Раздел Спорт
26 февраля 2013, 12:24

Сергей Потапков: «Ралли — это вершина автоспорта»

Сергей Потапков: "Ралли - это вершина автоспорта"
Фото: архив
Интервью с многократным чемпионом России и организатором автогонок в Череповце.

В 2013 году Вологодчина принимает крупные соревнования по автогонкам: 9 и 10 марта под Череповцом пройдет финал Кубка России среди лучших гонщиков на ледовом треке. Почему так важно развивать этот вид спорта, и что нужно обычному водителю, чтобы стать успешным мастером, мы беседуем с председателем регионального отделения Российской автомобильной федерации, многократным чемпионом страны по ралли Сергеем ПОТАПКОВЫМ.

Главное - интуиция
– Сергей, бытует мнение, что автогонщики — люди особенные, этакие рисковые баловни судьбы. В чем, на ваш взгляд, главный секрет успешного гонщика? Профессионализм, особое отношение к жизни? Или, может быть, банальная удачливость?
– Самое главное, я считаю – развитая интуиция. И, что не менее важно, способность ей доверять. В ситуации, где все решают доли секунды, ты сначала действуешь, а потом уже умом понимаешь, почему мышцы сработали так, а не иначе. Можно обнаружить в себе это качество сразу, можно его выработать, но никакой большой спорт не принесет ни результатов, ни радости, если ваш инстинкт выживания не свободен.
У меня никогда не было страха перед стартом — разве что легкое волнение. А в приметы, в ритуалы я не верю. На трассе ты просто делаешь свое дело — без суеты и мелочности.
– Вы говорите, что никогда не испытывали страха в гонках. А если авария? Неужели никогда не паниковали?
– Когда на дерево или в бетон летишь, или под тобой четыре метра воздуха, словно пленка в кино обрывается, все мелькает, порой думаешь: «Неужели все?» Но это быстро заканчивается, и жизнь продолжается. А испугаться все равно не успеваешь. Хотя травм у меня было достаточно. Компрессионный перелом позвоночника, обе ноги ломал, ребра, ключицу, связки рвал многократно.
– Наверно, вам приходилось быть свидетелем гибели гонщиков на трассе?
– Особенно часто такое происходило в 80-е. С десяток случаев могу вспомнить. Объяснялось это тем, что тогда впервые появилась возможность проводить соревнования часто и массово, но о безопасности заботились не на должном уровне. В те времена экипировка и подготовка автомобилей была на совести самих гонщиков. Это сейчас изготовление каркасов для авто, шлемы, комбинезоны – сертифицированные услуги и товары. Гонщики теперь почти не бьются. А вот зрители иногда погибают. В 2009 году, когда машина въехала в толпу людей на гонках в Оренбурге, даже появился неофициальный запрет на проведение соревнований. И у нас хотели гонки прикрыть. Пришлось мне ехать в Москву, к самому замминистра МВД. Тогда меня выручило письмо начальника департамента дорожного движения РФ Виктора Кирьянова, который тогда был президентом РАФ.
– Получается, в автоспорте тоже важно везде иметь «своих людей»?
– А почему, думаете, автоспорт так развит в Татарстане? Оба сына бывшего президента Шаймиева – чемпионы Европы по автокроссу. А нынешний глава республики Рустам Минниханов и сам увлекается автоспортом, добивается неплохих результатов на международной арене. С 2005 года я уже не участвую в соревнованиях. Поверьте, гораздо больше адреналина я получаю, организуя мероприятия, борясь с системой и бюрократизмом ради того, чтобы поднять этот вид спорта в Вологодской области, сделать его доступным.
– В нашей области даже автогонки настолько «забюрокрачены», если опытный гонщик испытывает подобные ощущения?
– Больше всего изматывает необходимость ходить на всякие организационные совещания и согласования, предшествующие соревнованиям. Практической пользы от них никакой, но они очень отвлекают от самой подготовки. Каждая минута дорога, а нас дергают и дергают...

О трассах и гонщиках
– Судя по вашим титулам (см. «Досье» - Прим.Ред.), вы всегда отдавали предпочтение раллийным гонкам. Почему именно им? Ведь есть, например, «формулы» и другие гоночные классы.
– Просто я считаю, что ралли – это вершина автоспорта. Хороший раллист может стать чемпионом во всех дисциплинах.
– Есть ли на Вологодчине, по вашему мнению, трассы, где могут регулярно гоняться профессионалы?
– Есть две трассы, которые принимали титульные соревнования отборочных этапов кубка России и в ближайшее время будут лицензированы. Первая трасса – в Санниково Грязовецкого района, небольшая, всего два гектара. Вторая – стадион центра технических видов спорта «Адреналин». Он находится в шести километрах от Череповца и просто огромен – 86 гектаров.
– Кого из наших гонщиков вы считаете сейчас наиболее перспективным?
– Сейчас это вологжанин Даниил Ковалев, который выполнил норматив мастера спорта. Он имеет хорошие шансы в ледовых гонках финала Кубка России, которые пройдут в Санниково 9-10 марта. В 2012 году он выиграл один из этапов шоссейно-кольцевых гонок Кубка России и один из отборочных этапов Кубка России по ледовым гонкам.

Хулиганы за рулем
– Немного о дорожном движении. Одно из модных среди молодежи направлений — стритрейсерство, уличные гонки. Как вы относитесь к подобным «покатушкам»?
– Стритрейсеры для меня – хулиганы, конечно. Но запретительными мерами эту проблему не решить. Ребятам все равно нужны специальные сооружения, безопасные места, где можно выпустить пар. У наших людей очень велика тяга к скорости и риску, и чтобы они не устраивали гонки на городских дорогах, просто необходимы тренировочные трассы.
– Только ли лихачество – причина многих проблем на наших дорогах?
– Главная беда – менталитет, многие десятилетия разрухи в головах и отсутствие уважения к другим людям. Страх перед наказанием в какой-то мере может влиять на поведение водителей, но гораздо лучше работает личная ответственность каждого. С этим пока очень плохо.
– Водители-мужчины, особенно со стажем, часто довольно предвзято относятся к женщинам за рулем. Вы разделяете точку зрения, что женщине в машине не место?
– Нет, не разделяю. И уж точно женщина за рулем для меня — не «обезьяна с гранатой». По крайней мере, среди мужиков встречаются куда более опасные экземпляры. Голова, конечно, у женщины работает по-своему, но это не значит, что хуже. В конце концов, у каждого водителя есть свои недостатки.
– Вы практически всю сознательную жизнь связаны с автомобилями. Есть ли у вас другие увлечения?
– Люблю смотреть историческую документалистику. У меня же мать – историк. Я с детства этим интересовался. Причем всерьез, не по советским учебникам. Помню, экзамены сдавал, так школьные учителя в комиссии дождались, когда представитель Гороно на минутку отлучится, быстро поставили мне четверку и выпроводили. Слушать не стали – я уже был известный в школе диссидент, увлекался «самиздатовской» литературой. Еще помню с детства «Роман-газеты» хрущевских времен. А из писателей назову Булгакова и Шаламова.
– Ваши дети унаследовали любовь к скорости?
– Оба – и старший Александр, и младший Владимир – автоспортом увлекаются. Особенно младший. Он уже в семь лет самостоятельно рулил автомобилем на учебной площадке. Все-таки автоспорт – это гены.

Елена ПЛАТОНОВА