Патриотизм не затаскаешь: Любовь к родине становится трендом?

.
. / Источник:
Руководитель вологодского военно-исторического клуба «Исток» Вячеслав ШАДРИН - о том, как создается настоящая история войн и чем, по его мнению, квасные патриоты отличаются от людей, которые действительно любят родину.

Патриотизм вновь становится модной темой. И сегодня главное - научиться видеть ту грань,
которая отделяет настоящую любовь к своей стране от пустых и банальных слов об этой самой любви. Как понять самим, а главное - научить детей различать, где правда, а где корыстная ложь?

«У нас - пересолили»

- Вячеслав, сегодня все чаще поднимают вопрос насчет патриотизма вообще и патриотического воспитания в школах в частности. У вас не возникает ощущения, что эту тему уже слегка заездили?

- У нас вроде бы правильные вещи говорятся умными дядями и тетями, а ситуация такова, что выходит все наоборот. Почему Супермена наши дети помнят, но не помнят летчика Кожедуба? Все знают Халка, но про дом Павлова знают далеко не все. Однажды мы чуть не поссорились с воспитанником клуба, парнишке 13 лет, он заявил, мол, задолбали уже в школе со своим патриотизмом. А я потом задумался: ну не должен ребенок в 13 лет так говорить! Я в его годы даже подумать ничего подобного не мог, хотя в советское время тоже кругом звучало про патриотизм. А сейчас кто-то взял и понятия немножко повернул. Воспитывать в таком духе нужно, но в разумных пределах. Аналогия из жизни: если кашу не посолить совсем - будет невкусно. А мы взяли, и вместо пяти граммов бухнули все 50! Получилось, что банально пересолили. Мода на патриотические кружки, клубы, везде патриоты родины, нации, России... И при этом выпускаем УАЗ-Патриот, где слово
«патриот» написано латиницей! (улыбается)

- И где грань, за которой начинается «пересол», пустые слова?

- Вот наш клуб, к примеру, - «военно-исторический». История, культура - на самом деле это и есть настоящий патриотизм, о котором мало кто говорит. Вообще в России очень много людей, которые просто работают и нигде квасными патриотами не выставляются. Наверно, надо просто смотреть по делам и меньше употреблять красивые слова, не опошлять их. Вот такой пример: есть у двух людей какие-то интимные отношения, они же не бегают и не рассказывают об этом во всех подробностях на всех углах! Любовь к родине — вещь интимная, это тоже любовь, нежное чувство, несмотря на внешнюю порой суровость. Не надо по белой простынке топтаться грязными сапогами.

Время рассудит?

- Вы говорите - судить по делам. У нас в стране и власть, и оппозиция тоже что-то делают, рассуждают, и каждый считает себя по-своему правым, как их-то «распознать»?

- Для меня все просто: нечего рассуждать, пойдем и сделаем! Конкретный пример: есть у нас в Вологде человек, оппозиционер, который как-то поднял кампанию за чистоту, так расписывал, что уже все — просто край беды. Я решил его проверить. Написал ему: вот в такой-то день, в такое-то время, в таком-то месте люди специально намусорят, приезжай, разберись. Он пришел: «Ну кто тут собирается мусорить?» Я говорю: ты за то, чтобы мусора не было в городе, чтобы было чисто? Хорошо. Выносим ему охапку граблей, веников, лопат — давай приберемся вместе! А он: «Не буду я убирать за всяким быдлом». Вот тебе и раз... Ну ладно, я говорю: вот тут листики-веточки, это природа, никакое быдло ни при чем. Он отговорился тем, что рука болит. Про нас, правда, потом написал, что мы - молодцы. Но я-то и так это знаю (улыбается). Другой пример: сидит парнишка в клубе после тренировки, смотрю - чего-то с посудой возится. Говорит: «Да вот, грязные чашки остались, решил помыть». Вот он - патриот, начал с малого и пойдет дальше. Это такое общее состояние души: не говорить, а дело делать.

- Однако этим очень удобно пользоваться политикам всех мастей - как провластным, так и оппозиционным. Не обидно, когда присваивают чужие успехи?

