Наталья Стрижова, начальник управления образования: «Женщины очень работоспособны»

Этот учебный год Наталья Стрижова впервые встречала в новом качестве — как начальник управления образования. Город уже давно знает эту красивую и обаятельную женщину как человека, способного ответить на любой вопрос об учебе и воспитании наших детей.

Но о личной жизни Натальи Владиславовны известно немного: хорошие профессионалы обычно не любят тратить время на рассказы о домашних делах. Но мы рискнули, задали вопросы — и получили откровенные, прямые ответы.

«В детстве я постоянно учила кукол»

— Наталья Владиславовна, ваша первая профессия — учитель географии и биологии. Что определило этот выбор? Были ли у вас педагоги в семье?

— Я деревенская девочка. Родилась в Вытегорском районе, в деревне Белый Ручей. Крупный поселок, большой леспромхоз. Папа прошел большой путь от водителя до главного механика леспромхоза. А мама была учителем русского языка и литературы в местной школе. Папа любил охоту и рыбалку, я часто ходила с ним в лес, за грибами и ягодами, мы много времени проводили на природе. В детстве папа называл меня «сынком», что сыграло немаловажную роль при формировании моего характера. Что касается профессии, у меня и мыслей никаких других не было: уже в раннем возрасте постоянно учила кукол. В школе я имела перед глазами много прекрасных примеров отличных педагогов, и в первую очередь это наш директор, учитель географии Валентина Федоровна Конева. Она умела красочно рассказать, увлечь. Очень хотелось ей подражать. Иногда получалось: в старших классах нам порой позволялось заменить педагога и провести несложный урок для младших ребят. Я чувствовала, что это мое. Но видела и маму, каждый вечер склонявшуюся над бесконечными стопками тетрадей. Поэтому я решила, что обязательно выберу какой-нибудь другой предмет, где не нужно проверять столько тетрадок!

 

— Как вы учились? Были ли отличницей?

— Да, мои родители шутили, что я такая активная потому, что родилась 2 августа, в Ильин день. Была страшная гроза, и я, видимо, получила хороший заряд энергии. Моя старшая сестра (она стала врачом) тоже училась хорошо. У нас это как-то само собой получалось, без зубрежки и особого напряжения. Ни мама, ни отец от нас пятерок не требовали. Память у меня была неплохая, и хватало времени на бурную общественную жизнь со сборами макулатуры, металлолома, собраниями. Я была постоянным председателем совета дружины и секретарем комсомольской организации. Школу я окончила с золотой медалью и поехала вслед за сестрой в Ленинград. Она училась в медицинском, а я поступила в педагогический имени Герцена.

Когда было трудно…

— В вузе я тоже была отличницей, вела большую общественную работу. Находила время и на личную жизнь. Госэкзамены я сдавала... на девятом месяце беременности! Мой первый брак, правда, продлился недолго, лишь два года. Много лет я растила дочку одна. И директором нескольких школ побывала, и одну школу строила, и в институте работала, и диссертацию защищала. Педагогом работала в те времена, когда школы были переполнены. Ох… По 11–13 классов в параллели и по 13 уроков в день. Как справлялась и сама не знаю... Только один раз было тяжело по-настоящему, когда у дочери в шесть лет обнаружили порок сердца. Но операцию сделали вовремя, мы это пережили практически без последствий, даже без ограничений на физическую активность.

 

Воспитание без наказания

— Я не училась в классе моей мамы. Думаю, это было правильно. И в школе, и дома я вполне спокойно и свободно себя чувствовала. Родители нам доверяли, но воспитывали в нас чувство ответственности за слова, поступки, дважды ничего не повторяли. Что касается меня… Любая профессия накладывает на человека тот или иной отпечаток. И иногда — да, я себя ловила на том, что пытаюсь поучать дочку, вольно или невольно. Но тут важно осознавать свои проблемы. Если ты видишь свои недостатки — это первый и, наверное, самый главный шаг к их преодолению. Ошибки, думаю, у меня были, но доверительные отношения мы с дочкой сохраняли всегда.

— А приходилось ли наказывать ребенка?

— Я могла высказать недовольство чем-то, обсудить что-то. Но наказаний как таковых, запретов, ограничений не помню. Наверное, мне повезло с дочерью. Мне всегда было легко с ней разговаривать, и она меня отлично понимала. Я с ней советовалась, когда она еще была 14-летним подростком. Например, непросто мне в свое время далось решение о переходе из вуза в школу. Директорство после работы в высшей школе считалось некоторым снижением статуса. Мы сидели на кухне, когда я спросила: «Что же мне делать, Лена?» А дочка ответила: «Мама, ты здесь совсем заскучала. Предлагают — иди!» Но, увы, я, возможно, для того, чтобы не заскучать, до сих пор сохранила привычку пытаться контролировать своего ребенка. Между тем Елене сейчас уже 30 лет, они с мужем — врачи, живут в Ленинградской области, внучка Оля (мне нравится называть ее Леля) растет, ей уже почти три года. Но я и на расстоянии иногда излишне их опекаю, пытаюсь во всем разобраться, во все вникнуть. Тут иногда и муж мне напомнит, что дочь и зять — взрослые люди и прекрасно справляются с обычными житейскими проблемами без меня.

