Раздел Общество
12 января 2013, 09:00

Судьба подводной лодки под вопросом

Судьба подводной лодки под вопросом
Фото: архив
Некогда могучий атомный подводный крейсер «Северсталь» может быть пущен на металлолом.

По крайней мере, об этом в интернете говорят сами моряки. АПЛ «Северсталь» последний раз уходила в поход еще в 2004 году, после чего встала на прикол в Северодвинске вместе с другой лодкой такого же класса – «Архангельск». В этом городе оба боевых корабля ждут своей участи.

«Коммерческий» корабль
Северный флот России базируется в Мурманской области. Официально ОАО «Северсталь» стало шествовать над лодкой «ТК-20» в 2000 году. На сегодня это единственная боевая единица в мире, названная именем промышленного предприятия. В свое время Владимир Путин, узнав о том, что в составе Северного флота появилась лодка под названием «Северсталь», запретил своим указом называть корабли, самолеты и подводные лодки именами коммерческих фирм.

Металлурги для установления шефства выбрали одну из самых мощных лодок в мире. «Северсталь» знаменита тем, что всплывала на Южном полюсе и проводила стрельбы боевыми ракетами из-под толщи льда в несколько метров. За это лодка была занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Наиболее подробную характеристику лодок этого класса - «Акула» - дает военный эксперт, капитан второго ранга Александр Покровский: «Акулы» – это тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения. Таких больше в мире нет. Всего построено было 6 тяжелых подводных крейсеров. Их спроектировали как ответ на серию американских АПЛ «Огайо», под самые большие баллистические ракеты на земле – 90 тонн – по 10 боеголовок каждая, с мощностью боеголовки – 200 килотонн в тротиловом эквиваленте.
Чем же еще уникальна «Акула»? Она приспособлена для плавания подо льдами, в самых высоких широтах, на самых малых глубинах. Она могла находиться в море до полугода».

Как она выглядит
Автору довелось в свое время побывать на лодке класса «Акула». Она называется «Архангельск» и полностью аналогична «Северстали». АПЛ представляет из себя громаду с 9-этажный дом. По узким металлическим лестницам можно спускаться вниз до бесконечности, и все равно вы достигнете «дна» только через полтора часа, и то - если не будете останавливаться в отсеках надолго.

Оборудование и механизмы на подводном крейсере выглядят несколько старомодно. Это вполне понятно – АПЛ строилась во времена СССР. На каждом втором приборе нарисованы красные точки. Это означает, что их нельзя фотографировать. Что поделаешь – режим секретности.

Ракеты, которыми оснащалась лодка, раньше производили на Украине. Теперь их больше не делают. Следовательно, и сама лодка как бы не нужна. Чем она будет стрелять?

Что сейчас?
Военный эксперт Александр Покровский предлагает схему коммерческого использования АПЛ, приготовленных к утилизации. По его мнению, это поможет спасти их от уничтожения: «Говорят, они дорого обходятся – 547 миллионов рублей в год. Но ведь если сделать из них даже круизные подводные суда, и доставлять очень богатых туристов на Северный полюс, то всегда можно набрать 55 человек, которые за 10 миллионов рублей захотят всплыть на Северном полюсе, проломив лед толщиной в 2,5 метра, чтоб только увидеть белых медведей. В конце концов, можно устроить регулярные рейсы и доставлять людей в северные порты Норвегии, США, Канады. Летают же люди в космос за многие миллионы долларов, так почему же не отправить их подо льды – тот еще будет экстрим».
Крайне сомнительно, что вариант, предложенный Покровским, может осуществиться. Ведь кататься туристам на боевой единице никто не позволит. Конечно, можно передать АПЛ все той же «Северстали». Однако вряд ли металлурги возьмут себе на баланс такую дорогущую громадину.
Как выяснилось, металлургический комбинат уже прекратил шефство на АПЛ «Северсталь». Об этом мне сообщили в приемной советника генерального директора дивизиона «Северсталь Российская сталь». А ведь еще 6-7 лет назад эта тема в Череповце была очень популярна: военкомат даже проводил конкурсы за право служить на «Северстали».

Лодка «Вепрь» пока не под угрозой?
Шефские связи Череповца с другой подлодкой, «Вепрь», существовали с 1996 года. В сложные годы, когда подводникам задерживали зарплату, город нашел возможность помочь им, в том числе продовольствием. Сейчас, по словам мэра Юрия Кузина, необходимость в такой поддержке отпала: Минобороны полностью финансирует флот. Как отметил глава города, сейчас у Череповца с подлодкой сохранились только «социальные» отношения. В частности, моряков-подводников приглашают на городские праздники.

Дмитрий Виноградов, Михаил Белов