- Но ведь, тем не менее, что-то делается! Понятно, кто-то этим пользуется в своих интересах, да и бог с ними! Я поднял бумажку, ты поднял бумажку, а третий просто не бросил. Да и ладно, по крайней мере - не мешал. Но из-за своей гордыни мы очень часто и жестко обламываемся, теряем кучу полезных вещей из-за того, что боимся, что кто-то присвоит наши заслуги. И эти вечные обиды человека захлестывают очень сильно. Когда мы начинали делать клуб, нас тоже, как говорится, «перло»: ведь все увидят, мы будем всегда на первых местах! Прошло какое-то время, мы поняли, что и без этого шума можем много чего сделать, и стали отказываться от публичности. Хотя тоже были желающие приписать наши достижения. Но время все ставит на свои места: такие люди, как пена, ушли, а мы остались и работаем.

- К сожалению, у нас и войны часто начинались из-за гордыни и амбиций...

- Я не пацифист, но всегда говорю: раз начало войну, скажем, министерство обороны, так пусть само и отдувается. Вышли на ринг два министра, и пускай молотят друг друга, пока кто-то не победит. А потом уже на бумаге расписывают, кто чего выиграл по очкам.

Забытая война

- Вячеслав, в двух словах – о вашем последнем просветительском проекте, посвященном Первой мировой войне. Что он из себя представляет, и почему ваш клуб решил заняться этой темой?

- Тему мы на самом деле разрабатываем не первый год, просто сейчас она совпала с юбилейной датой – ровно 100 лет с начала Первой мировой. Можно сказать, мы как раз готовы к тому, чтобы запустить сейчас свои наработки. Первая мировая на самом деле абсолютно незаслуженно забыта, получилось так, что последующие события - революция, гражданская война — оттеснили ее на задний план. К тому же ее часто рассматривают через штампы. Мы по менталитету люди в основном советские, а там – «белая гвардия», «империалисты», и пошло-поехало. Штампы вообще очень живучая вещь. Хотя, по большому счету, отличие Первой мировой от Великой Отечественной в том, что к тому моменту стало больше видов вооружения. А так — тоже война: кровавая, страшная, химическое оружие, новые технологии уничтожения… Кстати, в первые годы на фронтах той войны было убито очень много русских офицеров. Хоть они и носили солдатские гимнастерки, принципиально надевали на них золотые, а не полевые погоны. Настолько важно было для них уважать себя. Ведь кто придумал камуфляж? Господа американцы, для которых было нормальным вымазаться в грязи, подкрасться из-за угла - выжить самому. У русских той эпохи были другие понятия о чести, но так получилось, что эти понятия мы постепенно замылили, замяли.

- Еще я замечал, что какие-то общие представления о Первой мировой у людей есть, а вот о конкретных личностях — кот наплакал. К примеру, о вологжанах в той войне вообще почти ничего не слышно...

- На самом деле вологжане, конечно, были, и много. Например, первый женский батальон организовала прапорщик Мария Бочкарева — наша, вологодская. Материал ищется, хотя и с трудом, все-таки 100 лет прошло. И часто забывают про тех, кто не был ни «белым», ни «красным» - про обычных бойцов. Сейчас мы бросили клич: у кого есть материалы по Первой мировой, по вашим родственникам-участникам войны — несите фотографии, ищите сведения, воспоминания, мы проверим, свяжемся с архивами. История войны - как мозаика, складывается из отдельных кусочков, пусть даже самых мелких. Без них мы не получим правдивой картины.

- Допустим, нашел я нужную часть мозаики, и как сделать так, чтобы она не пропала снова?

- У нас будет уже в ноябре, завершающим этапом, фотовыставка. Идея в том, чтобы сфотографировать нынешних вологжан в той же форме, которую носили их деды и прадеды - если, конечно, подходящую форму удастся найти. Такое фото - как бы показатель, что ты свой «кусочек мозаики» нашел, запомнил и держишь в голове. Будет конкурс художественного творчества, уже начался конкурс моделирования, хотя модели по Первой мировой, в отличие от Великой Отечественной, еще поискать. Мы выходим на открытые уроки в школах, провели небольшую викторину для всех желающих из 10 вопросов о войне. Вопросы вроде бы простые, но большинство людей давали максимум три правильных ответа. Поэтому важно именно сейчас, в год столетия этой «забытой» войны, напомнить о ней. Но и в дальнейшем бросать эту тему мы не собираемся.

Олег НЕЧАЕВ

Досье
Вячеслав ШАДРИН — общественный деятель, родился в Вологде в 1969 году, по основной профессии — специалист по логистике. Основатель и бессменный руководитель военно-исторического клуба «Исток» (сейчас клуб имеет статус ВРОО), которому в этом году официально исполнится 11 лет.

 



Источник фото: интернет-архив




На эту тему: