Эксперты про автоитоги года: Lada падает, остальные стабилизируются

Объявленная в стране Стабильность, похоже, не миф. Выравнивание и стабилизация наблюдались в 2012 году даже на авторынке.

Если посмотреть на график продаж, то 2012 год делится четко на три фазы. Начиналось все лучезарно: продажи новых легковушек росли и росли. В середине лета рост выровнялся и превратился из возрастающей кривой в ровную прямую. А по осени продажи стали падать.

Анатолий Бартенев, президент ГК «Автобан»:

 — 2012 год был неоднозначный. Первая половина года у всех в автобизнесе прошла хорошо — даже лето, хотя там ожидали спад.

Начиная с сентября, когда родители детей в школу повели, и аккурат до 21.12.2012 был спад. Не как в 2008 году, конечно, когда остановилось кредитование, продажи, но продажи уменьшились. Собирал менеджеров месяца полтора-два назад, спрашивал, почему так замедлились продажи? Они меня успокоили, просили подождать 22 декабря.

Я не поверил, но действительно — 22 числа салон чуть было не разнесли. Выстроилась очередь на оформление машин! Я такого много лет не видел, люди толпились, ругались, почему кто-то без очереди пролезает! И мы работали чуть ли не до полуночи в тот день.

Эксперты в осеннем спаде не видят ничего критичного и год в целом оценивают положительно. В том, что продажи замедлились, есть своя логика, считают они.

Сергей Морковин, коммерческий директор ГК «Автоплюс»:

 — В четвертом квартале был небольшой спад продаж, но не вижу в этом ничего страшного. Это раньше у нас были сверхпродажи. В 2011 и первой половине 2012 года мы все еще работали с отложенным спросом 2008/09 годов.

Сейчас рынок практически наполнен. Основной рост рынка иномарок шел за счет смены старых отечественных автомобилей и подержанных иномарок на новые машины. Основной процесс замены старого автопарка на новый завершен, иномарки составляют сейчас 83% от общего числа машин в Екатеринбурге. Особо некуда дальше расти, только стабилизироваться!

Небольшой рост возможен разве что за счет остаточного вытеснения отечественного автопрома. Доля «АвтоВАЗа» с каждым годом падает, и падает существенно: с 18% в 2011 до 13% в текущем году. И дальше эта тенденция сохранится. Давно вы видели открытие нового салона «АвтоВАЗа»? Люди хотят покупать автомобили в красивом салоне, получать качественный сервис. Родной ВАЗ таких условий пока не предлагает, хотя цены уже приблизились к иномаркам. Что взять за 400 тысяч — «Поло» или «Калину»? Тут выбор даже не стоит, по-моему.

Продажи ВАЗа и вправду неумолимо снижаются. В относительных значениях не критично (процентом больше, процентом меньше — чего такого?), но если посмотреть абсолютные цифры, то ВАЗ по полсотни и более клиентов теряет ежегодно. Если за 11 месяцев 2011 года в городе было продано 13 659 тольяттинских изделий, то в 2012 — на 71 штуку меньше, уже 13 586. Эксперты считают, что в следующем году будет лучше.

Сергей Целиков, директор информационно-аналитического агентства «Автостат»:

— По «АвтоВАЗу», на мой взгляд, ситуация идет в общем рыночном тренде. Granta продается хорошо, Kalina и Priora чуть хуже, но сказать, что продажи совсем встали, нельзя. Спрос на Largus по-прежнему выше предложения.

С января в салоны начнут поступать Nissan Almera ВАЗовской сборки. Она может стать хитом 2013 года. В 2013 же выйдет хетчбэк Granta, который также будет пользоваться повышенным спросом. Поэтому в целом АвтоВАЗ в следующем году может сохранить продажи на внутреннем рынке на уровне текущего года (540 тыс. шт. по стране) либо даже чуть увеличить.

По иномаркам расклады в городе поменялись во второй половине года. Если первые шесть месяцев безоговорочно доминировала Toyota, то во втором полугодии она твердо обосновалась на II месте. В лидеры выбился бренд Chevrolet, который закончил 11 месяцев с 7 776 проданными авто.

Замыкает тройку лидеров внезапный Volkswagen c 42%-м приростом по итогам 11 месяцев. Если в прошлом году немецкий бренд стабильно держался в первой пятерке, то в 2012 резко подрос и вышел в дамки.

Существенно выросли продажи бренда KIA: с 10 места в 2010 году они поднялись до 6 места в 2011, а сейчас завершили год на 4 месте! С такими темпами корейских конкурентов Chevrolet на пару с «Тойотой» и VW стоит волноваться уже сейчас.

Замыкает пятерку лидеров корейский бренд Hyundai, бесславно опустившийся с 3 места в 2011 до 5 в 2012.

Положение пятерки лидеров в 2010–2012 гг.

Марка Место в 2010 Место в 2011 Место в 2012 Рост/падение в позициях за 2 года
Chevrolet 1 1 1
Toyota 2 2 2
Hyundai 3 3 5 ↓ 2
KIA 10 6 4 ↑6
Volkswagen 9 5 3 ↑6

Если смотреть на всю первую десятку в целом, то сильно сдали в позициях Renault (с 5 места в 2010 на 7 в 2012), а некогда популярные Daewoo провалились напрочь. С 4 места в 2010 году узбеко-корейский бренд скатился в конец топ-10. Падение продаж за 2012 составило 31%!

Итоги продаж новых иномарок по Екатеринбургу за 11 мес. 2012 года*

*по данным аналитического агентства Auto-dealer.ru

Под конец года ряд СМИ и экспертов стали говорить о «затоварке», образовавшейся на складах импортеров и дилеров. Все ждали роста, а его не случилось. Поэтому якобы склады переполнены нераспроданными машинами. Отчасти это так. Ранее в интервью об этом вскользь говорил глава местного отделения холдинга «Независимость» Константин Кудрявцев. Другие опрошенные нами эксперты говорят, что излишних запасов они не делали, поэтому никакого складского переизбытка нет.

Булат Магадеев, директор автоцентра «Оками на Сибирском тракте»:

 — Мы стараемся поддерживать соответствие предложения и спроса, поэтому значительных излишков товара у нас никогда не образуется. Безусловно, есть автомобили, которые нужно продавать в первую очередь. Это, например, уходящие с рынка модели, такие как старый Santa Fe. Эти автомобили, как правило, продвигаются с помощью дополнительных скидок и акций, что также способствует сведению риска возникновения излишков товара к минимуму.

Не застаивались машины и на вторичном рынке. По традиции, он держится тех же трендов, что и рынок новых авто, и даже сезонность у них совпадает. В этом году,  отмечают специалисты, есть еще одна показательная тенденция: благосостояние народа, по всей видимости, подросло, поэтому на вторичке хорошо пошли автомобили премиального сегмента.

Андрей Брусницын, директор автомолла «Березовский привоз»:

 — Клиенты стали покупать машины в более дорогом ценовом диапазоне, премиум-сегмент на вторичном рынке вырос. Берут все что есть: мы продали за 2012 несколько BMW X6, «Мерседесы» — ML и GL хорошо продавались весь год.

Что касается средних сроков продажи: если цена нормальная, то машины абсолютно не застаиваются — в течение недели-двух уходит все совершенно спокойно.

Фактор сезонности есть: начиная с осени, наблюдается спад продаж из года в год. Декабрь, как правило, приносит некий рост — близкие к лету результаты. Но, конечно, чуть не дотягиваем. К Новому году рост прекращается, после начинается спад. Еще в праздничные дни кто-то приезжает, покупает машины — «тринадцатые» зарплаты, видимо, подходят к тому моменту; а потом — тишина весь февраль. После которого начинается новый рост.

Про год грядущий эксперты единодушны: поводов для волнения нет. Так интенсивно и регулярно, как раньше, расти авторынок уже не будет. Но и критического ничего не произойдет.

Анатолий Бартенев, президент ГК «Автобан»:

 — Прогнозы на 2013 год строим позитивные. Пока просчитываем все только до февраля, никаких потрясений не ждем.

Булат Магадеев, директор автоцентра «Оками на Сибирском тракте»:

 — От нового года ждем только лучшего! По прогнозам экспертов, продажи в наступающем году, наиболее вероятно, останутся на уровне текущего года. Не исключен небольшой прирост. В любом случае мы приложим максимум усилий, чтобы работа нашего автоцентра в новом году стала еще эффективнее, а качество обслуживания приносило клиентам только радость. Ведь это тоже, и далеко не в последнюю очередь, определяет, будет ли год успешным для дилера.

Сергей Целиков, директор информационно-аналитического агентства «Автостат»:

 — На 2013 мы прогнозируем небольшое снижение рынка — на 5–8%. Связано это в первую очередь с тем, что текущий уровень продаж примерно в 250 тысяч машин в месяц соответствует нынешней покупательской способности населения. Доходы населения растут очень медленно, доля кредитных продаж стабилизировалась на уровне 40–45% и дальше не растет. Стимулирующих программ со стороны правительства РФ нет. Основным драйвером рынка сейчас и в краткосрочной перспективе являются различные акции (скидки, бонусы, подарки и прочие заманухи) со стороны дилеров и производителей.

Ну, и напоследок — традиционное новогоднее итоговое стихотворение от главного автомобильного аналитика страны Сергея Целикова.

К концу подходит год текущий,
Пора итоги подвести,
Наш авторынок вновь растущий,
Но быстрый темп уж позади.

Объем — почти три миллиона,
С учетом рынка LCV (ЭлСиВи)
В рублях — два с лишним триллиона,
Цена сей транспортной любви…

Чтоб разобраться нам в итогах,
Давайте взглянем на топ-лист,
И пробежимся тут немного,
По цифрам, раз уж я статист.

Что там вверху, кто хит сезона?
Ах, «Лада-Гранта» — Low-Cost,
Ей далеко до эталона,
Зато в продажах — быстрый рост!

Средь иномарок — лидер прежний,
«Хундай Солярис» — number ONE!
Проект идет весьма успешно,
И покоряет россиян…

Корейцы верят в «Киа-Рио»,
Пошел седан, потом хетчбэк,
У них есть план, их справедливо
Ждет стратегический успех.

А «Фокус» нынче сбавил темпы
Теряет массовый сегмент,
Ему бы цену вниз, и с тем бы
Продолжил он ловить момент.

«Фольксваген» ставит все на «Поло»
На тот, что в кузове седан,
Das Auto жжот, я без прикола,
У них есть «Гольф» и «Тигуан»…

Вообще моделей очень много,
И марки все не перечесть,
Наш автопарк — мильонов сорок,
В одной Москве их 3,6!

И каждый наш четвертый житель
От молодых до старичков
В стране теперь автолюбитель,
Считая даже грудничков…

И по статистике, друзья,
Что подтверждается в опросах,
Вторая каждая семья,
Владеет «другом на колесах».

Ну что еще? О Ё-мобиле
Давно уж нету новостей,
О нем, возможно, подзабыли,
А может, все, конец идей?

Зато с идеей Минпромторга,
Легко вступили в ВТО,
У иностранцев нет восторга,
Казна пополнится зато!

А мы готовы к нормам «Евро»,
Бензин в цене растет давно…
От АвтоВАЗа ждем шедевра,
С «Рено-Ниссаном» заодно.

Уж «Лада-Ларгус» есть в продаже,
А в январе «Альмеру» ждем,
И при таком-то патронаже,
На ВАЗе будет все путем.

Еще есть тренд на нашем рынке:
В сегменте SUV огромный рост.
Есть даже в очередь машинки,
За «Дастером» — длиннющий хвост.

Растет и «премиум» стабильно,
За год прибавил двадцать шесть
процентов. Кстати очень сильна
там конкуренция — прям жесть!

Пожалуй, всё друзья мои,
Остались только поздравленья,
Уж близок Новый год — змеи,
Войдем в него без сожаленья,

Пусть будет больше позитива,
Пусть каждый будет весел, рад,
Хотим, чтоб жили вы счастливо,
Всегда на связи, АВТОСТАТ!





На эту тему: