из ключевых изменений в закон — введение «квот под киль», получивших названия «квоты господдержки» и подразумевающих выделение квот владельцу нового судна, построенного в России. Наряду с продлением действия «исторического принципа» и выделением на паритетной с государством основе «квот под киль», (когда квоты для окупаемости нового судна, построенного на российской верфи частично выделяются государством, а частично предоставляются самим владельцем судна), предполагается закрепить за компаниями обязательства вылавливать не менее 70% полученной квоты собственными судами или судами, взятыми в лизинг. Это, по замыслу авторов поправок в закон, приведет к сокращению количества неэффективных пользователей квот и «рыбных рантье».

Источником выделения «квот господдержки» должны стать квоты изымаемые у неэффективных пользователей и у фирм, находящихся под контролем иностранцев, не имеющих собственного флота и не занимающихся фактической добычей. Именно такой вариант сейчас рассматривает Росрыболовство. С учетом иностранных компаний на такие квоты может приходиться около 10–12% от их общего количества, говорит глава Росрыболовства Илья Шестаков.

Эта инициатива не отменяет «исторический принцип», поясняют в ведомстве, но вводит дополнительные меры стимулирования строительства современного флота на российских верфях.

«Есть полное понимание у всех участников дискуссии: альтернативы историческому принципу нет», — подчеркнул Шестаков.

Поэтому, скорее всего, при новом распределении квот в 2018 г. этот принцип будет сохранен, отметил он. Однако, по словам Шестакова, может быть пересмотрен называвшийся прежде срок, на который предоставят квоты, — 25 лет. Он будет зависеть от обязательств, которые возьмут на себя рыбаки. Основные из них, — модернизация флота и развитие береговой переработки.

Показательно, что предложение Росрыболовства, хоть и вызвало споры, получило поддержку как на уровне государственного управления, так и со стороны бизнеса. Например, полномочный представитель Президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев в недавнем интервью ТАСС высказался положительно о подобном механизме:

«Мы хотим, чтобы у нас рыболовецкий флот строился. Надо давать квоты за строительство новых судов в России», — заявил чиновник.

Во время слушаний, посвященных внесению изменений в закон о рыболовстве в Общественной палате, член рабочей группы Минсельхоза по совершенствованию законодательства о рыболовстве Анна Горнова выступила с предложением рассчитывать промысловую мощность судна с учетом оснащенности, региона и других критериев, и применять квоты «под киль» в зависимости именно от мощности судна.

Александр Варганов, генеральный директор мурманской рыбопромышленной компании, пишет в своем открытом обращении по поводу исторического принципа и строительства судов:

«Естественно, государство больше не хочет таких уроков и обеспечив новые суда сырьевыми ресурсами, будет уверено, что денежки вернутся».

Один из крупнейших российских добытчиков рыбы — «Русская рыбопромышленная компания» также заявила о готовности начать совместно с другими ведущими компаниями отрасли реализацию пилотного проекта по строительству 15 крупнотоннажных траулеров общей стоимостью около 60 млрд. рублей. Генеральный директор компании Андрей Тетеркин заявил, что РРПК активно, как и все рыбацкое сообщество, занимается модернизацией флота, но главным проектом на ближайшие три-пять лет он считает именно замену судов. «Компания готова — пусть это будет и дороже — заняться строительством в России», — сказал гендиректор РРПК и добавил, что до сих пор условия, которые бы действительно в максимальной степени стимулировали к обновлению флота, созданы не были. А потому инициативу Росрыболовства по «квотам господдержки» в РРПК считают «абсолютно правильной и полезной».

В преддверии Госсовета, который должен расставить все точки над «i» в вопросе будущего отрасли, в рыбацком сообществе активно обсуждаются предложения Минсельхоза, Росрыболовства и самих рыбаков. Одно из самых распространенных требований, озвученных на этой неделе на совещании Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) — выделение квот на 25 лет, чтобы рыбопромышленники могли спокойно планировать свою работу и развивать производственные мощности.

Другое дело, и это также показало совещание ВАРПЭ, в отрасли еще не до конца изжита иждивенческая позиция: не все понимают, что, получая квоты от государства, нужно гарантировать что-то взамен. Именно поэтому обращение к Президенту России, подготовленное по итогам съезда, проведенного ВАРПЭ накануне Госсовета, так и не нашло общей поддержки участников и было подписано далеко не всеми, разноголосица звучала и в выступлениях: необходимость инвестирования прибыли, полученной от пользования государственным ресурсом в развитие и обновление флота, разделяется все бОльшим количеством представителей рыбацкого сообщества.

Остаются, конечно, вполне оправданные вопросы по механизмам функционирования новых правил. Например, известная на Северном бассейне компания «Робинзон» построила суперсовременный, высокотехнологичный корабль, вложив в него значительные средства, по сути уже де-факто став участником программы. Как учитывать эти вложения — компенсациями, налоговыми послаблениями, квотами?… При множестве разных точек зрения относительно методов стимулирования все сходятся во мнении о необходимости того, чтобы Россия в ближайшие годы получила новый современный флот и сохранила достойное место в Мировом океане.

Осталось только определить разумные правила игры.

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем

На правах рекламы



Источник фото: podvodnik.info



На эту тему: