Штрафы до 1 млн руб.: в России обсуждают наказание за скрутку пробега
Об этом
На площадке комитета по транспорту и строительству ГД планируется организовать обсуждение проблемы скрученного пробега, рассказал «Известиям» замглавы комитета Александр Старовойтов. Инициатором выступил глава РОАД Олег Мосеев. Он рассказал «Известиям», что встреча с представителями заинтересованных ведомств и экспертами может состояться уже в феврале. Предварительно эту тему авторитейл уже обсуждал с депутатами и автоинспекцией.
В объединении считают, что необходимо наказывать физических лиц, попавшихся на таком бизнесе, суммой в 300 тыс. рублей, юридических лиц — в 1 млн рублей.
Александр Старовойтов поддерживает введение даже более сурового наказания за манипуляции с данными о пробеге машины — вплоть до уголовного, как в США.
— По поводу того, насколько жестким должно быть наказание, можно дискутировать. Но понятно, что проблема имеет серьезное общественное значение с точки зрения безопасности движения, — сказал он.
В думском комитете по законодательству и госстроительству также считают, что ситуация с недостоверными данными о пробеге носит массовый характер и ее нужно решать. Об этом заявил «Известиям» первый зампред комитета Вячеслав Лысаков. Он отметил, что в 1990-е годы «омолодить» машину на три-пять лет было в порядке вещей. При этом депутат обратил внимание на сложности, которые могут возникнуть с администрированием штрафов.
— Нужно понять, кто будет выявлять такие нарушения, пресекать и составлять процессуальный документ (протокол). Поскольку это новый состав административного правонарушения, придется обосновать затраты из бюджета, например для МВД, — пояснил он.
Депутат добавил, что вариант с введением уголовной ответственности считает заведомо «непроходным».
С ГИБДД предметно обсуждать вопрос о наказании за скрученный пробег можно будет после появления текста законопроекта, отметил Александр Старовойтов. По его словам, проект акта может быть разработан до конца 2020 года.
По оценкам РОАД, в стране от 10 до 30% автомобилей из общего автопарка в 50 млн имеют скорректированные данные по километражу. Но ввести ответственность за манипуляции с одометром (счетчик пробега) для собственников машин пока нереально, считает Олег Мосеев.
— Никто не готов к таким жестким мерам, поскольку нет достоверной информации по пробегам, — пояснил глава РОАД. — Для того чтобы была возможность это контролировать, нужно закрепить в законодательстве обязанность фиксировать реальный пробег для всех участников рынка.
Именно поэтому, по мнению Олега Мосеева, борьбу с подтасовкой пройденного количества километров у автомобиля нужно начинать с нечистых на руку бизнесменов, предоставляющих такие услуги. Он обратил внимание на то, что объявления об этом можно увидеть в Москве на баннерах, а также найти на многочисленных сайтах в интернете.
— Чаще всего скрученный пробег наблюдается у Peugeot — до 45% подержанных машин, Chrysler — до 40% и модели Toyota Venza — до 35%. У Lada, Mitsubishi, Chevrolet, Suzuki, Renault и Ford откорректирован пробег у каждого пятого автомобиля, — рассказал директор департамента продаж автомобилей с пробегом «АвтоСпецЦентра» Владимир Желобов.
Производители предложили для этого внести локализацию компонентов в нацпроекты
Руководитель направления продаж автомобилей с пробегом ГК «Автомир» Александр Чухнов добавил, что пробег остается одним из ключевых факторов для принятия решения о покупке того или иного авто. По его словам, на многих автомобилях нетрудно определить, скручивался ли пробег на приборной панели, поскольку он также фиксируется в блоках ABS, управления двигателем (в моточасах), АКПП и других агрегатах.
Популярные интернет-площадки сегодня уже предоставляют пользователям возможность проверить машину, в том числе ее пробег. Такая возможность есть, например, у «Авито» и «Авто.ру». Директор «Автотеки» (проект «Авито») Вадим Иванов пояснил «Известиям», что базовую информацию (о количестве владельцев, соответствие заявленных технических характеристик реальным) можно получить бесплатно.
В «Авто.ру» отметили, что информация о выставляемых на продажу автомобилях формируется за счет предыдущих объявлений, а также базы партнерских данных, в том числе от дилеров.
— Но определить пробег у подержанного автомобиля крайне сложно. При частой смене владельцев продавец может не знать о скрученном пробеге, — сказали «Известиям» в пресс-службе «Авто.ру».
Там добавили, что в некоторых моделях пробег скорректирован у каждой второй машины.