Раздел Общество
23 апреля 2014, 17:04

Новости РБК-Вологодская область

Слышали звон: Вологодские православные против «Битлз»

Слышали звон: Вологодские православные против «Битлз»
Фото: интернет-архив
Неожиданный конфликт в интернете инициировали на страстной неделе представители вологодской епархии.

Поводом для недовольства верующих стал сюжет центрального телевидения о вологодских звонарях, в котором рассказывалось, что музыкальный диапазон наших колоколов позволяет подобрать не только традиционные церковные перезвоны, но даже знаменитые мелодии «Битлз». Добрый и светлый весенний сюжет все-таки взял, да и оскорбил чувства верующих.

Со своей колокольни

Руководство Вологодского государственного музея-заповедника, в ведении которого находится колокольня, поспешно открестилось от самодеятельности ансамбля звонницы колокольни Софийского собора, объяснив появление телевизионного репортажа «вольностью звонарей и любовью журналистов к «жареному» материалу». И хотя сам сюжет назвать «жареным» достаточно сложно, страсти вокруг колокольной музыки разгорелись нешуточные.

- Речь идет о том, что, рассуждая с улыбкой о новом стиле колокольного звона, забыли выслушать тех, кого это непосредственно касается – прихожан православных храмов, – прокомментировал ситуацию пресс-секретарь вологодской епархии Андрей САЛЬНИКОВ. - От того, что колокольня стала частью музея-заповедника, она не перестала быть частью Софийского собора, главного храма Вологодчины!

Кто-то из вологжан принял такую трактовку событий, кто-то, напротив, усомнился, что к светскому месту и событиям, там проходящим, следует относится с ортодоксальной строгостью. В конце концов, именно в стенах вологодского кремля на протяжении многих лет играются спектакли международного театрального фестиваля «Голоса Истории». Сама колокольня уже давно не является звонницей, сзывающей верующих на молитвы.

Кстати, сохранилась вологодская легенда про то, как Петр I, собиравший колокола, чтобы переплавить на военные нужды, пощадил нашу звонницу после того, как местные звонари сыграли для него «Камаринского». Хоть историки и сомневаются, что именно так оно и было на самом деле, сам факт появления такой легенды можно назвать знаковым.

«Назад в СССР»?

В общем, на этом тема рока могла бы быть и закрыта, а вмешательство церкви в дела светского музея-заповедника в канун грядущего праздника Пасхи не получило бы широкого резонанса, если бы не еще одно письмо, опубликованное на епархиальном сайте. Касалось оно уже не уместности или неуместности переноса светских мероприятий в некогда церковную колокольню, а творчества группы «Битлз», которую автор письма в лучших традициях комсомольских активистов прошлого окрестила «четверкой ливерпульских ребят сомнительной репутации».

«Кадровый офицер Британской разведки Джон Колеман считает: «Феномен «Битлз» не был спонтанным молодёжным бунтом против старой социальной системы. Наоборот, это был тщательно разработанный неуловимыми заговорщиками план ввода чрезвычайно разрушительного элемента в большую целевую группу населения...» - написала председатель отдела религиозного образования вологодской епархиии Лариса ФЕДЧЕНКО. - Музыка «Битлз» промывает мозги и делает из нас зомби».

После таких громких заявлений нашлись оппоненты даже из числа воцерковленных интернет-пользователей. С ответом труднице епархии выступил координатор Союза Православных Братств РПЦ Юрий АГЕЩЕВ.

- Пишущему же эти строки рок-музыка дала многое, - говорит он в своем письме. - Дала остаться человеком, а не стать обывателем, причем в самые лихие годы гонений на инакомыслие. Да и ныне рок (а не подделка) - это альтернатива все-оглупляющей попсе. Звонарям же желаю успехов, и не бояться штампов. Благовествуйте достойно, иногда же в подобающее время и подобающем месте вполне можете исполнять и нечто «неканоническое».

Хочется добавить, что в 1770 году куранты на Спасской башне Московского кремля каждый час
отзванивали популярную песенку «Ах, мой милый Августин» - про пьянчужку, в невменяемом состоянии свалившегося в чумную яму и проспавшего среди зараженных трупов до утра. Парадоксально, но еще при царе Алексее Михайловиче такая светская мелодия допускалась к исполнению в самом сердце российского государства, в непосредственной близи от главных православных соборов. По меркам же XXI века это уже кажется вольностью почти неслыханной.

Оксана ИСАЕВА