Раздел В мире
25 декабря 2012, 06:00

Новости РБК-Вологодская область

Закатившаяся Европа: что не так на «загнивающем Западе»

Закатившаяся Европа: что не так на «загнивающем Западе»
Какова плата за европейскую инфраструктуру и идеально гладкие дороги и почему испанская глубинка — она как Таборы, только хуже? Об этом и разном другом — в путевых заметках нашего автомобильного редактора.

В Испании, наверно, бывали многие. Все-таки Барселона — одно из самых ходовых туристических направлений. И, может быть, съезди я туда туристом — по экскурсиям, да на автобусе, вернулся бы счастливым. Но маршрут и взгляд журналиста существенно отличаются от маршрута и взгляда туристов. Одним показывают нарядные фасады, другие видят и задворки в том числе.

Фасады и впрямь красивые. Гауди, все такое. Но отъезжаешь на несколько километров от столицы — и попадаешь в провинцию сродни нашим Таборам. А еще через пару километров — на вот тебе, Шаля и Гари. И Брусяны на закуску. Если не хуже.

Северная каталонская провинция убога донельзя: обшарпанные дома, куча заброшенных каких-то складов, хлевов и фабрик, тут и там виднеются исписанные граффити обломки стен.

Я слышал, что в Европе кризис до сих пор. Но не до такой же степени! Заправки — ржавые, автопарк — времен свободной любви и «Битлз», церкви разваленные, городки пустующие.

Депрессия как она есть. Не великая, но все же. Контраст с цветастой Барселоной хуже, чем между Москвой и Балашихой. В Балашихе хотя бы цивилизация прослеживается. В Каталонии же на сотни километров ее попросту нет.

Провинция, по ходу, однотипна везде. Проезжая городок за городком, деревеньку за деревенькой, я вспоминал родненькую Ивановскую область. Аналогично: ни жизни, ни надежды, ни просвета. Зато пейзажи красивые кругом.

В свете разговоров последних лет про «свалить из Рашки» меня дюже интересовало, насколько Франция и Испания подходят под эти цели. С чисто бытовой, житейской точки зрения. И валить я туда не соберусь точно. Более того, даже в отпуск не поеду.

После суматошного ритма вялотекущая жизнь Европы сбивает с толку. Там нет ада, борьбы, угара и драйва. Жизнь подташнивает своим чередом: за пределами столицы не найти круглосуточных магазинов, баров и ларьков, в выходные почти все заведения закрыты на ключ, ночами работают только единичные ресторанчики, где персонал двух слов не может связать на международном английском.

Против курильщиков развернут форменный геноцид. Захочешь купить — попробуй найти. Найдешь — расстанешься с кровными 4–5 евро. Расстанешься — не найдешь места покурить: в ресторанах, кафе, барах, отелях — полный запрет. Такое же нас ждет в 2016 году, если депутаты доведут начатые инициативы до конца. Станем совсем цивилизованными. Прямо как европейцы.

А цивилизованы европейцы неспроста. За каждый чих они платят. Русскому человеку, ментально все еще живущему где-то на грани развитого социализма и обещанного коммунизма, это трудно понять. Например, про парковку. Она тут чаще всего с вот таким вот знаком:

Дефицит места в тесных городах и избыток автотранспорта сделали все стоянки Испании и Франции платными. Нет, в принципе, можно поискать место на окраине города — у торгового центра. Туда пускают постоять бесплатно. Во всех других — за деньги: через паркомат, наличкой ли, безналом ли.

Русским людям, свободно помещающимся на газон и не гнушающимся ставить машины на ночь вдоль тротуаров, не понять всю логику этого процесса — не бывает ничего бесплатного. Земли мало, и она вся — или частная, или государственная. Не твоя. Потому, по определению, не может быть бесплатной. Еще труднее понять, что, покупая машину, ты не приобретаешь себе автоматом место под нее. Придется платить.

Европейцы к пониманию этого пришли принудительно и платят по 0,043236 евроцента за каждую минуту постоя. Инакомыслящие и несогласные выкладывают сотни евро штрафов за стоянку под знаком. И за эвакуатор. В редких случаях можно найти улочки без знаков и бросить машину там. Такие есть, но из-за дефицита площади местная бесплатная параллельная парковка выглядит как-то так:

Небесплатная, что характерно, выглядит так же. Оттого есть стимул и мотивация пользовать общественный, электро- и двухколесный транспорт. В Барселоне, например, можно арендовать двухместный электроскутер Renault c крышей.