 

— Скучаете по внучке?

— Навещаем друг друга довольно часто. И я очень благодарна техническому прогрессу, есть скайп! Можно не только голоса любимых родственников услышать, но и посмотреть друг на друга. С внучкой пообщаться — одно удовольствие! Леля говорит много, чисто, правда, до недавнего времени немного путалась, вместо «пока» кричала мне на прощанье: «Капа, бабушка!» Зять и дочка говорят, что Леля характером похожа на меня, и это для меня — большая радость. Она славный, удивительно улыбчивый, жизнерадостный ребенок.

Ради любимой женщины

— Как складывались ваши отношения во втором замужестве?

— Когда я вышла замуж второй раз 12 лет назад, мне было очень непросто передать часть проблем и забот моему мужу Саше. Он разгружал меня постепенно. Вообще, в решении сложных вопросов он проявляет удивительную деликатность, мы не спорим, обсуждаем все спокойно, легко, и общее решение возникает словно само собой. Кстати, наши мнения обычно сходятся, мы очень похожи: думаем одинаково, у нас возникают общие реакции на те или иные ситуации, часто одновременно произносим одни и те же слова и даже целые фразы, но мыслит он более глубоко и беспристрастно, поэтому я очень ценю его советы.

 

— Но вопросов о том, кто глава семьи, не возникает?

— Никому из нас не нужно это звание. У нас равновесие, все вопросы решаем в открытом диалоге, и мне очень нравится, что мы свободно общаемся, без манипуляций и скрытых целей.

— О вашем служебном романе 13 лет назад ходили какие-то невероятно восторженные слухи! Сказочная история о прекрасном принце из другого региона…

— Саша тогда работал начальником управления образования в Иваново, и так получилось, что мы вместе готовили крупное межрегиональное совещание. Потом года полтора перезванивались, переписывались, и наконец настал такой момент, когда нужно было решать, либо мы что-то меняем в своей жизни, либо расстаемся. И он переехал в Череповец!

— Это очень сильное решение! Настоящий подвиг ради женщины!

— Я очень беспокоилась: человек ради меня оставляет родной город, успешную карьеру. Он судьбу свою меняет! Это огромная ответственность. Но это было целиком его решение. Я не торопила, не мотивировала. Он сказал: «Должность — не главное, работа меня найдет!» И оказался прав. Без работы не остался. Сейчас он — первый проректор ЧГУ.

— Как распределяете домашние обязанности?

— У кого есть свободное время, тот и занимается домом. Здесь у нас полное равноправие. Вообще, домашнюю работу я люблю. Она мне не в тягость. С детства привыкла к деревенскому быту, а там хлопот полно. Но заниматься только домом я бы не сумела!

 

От Кижей до Крита

— Но иногда вы все-таки отправляетесь в отпуск. Как любите отдыхать?

— Для того, чтобы отвлечься, самое лучшее — уехать из города. Мы очень любим путешествовать по России. Были на Плесе, в Пушкиногорье, только в Карелии (в Кижах, на Валааме и в Киваче) — четыре раза. Часто передвигаемся на автомашине. И если в городе я за руль садиться не люблю, то на трассе чувствую себя прекрасно. За границу тоже часто ездим дикарями, бронируя гостиницы и арендуя автомобили. Побывали в Италии, Франции, Швейцарии, на Крите и в Черногории. Муж больше любит экскурсии, а мне нравится море, поэтому отдых стараемся разнообразить.

— А после работы как отдыхаете? Какие книги читаете?

— Я люблю русскую классику, но в последнее время приходится больше углубляться в нормативные и финансовые документы. А вообще, мне нравится не только читать отечественных писателей, но и перечитывать. Это дополнительная интрига: в каждом возрасте то или иное произведение воспринимается неожиданно по-разному. Если включаю телевизор, то это либо канал «Культура», либо новостные программы. Боевики и ужастики меня угнетают, и если я хочу посмотреть кино, то это будет какой-нибудь старый добрый фильм. А если хочется что-то послушать, то это, как правило, барды: Окуджава, Визбор, Розенбаум, Митяев. Пожалуй, содержательный компонент для меня важнее, чем форма. И что касается искусства, тут я патриот.

— Дача у вас есть?

— Теперь — да! Раньше мы постоянно ездили к маме в Вытегорский район (300 километров от Череповца) и помогали ей с огородом и по хозяйству. Но когда ей исполнилось 80, стало трудно одной, она решила продать дом и переехать к моей сестре в Ленинградскую область. А мне стало чего-то не хватать. Поэтому недавно мы прибрели дачу и стали там постепенно обустраиваться. Я получаю большое удовольствие от этой работы: окошко покрасить, скамейку лаком покрыть, в земле покопаться… И места там похожи на мое Вытегорье: сосенки кругом.

 

В центре внимания

— Но для горожан вы прежде всего руководитель. Педагогический коллектив — это, как правило, женщины. Трудно ли руководить женщинами?

— Самый главный плюс — женщины очень работоспособны. Я хорошо себе отдаю отчет в том, что трудиться за пределами рабочего времени — неправильно. Но реальность часто ставит нас в другие условия. И женщины обычно относятся к делу с особой добросовестностью, ответственностью и личной заинтересованностью. Обратная сторона этих качеств — порой излишняя эмоциональность и восприимчивость. И именно поэтому те немногие мужчины, которые работают в сфере образования, играют очень важную роль в общей рабочей атмосфере. Они более трезвы и категоричны, да и женщины вокруг них подтягиваются, становятся более сдержанными и организованными. Я рада, что сейчас, в связи с ростом зарплат, мужчин в школах стало больше. Появилось немало талантливых и ярких учителей истории, физики, информатики…

— Вы много лет на руководящей работе, постоянно в центре внимания. Нужно быть примером для подчиненных. Как живется с таким грузом ответственности?

— На самом деле я очень эмоциональный человек, но на работе я должна задавать настроение в коллективе, поэтому иногда приходится через силу улыбаться, ведь распускаться нельзя. Руководитель — это всегда масса ограничений. И вести себя нужно соответствующе, и выглядеть. Сейчас я очень ценю возможность быть дома женщиной, знать, что меня всегда выслушают, поддержат. Семья все-таки отдушина. Там я могу быть и слабой, и слезливой.

— По школьным урокам не скучаете?

— Я 14 лет проработала заместителем начальника управления. И поначалу преподавала в 11-й школе, затем — в 42-й. Но потом поняла, что физически разрываюсь, вдобавок не имею достаточно времени для подготовки к урокам. А если какой-то аврал и приходится переносить занятия? Неужели дети должны страдать из-за этого? В конце концов стало очевидно, что быть урокодателем — не совсем честно. Тем не менее у меня нет ощущения, что я рассталась со школой: я общаюсь и с педагогами, и с детьми. Немного грустно оттого, что 1 сентября уже не воспринимается так же легко и празднично, как раньше. Для работников управления начало учебного года — определенный рубеж, очередное испытание, экзамены для нас не завершаются никогда. Поэтому на праздничные линейки смотришь с ностальгией и доброй завистью.

— Полгода назад вы стали начальником управления образования. Вы уже преодолели адаптационный период?

— Работа эта мне знакома. Дискомфорта я никакого не ощущала. Команда в управлении образования очень хорошая, профессиональная. Новым стала необходимость более глубоко вникать в финансовые документы. И еще прибавилось представительских функций. Начальник все-таки более публичен.

 

— И как вам удается так хорошо выглядеть?

— Конечно, я стараюсь за собой ухаживать, но иногда отдаю себя в руки профессионалу. Раз в неделю или в две (это уж как получается) хожу к косметологу. Это замечательный, высокопрофессиональный человек, которому я доверяю. И даже прикосновение ее рук снимает напряжение. Также для внешности, я думаю, полезно поддерживать хорошее настроение, делать акцент на положительных эмоциях.

— А спорт — в списке ваших помощников?

— Около трех лет я занималась в тренажерном зале. И мне это нравилось, но потом мой тренер переехал, и сейчас мне далековато добираться в ее новый спортивный центр. Был у меня и период походов в бассейн. И я чувствую потребность в такой физической нагрузке, и постараюсь возобновить занятия. Наверное, если скажу об этом читателям «Глянца», это станет для меня дополнительным стимулом!

Несколько фактов о Наталии Стрижовой:

  • В детстве Наталья Владиславовна занималась лыжным спортом и спортивным ориентированием.
  • Тема диссертации кандидата педагогических наук Н.В. Стрижовой: «Реализация развивающих задач при изучении природы младшими школьниками».
  • Имеет второе высшее образование, окончила Северо-Западную академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление».
  • Любимые блюда начальника управления образования — салаты.
  • Принципы, которых старается придерживаться в жизни, — больше отдавать окружающим, чем получать, ничего за это не требуя взамен; верить в силу добра, уважать людей; не бывает безвыходных ситуаций — каждая проблема имеет свое решение.

Текст: Елена Платонова
Фото: Анастасия Капустина и из архива Н. Стрижовой



Источник фото: Анастасия Капустина и из архива Н. Стрижовой



На эту тему: