Раздел Общество
4 декабря 2012, 17:06

Ирина Скобцева. По следам Толстого и Бондарчука

Ирина Скобцева. По следам Толстого и Бондарчука
Фото: архив
«Войну и мир» показали на большом экране

В этом году отмечается 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года. В честь этого события в Вологде побывала народная артистка России, вдова режиссера Сергея Бондарчука Ирина Скобцева. Ирина Константиновна привезла для показа на большом экране вологодского кинотеатра «Ленком» одну из частей киноэпопеи «Война и мир» — »1812 год» (кстати, и сама картина в 2012-м отмечает «круглую» дату — 45 лет). Рассказала нашему корреспонденту, актриса, уникальные подробности истории создания фильма.

«Даже с пола не поднять»

— Существуют три экранизации романа Льва Николаевича Толстого: американская, европейская и наша, советская. Какая из них вам более интересна?
— Американский режиссер Кинг Гвидор приезжал на съемки к Сергею Федоровичу. Даже собирался подарить ему свою шляпу, которой, наверное, лет 150. А затем, для того, чтобы посмотреть первые две серии фильма, приехал в Монреаль. Он очень доброжелательно отнесся к нашей картине.Кинг Гвидор снимал свой фильм с добрыми намерениями. Не случайно его «Войну и мир» в СССР посмотрели больше 31 миллиона зрителей. Фильм занял второе место среди заграничных картин. Это была добротная экранизация романа.

— А почему Сергей Федорович решился взяться за экранизацию «Войны и мира»?
— В своей работе он довольно часто обращался к русской классической литературе. Но проза Толстого оставалась главной в жизни Сергея Федоровича. Его можно было назвать современным толстовцем. Его постоянно мучили философские вопросы: что есть человек? Как отражается на человеке содеянное им зло? Опять же, опираясь на классику, режиссеру легче преодолевать узколобость чиновников от культуры. То, что написано признанным гением, можно было отстоять. Есть у Толстого, например, слова Пьера Безухова о бессмертии души, которые «невозможно арестовать»? Есть! И никакие цензоры не имеют права их вырезать из фильма.

Немногие знают, что Михаил Шолохов, узнав о том, что Бондарчук собирается снимать «Войну и мир», шутливо заметил, что этот роман даже с пола поднять трудно, не то, что экранизировать, но Сергея Федоровича это не смутило.

Один за всех

— Когда Бондарчук заговорил о съемках «Войны и мира», — рассказывает Ирина Константиновна, — появились тысячи идей. Одни считали, что режиссер в фильме должен самовыражаться. Шкловский предлагал снимать по комментариям.
Но Сергей Федорович от всего этого отказался. В новой картине он хотел кинематографическими средствами выразить роман «Война и мир». Философию Толстого. Он старался сохранить сюжетные линии романа. Но это было не слепое, механическое следование оригиналу. Просто Сергей Федорович считал, что «Война и мир» — произведение настолько совершенное, и сила его воздействия на умы и сердца людей так огромна, что авторам фильма незачем было ни переосмысливать, ни переделывать его.

Когда писали сценарий, кем только не приходилось быть Сергею Федоровичу! Он проигрывал роли Кутузова, Андрея Болконского, Пьера Безухова. Я играла все женские роли — Наташи Ростовой, Лизы Болконской, Сонечки. Вот так мы читали роман. Была проделана огромная подготовительная работа.

Я понимала, что в экранизации для меня нет роли. Да и сам Сергей Федорович в этой фильме себя не видел. Считал, что если найдет актера на Пьера Безухова, играть не будет. Тяжело очень, столько людей. Каждый день надо готовиться к съемкам, да еще и самому быть в кадре. Нечеловеческий труд. Недаром во время съемок у него была клиническая смерть и две остановки сердца. Тем не менее, он приходил в себя и опять принимался за работу.

В фильме занято десять тысяч актеров. Это сегодня существуют технологии, позволяющие создавать видимость большой массы людей на экране. А в «Войне и мире» над каждым эпизодическим героем работали так же кропотливо, как и над образом главной героини Наташи Ростовой. Отсюда такая впечатляющая достоверность.

— Говорят, на роль Элен пробовалась Вия Артмане?
— Не только она, а огромное количество актрис и красивых женщин. Но Сергею Федоровичу они не нравились. В конце концов, он попросил меня сыграть эту роль. Мучительным оказался поиск и на роль Наташи Ростовой. Бондарчук пересмотрел пробы многих ведущих актрис. В их числе были Анастасия Вертинская, Наталья Фатеева и Людмила Гурченко. Но остановился на дебютантке –Людмиле Савельевой.

15 тысяч в массовке

— География съемок «Войны и мира» была огромной, — рассказывает Ирина Скобцева. — Аустерлицкое сражение снималось в Закарпатье, в Мукачево. Натуру для сцены расстрела поджигателей Москвы нашли у стен Новодевичьего монастыря. Для русской охоты подошло село Богословское недалеко от Иванькова. Возле города Дорогобуж Смоленской области нашлось подходящее поле для съёмки Бородинского сражения. Первоначально хотели снимать на реальном Бородинском поле. Но помешал мемориал, установленный на месте сражения. Недалеко от Волоколамского монастыря построили деревянные декорации Москвы и сняли пожар столицы, используя огромный макет на берегу Пахры.

Сегодня трудно представить, но только в массовке Бородинского сражения, изображавшей две армии, было занято около 15 тысяч человек. Причем, каждого статиста одели в исторический костюм и дали в руки оружие. На постановку «боя» израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина. После «Войны и мира» Сергей Федорович заслужил репутацию выдающегося постановщика батальных сцен и исторических сюжетов. Как писали американские специалисты, кадры разграбления и сожжения Москвы «несравнимы с голливудскими стандартами».

— А как отнеслись к экранизации Бондарчука родственники Льва Николаевича Толстого?
— Когда Сергей Федорович начал снимать фильм, его предупреждали: «Постарайтесь ничего им не показывать. Особенно Александре Толстой». Но именно она признала картину. Скажу больше, по мнению ЮНЕСКО, в мире есть две картины, наиболее точно отображающие национальные характеры и историю страны. Одна о становлении Америки — «Унесенные ветром». Вторая об истории России — «Война и мир» Бондарчука.

Ирина АРХАНГЕЛЬСКАЯ