Места занимает мало, выбросов в атмосферу — никаких. Такое тут приветствуют льготами и послаблениями: и на парковке экономия, и на бензине. Про него, кстати. 1.57 евро за литр — средневзвешенная цена за АИ-95 на территории Каталонии и Франции.

На калькуляторе подсчитал стоимость нашего заезда при расходе 8,4 л/100 км в среднем: за бензин — 131,88 евро, за проезд по платным дорогам — 40 евро суммарно. 171,8 евро за ~1000 км пути или 6 968,208 руб. По аналогичному по протяженности маршруту Екатеринбург — Казань я бы проехал на такой же машине за 2 546,04. Оставшаяся разница — это та сумма, которую европейцы платят за инфраструктуру и дороги.

Да, они прекрасны (дороги, в смысле) — ровны, гладки и со светящейся в темноте разметкой. Но и выложить за такое удовольствие надо немало.

Ведь из ничего кое-что не возьмется. Хорошие дороги с хорошей инфраструктурой с неба не упадут: их надобно строить и содержать. Причем не из мифического государственного, а из своего кармана. Скажи такое русскому человеку на полном серьезе — будет истерика и призывы вязать белые ленты.

Суммируя еще и парковки-налоги, получается, что стоимость владения машиной в Европе, по нашим среднерусским меркам, чудовищная: налог заплати, за проезд заплати, за парковку заплати, за бензин выложи. А есть еще штрафы, присылаемые сугубо в «письмах счастья». И наши личные затраты на содержание машины не кажутся такими уж заоблачными.

Теперь, прежде чем ругаться на покрытие в городе и области, я лично задам себе сначала вопрос: готов ли я доплачивать из своего дохода за отбойники и разметку? И, знаете… А и как есть — сойдет, в принципе…

Французский прованс на фоне Каталонии выглядит богатым и сытым: домики нарядные и аккуратные, как игрушечки, поля тучные, инфраструктура разветвленнее — есть даже широкие бесплатные парковки для дальнобоев через каждые несколько десятков километров.

Электроэнергию вырабатывают экологически чистые ветряные мельницы (не шибко, видимо, успешно: все больше стоят в штиль), автострады широкие, о камерах контроля скорости заранее извещают знаки, а местные водители настолько деликатны, что не позволяют себе мочеиспускаться на обочину — пользуют пустые бутылочки и аккуратно складируют в тенечке:

Франция еще дороже (проезд по платным автострадам, например), но ощущается уютнее и приветливее, чем угрюмый серый каталонский север.

Но даже там русскому человеку трудно покушать всласть. Не в деньгах дело — в подходе. Никто, повторюсь, никуда не торопится. Ждать можешь часами. И ждешь. Перед подачей первого блюда битый час жуешь хлеб со стола и закуски типа рыбьих хвостов в оливковом масле. Украдкой пожевываешь скатерть — ибо кушать хочется. Через пятилетку приносят тарелку с листьями и травой, облитой уксусом. Это «еда». Ждешь еще миллион световых лет второго блюда, плотоядно оценивая филей соседей по столу.

После маленькой тарелочки паэльи с очередным хвостом кальмара — еще всего-то сутки ожидания, и тебе принесут маленький кусочек пирога. Выбирать не приходилось: ждешь. На перегонах между городами у ресторанчиков либо не встать, либо они запрятаны в глубине местной Тьмутаракани — сразу и не найдешь. Как-то ночью в Ла Гариге, устав ждать десерт, отправился на поиски завалящего фаст-фуда. Нашел единственный работающий в городе ресторан со все теми же рыбьими потрохами под соусом из мангуста. Ушел спать, урча животом.

Зато вином поят — не стесняются. Подносят чаще, чем ты просишь. Еще бы закусывать давали при этом. По-людски поесть получилось лишь дважды: полуметровым мегабагетом, запивая «ламбруской», на берегу моря в Барселоне, и в спасительном «Макдональдсе» в аэропорту. Скупив весь ассортимент вкусной и питательной пищи, без сожаления посмотрел на ворота таможенного контроля. С радостью шагнул к трапу — на дорогу в наши -28, во мрак и угар стабильности, но к дешевому бензину, бесплатным (широким!) дорогам и парковкам, круглосуточным магазинам и аптекам, вездесущим банкоматам и дешевому кофе, к ресторанам с курящими зонами и нажористой православной пище.

Классик бы сказал: «Сюда я больше не ездок». И был бы чертовски прав.

Много картинок с нарядными фасадами и неприглядными задворками Европы — в нашем фоторепортаже.

Благодарим автосалон «Карро» и «Skoda Auto Россия» за приглашение.