наверх
Вход на сайт Вход на сайт
Вход Регистрация Забыли пароль?  

Ваш логин
Пароль
 
Закрыть
 


Аватар herepovchanin_info
карма
0
 
2017
Июль
пн вт ср чт пт сб вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
 
  ответы: RSS-лента последних ответов
порой на детские
площадки без слез не
взглянешь что очень
прискорбно
Собака друг человека но
в наше время это порой
не так
Ссылка неправильно
работает - должно быть
без скобки
https://vk.com/herepovc
hanin_info
Лица скрыты потому, что
это несовершеннолетние,
а для публикации их
изображений существуют
особые требования. Да и
не конкретно этих ребят
вина в том,...
Действительно, раз уж
назвались музеем -
пусть хотя бы одного
гида туда посадят, ну и
пару охранников, чтобы
и детям по шапке могли
дать, и алкашам по...
   
 
Суббота, 6 Июнь 2015
13:14
История города Череповца.    
Череповец - крупнейший город Вологодской области, административный центр Череповецкого района. Территориально Череповец располагается на реке Шексне, левом притоке Волги, в устье реки Ягорбы. Осваивать эту местность люди начали уже в глубокой древности. При археологических исследованиях здесь обнаружены десятки памятников, в основном стоянок, каменного века. В X веке в устье Ягорбы появляется целая округа постоянных поселений, принадлежавших финно-угорскому племени "весь". Согласно летописи, весь вместе со славянскими племенами участвовала в призвании на княжество варягов. Удобное местоположение, обилие рыбы и пушнины привлекали в эти места все больше людей. В начале XI века усиливается приток славян, спасающихся от татаро-монгольских набегов, и к концу XI - началу XII веков формируется древнерусское население. В это время, очевидно, и возникает историческое название "Череповесь", связанное с топографическими особенностями местности. Основными занятиями были: пушная охота, рыболовство, ремесла (кузнечное, ювелирное дело, металлургия, резьба по кости) и, возможно, земледелие. Была хорошо развита торговля. Причем поселение, располагавшееся в устье Ягорбы, занимало большую площадь и имело довольно высокую материальную культуру, приближающуюся к культуре средневекового города. Развитию населенных центров, находящихся по берегам Шексны и Ягорбы, помешала эпидемия чумы, разразившаяся в 50-60 годы XIV века, изгнавшая людей с обжитых мест.

Важнейший этап средневековой истории связан с Череповецким Воскресенским монастырем, основанным в 50-60 годы XIV века двумя иноками, выходцами Троице-Сергиева монастыря, преподобными Феодосием и Афанасием Железный посох. Пожары, случившиеся в пору польско-литовской интервенции (1610-1618), уничтожили монастырские документы, поэтому точную дату основания монастыря назвать невозможно. Большинство исследователей склонны считать таковой 1362 год. Подобно другим северным обителям, Череповецкий Воскресенский монастырь постепенно обустраивался, обзаводился селами, деревнями. С годами возле него выросло большое торговое село Федосьево, появилась подмонастырская слобода. В 1764 году монастырь был упразднен указом Екатерины II, церкви превращены в приходские, земли и крестьяне переданы казне. Сегодня единственной монастырской постройкой и самым ранним памятником каменного зодчества Череповца, несмотря на утраты и поздние перестройки, является Воскресенский собор, возведенный в 1756 году.
В 1777 году Указом императрицы на месте подмонастырской слободы и села Федосьева "для пользы водной коммуникации" был учрежден город Череповец.
В 1782 году был утвержден план регулярной застройки города. Но планомерное развитие было неожиданно прервано в 1796 году указом Павла I об упразднении Череповецкого уезда с оставлением Череповца "за штатом" и припиской его к Устюжне. В начале царствования Александра I, летом 1802 года, издается указ о восстановлении Череповецкого уезда и о возобновлении деятельности всех присутственных мест. В 1811 году Череповец получает свой герб.
Значение города возросло после строительства в 1810 году Мариинской водной системы. На протяжении всего водного пути Череповец оказался единственным относительно крупным торговым центром и поставщиком рабочих рук. Развитие судоходства способствовало активному притоку капитала. В середине XIX века основным занятием жителей города становится судостроительство и судовождение. Одной из крупнейших судовых компаний Мариинской водной системы к 1860-м годам становится "Торговое пароходство братьев Милютиных и К". Именно с ее развитием связано открытие в Череповце гавани, дока для ремонта судов, городской пристани, механического судостроительного завода. Росту материального благополучия города в немалой степени способствовала деятельность И.А.Милютина на посту городского головы. При нем город превратился в оживленный торговый и промышленный центр, открылись новые учебные заведения, банк, окружной суд, городской сад, музей, который по сей день считается одним из старейших музеев северо-запада. Череповец стали называть "Северными Афинами" и "Русским Оксфордом".
В 1905 году благодаря хлопотам местного купечества через Череповец прошла железная дорога Вологда - Санкт-Петербург. Рост материального благополучия города продолжался.
Революционные события Череповец воспринял довольно спокойно, до середины февраля 1918 года в городе и уезде существовало своеобразное многовластие. Однако весной-летом 1918 года из-за многочисленных выступлений против политики большевиков в городе было введено военное положение. Начавшаяся гражданская война и иностранная интервенция еще более ожесточили характер отношений "население - власть". В городе появились лагеря принудительных работ.
В 1918 году из пяти восточных уездов Новгородской губернии была создана самостоятельная Череповецкая губерния с административным центром в Череповце. Она просуществовала до 1927 года, а затем была преобразована в округ в составе Ленинградской области. С 1937 года Череповецкий район находится в составе Вологодской области.
В конце 1930-х годов правительством принимается судьбоносное для города решение о строительстве Волго-Балтийского водного канала и металлургического завода в Череповце.
Великая Отечественная война помешала планам мирного развития города. Война потребовала перестройки всего городского хозяйства на военный лад. В 1942 году в Череповце было 12 промышленных предприятий с объемом валовой продукции на сумму 10 млн. руб. и 11 артелей промкооперации с объемом валовой продукции на сумму 10,8 млн. руб., которые работали на общую победу. В городе размещались эвакопункты и госпитали.
После победы в Великой Отечественной войне в городе началось строительство заводов.

МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД В ЧЕРЕПОВЦЕ
Решение о строительстве металлургического завода в Череповце было принято накануне Великой Отечественной войны. По замыслу академика И.П. Бардина, завод решили строить на пересечении железных и водных путей соединения. Первые котлованы были вырыты в 1939 году. Масштабное строительство развернулось с конца 40-х годов. Первый чугун получен 24 августа 1955 года - этот день стал днем рождения Череповецкого металлургического завода (ЧМЗ). К началу 60-х годов завод перестал быть убыточным, в 1962 году получена первая прибыль. 7 февраля 1966 ЧМЗ награжден орденом Ленина - высшей наградой СССР. К 1970-1980-м годам Череповецкий металлургический завод стал крупнейшим в стране. 17 июля 1980 года за большой вклад в развитие черной металлургии и достигнутые успехи в увеличении производства высококачественной продукции ЧМЗ награжден орденом Трудового красного знамени.
23 июня 1983 года Череповецкий металлургический завод преобразован в Череповецкий металлургический комбинат.
24 сентября 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации государственное предприятие " Череповецкий металлургический комбинат" получило новый статус и зарегистрировано в мэрии города Череповца как акционерное общество открытого типа " Северсталь" (ОАО " Северсталь" ).


ПЛАН РЕГУЛЯРНОЙ ЗАСТРОЙКИ ЧЕРЕПОВЦА
В январе 1780 года в Череповце открылись уездные и городовые присутственные места - магистрат, окружной суд, городское самоуправление. Все эти учреждения размещались в старых монастырских зданиях, вокруг которых существовала деревянная стена с башнями.
В 1782 году для Череповца был составлен и утвержден план регулярной застройки. Он представлял собой обычную для разрабатывающихся тогда градостроительных проектов сетку перпендикулярных улиц, наложенную на рельеф местности. Этим планом регламентировался порядок застройки будущего города. К нему прилагались " примерные фасады" , разработанные Комиссией каменного строения. Впрочем, план органично включал в себя и ранее сложившиеся ансамбли площадей, был соотнесен с ландшафтом и условиями окружающей среды.
Современный " старый Череповец" представляет собой пример детально точного осуществления на практике первого в его истории генерального плана. С северо-востока и северо-запада город ограничивался валом и рвом, с юга расположение кварталов следовало течению Ягорбы. Вся территория города была разделена на 46 кварталов, образующих 24 улицы. Центральной осью планировочной структуры стал Воскресенский (ныне Советский) проспект, направление которого определялось руслом Ягорбы. Он соединял ансамбль монастыря с торговой площадью села Федосьева. Так, на стержне главного проспекта сохранились и приобрели регулярные очертания две исторически сложившиеся площади - Благовещенская (ныне Красноармейская) и Соборная. Между ними появилась новая, которая должна была стать и стала средоточением городской торговли и одновременно административным центром. Площадь, названная Торговой, находилась на пересечении Воскресенского проспекта и Крестовской улицы (ныне ул. Ленина).
На Воскресенском проспекте строились более состоятельные граждане, главным образом купечество. На параллельных улицах (Благовещенской, Дворянской, Покровской) возводили дома ремесленники и немногочисленные дворяне. Строительство жилых домов шло оживленными темпами, и к 1795 году было уже возведено 168 жилых деревянных домов. Первый жилой каменный дом был построен на Воскресенском пр. (ныне Советский пр., 61) лишь в 1807 году, точно по " примерному фасаду" , присланному из Комиссии каменного строения. В 1809-1813 годах был, очевидно, издан альбом образцовых планов и фасадов, который и стал проектной основой для каменных построек города в первой половине XIX столетия.
К 1844 году в Череповце существовало шесть каменных жилых домов, сохранившихся до нашего времени. Из деревянных зданий первой половины XIX века сохранилось лишь два дворянских особняка: дом, в котором родился художник В.В. Верещагин и дом помещика Гальского за Шексной. Последний считается ярким примером проявления классицизма в русском деревянном зодчестве. Архитектура здания как бы воспроизводит в дереве распространенные к тому времени формы каменного зодчества. В чем и заключается его историко-художественный интерес.
В 60-70-е годы XIX века в каменной застройке города доминирующее значение имеют здания " краснокирпичного стиля" . Стиль этот сложился на основе рационалистических воззрений на задачи архитектуры. В нем романтическое увлечение отечественным и западноевропейским средневековьем сочеталось с деловитой суховатостью " рациональной" архитектурной формы, привязанной к конструктивным особенностям здания. С 70-х годов XIX века появилась должность городского архитектора при городской управе. Им стал Антоний Адамович, который также являлся сторонником " краснокирпичного стиля" . Вообще, в Череповце в конце XIX века индивидуальное строительство строго регулировалось городскими архитекторами: П.Подшиваловым, А. Чуркиным, А. Нестеровым.
К концу XIX в. Череповец значительно вырос и по численности населения и территориально, возросли культурные запросы населения. В " краснокирпичном стиле" строятся здания учебных заведений: женской гимназии (это была одна из первых женских гимназий, построенных в уездном городе России), реального училища, Александровского технического училища. В том же стиле в 1898 году на Александровском пр. (ул. Луначарского, 39) было построено специально для городского музея каменное здание (позднее его отштукатурили), ныне там располагается Детский музей. Сам город развивался главным образом в западном и северо-западном направлении.
В начале XX века проводятся большие работы по реконструкции Торговой площади - в " краснокирпичном стиле" сооружаются торговые ряды, здание театра с башней-часозвоном. По существу, восьмиугольная площадь оказалась застроенной, и сейчас о ее границах напоминают лишь " череповецкие кривули" .
В дореволюционное время на территории современного города существовало 10 церквей и три часовни. В настоящее время сохранился лишь Воскресенский собор, по старым чертежам воссоздан Рождественский храм, восстановлены две часовни (Святителя Николая чудотворца и преподобного Филиппа Ирапского), идет восстановление третьей - Источнической часовни.
Из построек " постреволюционно-довоенных" следует отметить новое здание музея, завершенное в 1928 году Возведенное в псевдоклассических традициях с купольным покрытием, оно удивляло необычностью архитектуры, но прекрасно вписывалось в архитектурный ландшафт.
После начала строительства в Череповце металлургического завода, к 1950 году институтом Ленгипрогор был разработан генеральный план города, определивший его развитие в северном и северо-западном направлениях. Предусматривалось также создание новых жилых массивов за Ягорбой и за Шексной. Новый город оказался активно подключен к старому городскому центру, естественным образом дополнил и продолжил его. Градостроители нашли удачный прием в решении сложной задачи органического соединения существовавшей малоэтажной застройки старого города с домами повышенной этажности нового района. На участке их сопряжения из бывшего кладбища был создан парк, плавно переходящий в площадь, дополняемую сквером. Парк служит началом улицы Металлургов. Ансамбль этой череповецкой улицы можно отнести к лучшим достижениям советской архитектуры. Точно определены и выдержаны интервалы разнообразных по архитектуре, но исполненных в едином стилистическом ключе, зданий. Дома в застройке разбиты и дополнены скверами и цветниками. Блочные здания построены по новой, впервые примененной в Череповце, технологии крупнопанельных домов. Самым первым было построено здание на пр.Победы 35, которое является ярким представителем начала индустриального домостроения в Советском Союзе. Несмотря на сильные морозы, здание было построено за 27 дней и в декабре 1956 года пущено в эксплуатацию.
Из построек 1970 - 1980-х годов следует отметить уникальный вантовый мост через Шексну. Единственный в России он был построен в 1979 году по образцу Западно-Германского моста через Рейн. Высота опоры - 85 метров, протяженность более километра, общая длина вантов 16 км (каждый метр их весит 30 кг). Мост явился гармоничным продолжением улицы Сталеваров и началом Октябрьского проспекта. Соединяя две части города, он не только выполняет утилитарную задачу сообщений, но и служит уникальным архитектурным решением между " прошлым" и " будущим" . Выражением " будущего" становятся частные коттеджи и многоэтажные жилые здания, выполненные с учетом градостроительной эстетики. 16 июля 1993 года было сдано в эксплуатацию здание Дворца культуры ОАО " Северсталь" . Его общая площадь составляет 17,5 тыс. кв.м. В отделке применены долговечные материалы - карельский гранит, забайкальский и узбекский мрамор. Дворец своей " неброской сдержанностью" дополняет белокаменный ансамбль церкви Рождества Христова.
Сегодня идет воссоздание исторического облика Череповца. Старый город вновь стал его центром. Здания, расположенные на Советском проспекте, планомерно восстанавливаются. Облагораживается пешеходная часть Советского - Воскресенского проспекта, что вносит определенное неудобство в передвижение, но вселяет надежду на возрождение старого города, органично вписанного в облик индустриального Череповца. На данном этапе архитектура Череповца, как и всякого развивающегося города, несколько эклектична, что, впрочем, придает ему особую, ни с чем не сравнимую прелесть.

РЕКА ШЕКСНА (ЭТИМОЛОГИЯ НАЗВАНИЯ)
Впервые топоним Шексна зафиксирован в "Повести временных лет" , в летописном рассказе о восстании народа под руководством язычников-жрецов в Ростовской земле, по рекам Волге и Шексне "в лето 6578-е" (1071 г.). Из географических названий Вологодской области более древнюю фиксацию в памятниках письменности имеет лишь топоним Белоозеро.
В различных древнерусских письменных источниках зафиксированы варианты топонимов: Шексна, Шехна, Шоксна, Шокъстна. На западноевропейских картах XVI-XVII веков встречаются написания Schoksna, Sosna.
В русских народных говорах конца XIX - начала XX веков употреблялись варианты: Шехонь, Шехна и производные от них.
Фонетическая сложность названия, имеющего дославянское происхождение, породилf различные толкования значения топонима.
- В XVII веке неизвестный летописец Троицкого Устьшехонского монастыря объясняет: "Шексна река именуется, понеж шествие косно имать" , т.е. извилистая река.
- В XIX веке финский языковед Д.В. Европеус объяснил топоним исходя из угорского слова "шангес" - " рукав" , в значении "приток" .
- Макс Фасмер в "Этимологическом словаре русского языка" объясняет топоним прибалтийско-финским происхождением, разбирая группу родственных слов различных языков, выводит значение "дятел" .
- Современные краеведы Череповца объясняют топоним, исходя из вепского sohein - "болотная трава" .
- Тарногский краевед А.А. Угрюмов сравнил название Шексна с финским seeken - "чистая" .
- А. Кузнецов в книге "Шексна - река Велеса" (Вологда, 1999), анализируя сопоставления белорусского ученого В.А. Жучкевича, считает, что значение топонима Шексна можно мотивировать, как "ответвление" или "приток" другой большой реки, чем она по сути и является: Шексна - левый приток Волги.

РЕКА ЯГОРБА (ЭТИМОЛОГИЯ НАЗВАНИЯ)
Топоним не получил единого толкования. При анализе вепского и коми языков выводится значение, как название местности, где было много клюквы, что, впрочем, соответствовало действительности.
О.Б. Ткаченко - исследователь языка древних мерян - отмечает слово яхре в значении " озеро" . Реконструированный топоним Яхребал в значении " поселение на Озерной реке" . В результате фонетических изменений Яхребал дал форму Ягорба.

МАРИИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА
Мариинская водная система соединила бассейн Волги с Балтийским морем. Идея создания искусственной водной магистрали принадлежит Петру I. По его приказу состоявший на русской службе шотландец Джон Перри произвел разведку в Прионежье и начал строительство двух каналов: по Шексне (Ковжа-Вытегра) и Мологе (Чагодоща-Тихвинка). Строительство остановилось со смертью императора.
В 1799 году строительство возобновилось. Часть денег на строительство были взяты из ссудных касс императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. В ее честь новая водная система позже получила наименование Мариинской. На гранитном монументе, воздвигнутом на месте соединения рек Вытегры и Ковжи, была высечена надпись: " Петрову мысль Мария совершила" .
Строительство системы продолжалось 11 лет. Навигация открылась 21 июля (по ст. стилю) 1810 года. К моменту пуска на системе было воздвигнуто 30 деревянных шлюзов. Ее протяженность была 1145 км. Время следования судов от Рыбинска до Петербурга составляло в среднем 110 суток.
Для своего времени искусственная водная магистраль представляла собой выдающееся гидротехническое сооружение, созданное на целый век раньше Панамского канала.
Череповецкие купцы, благодаря Мариинской водной системе, получили возможность вести крупную оптовую торговлю, участвуя почти во всех российских ярмарках. В середине XIX века преимущественным занятием населения города Череповца становятся судостроение, судовождение, проводка барок " маринок" , " белозерок" и " тихвинок" . Барки - грузовые несамоходные суда, были преобладающим типом ходивших по мариинке судов. Они буксировались с помощью людской, конной, позднее туэрно-цепной тяги. С 1830 г. появились первые пароходы.
Во второй половине XIX века на мариинке строились новые шлюзы, углублялись русла рек, исправлялся фарватер, совершенствовались типы судов. Большой реконструкции система подверглась в 1890-1896 годах. При Министерстве путей сообщения был создан комитет по совершенствованию Мариинской водной системы, членом которого являлся городской голова И.А. Милютин.
В начале XX века грузооборот Мариинской водной системы увеличивался, стоимость грузоперевозок снижалась. В 1903 году по Шексне прошел первый в мире теплоход " Вандал" - нефтеналивное судно с двигателем внутреннего сгорания. В 1910 году через 39 шлюзов магистрали, 4 из которых были каменные, пропускались суда грузоподъемностью до 51 тыс. пудов. Время следования от Рыбинска до Петербурга уменьшилось до 30-50 суток.

ВОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ
Впервые вопрос о строительстве Волго-Балтийского канала был поставлен в 1939 году, его строительству помешала Великая Отечественная война. Работы по созданию канала начались в 1950-х годах, к началу 60-х стройка внесена в разряд первоочередных. Первые суда пошли по Волго-Балту в июне 1964 года.
Череповецкий гидроузел, один из 5 гидроузлов Волго-Балтийской магистрали, располагается на южном склоне пути в 50 км от Череповца, открыт в июне 1960 года.
Волго-Балт обеспечивает связь водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Черному и Азовскому морям. Благодаря его созданию был решен вопрос круглогодичной работы на внутренних водных путях судов типа " река-море" (смешанного типа плавания), грузоподъемность которых составляет около 5 тыс. тонн. На водном пути грузы перевозятся без перевалки, преобладают перевозки в самоходных грузовых судах, кроме того, ведется сквозная буксировка. Скорость перевозок по маршруту Череповец - Санкт- Петербург составляет 2-3 суток.
Благодаря Волго-Балтийскому водному пути Череповец стал именоваться " городом (портом) пяти морей" .

Автор материала неизвестен.
4066 просмотров  
+1
 

Для отправки комментария введите свои логин и пароль, или зарегистрируйтесь на сайте
Ошибка
Логин:
Пароль:
Ссылки, начинающиеся с http:// автоматически становятся гиперссылками. Также можно использовать теги оформления
За последние сутки на сайте: