Раздел Общество
4 июня 2013, 09:45

В России озаботились созданием единого учебника по литературе

В России озаботились созданием единого учебника по литературе
Фото: Дмитрий Горчаков, архив
Пособия, по которым ученики занимаются сейчас, дают разные толкования, утверждают авторы идеи. Но нужен ли этот учебник вообще?

С предложением создать единый учебник по литературе для школьников выступил председатель комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло.

Сейчас в Федеральном перечне учебников на 2013/2014 учебный год, утвержденном минобрнауки, для учеников 9-го класса предлагается 11 учебников литературы, а для выпускников — 5. Воля учителя выбрать любой грифованный учебник, пишет «Российская газета». Необходимость создания единого учебника Пожигайло объясняет следующим образом: на многие вопросы разные учебники дают разные ответы.

Павел Пожигайло, член Общественной палаты:

— Мы провели анализ трех нынешних учебников литературы, которых, к слову, всего около 20. В одном все как будто списано со старых советских книг, в другом приводятся странные идеи неоязычества, в третьем сплошь советские штампы. Учебники идеологизированы, причем совершенно по-разному. Сумятица в школьной программе не нужна, ее нужно устранить.

К слову, нужен ли вообще учебник по литературе? Ведь вся необходимая информация содержится непосредственно в литературных произведениях, а пособие служит вспомогательным материалом. Другой вопрос — должен ли учебник давать однозначные ответы или задача школьного курса — заставить самих школьников искать ответы в произведениях классиков.

Напомним, похожий вопрос вставал и во время разработки нового учебника по истории России. В марте 2013 года группа составителей представила проект книги, по которой учителя будут объяснять детям историю в рамках концепции непрерывного развития нашей страны. Главной ценностью в пособии все же признается родина, благо для которой и является благом для граждан, а трагизм сталинских репрессий и петровских реформ может быть оправдан, хотя и признан следствием ошибок конкретных исторических персон, утверждают составители.

Комментируя этот вопрос, министр образования РФ Дмитрий Ливанов заявил: главное — чтобы учебник побуждал школьников думать, оставлял пространство для размышлений и для выстраивания личных версий того, что происходило.