Застрять. Откопаться. Повторить. Ползем в тоннель на Toyota HiLux Surf

Вариантов на затяжные выходные два: лизнуть-выпить-закусить-смешать-но-не-взбалтывать (повторять до полной потери духовных скреп) или сесть за руль и поехать ползать по заброшенным подземельям. Лопата, трос и теплые подштанники — must have.

— Парни! У меня там братка на «Форестере» застрял. Не дёрнете?

Что ж, Боженька учил помогать сирым. И мы снова делаем крюк милосердия, а призывный запах шашлыка опять остается далеко за спиной. Держись, православные! Так и быть, дёрнем.

Сирых в округе много. На нашем пути к заброшенному тоннелю мы трижды дергали и разок дергались сами. Все потому, что не надо соваться в места дикие на технике тщедушной.

Места и впрямь не из исхоженных. Последний раз поезда здесь видели ровно 20 лет назад — в 1995 году. С тех пор это заброшенное место стало точкой сбора диггеров, джипперов и прочих сумасшедших людей с двойной согласной в наименовании.

Немудрено: к заброшенному тоннелю приходится сначала продираться через снежную целину мимо лесов из ЛЭП, следом продираться через чащобу по узкой натоптанной колее, а потом еще раз продираться через поваленные сучья и раскрошенный лед.

Короче, продираться, продираться и еще раз продираться. Парни на KIA Sportage в таком антураже смотрятся смешно (хоть и встречаются), потому и мы не стали смешить народ, а сразу подготовились как следует.

Toyota HiLux Surf
Мотор: 3,0 дизель,
Трансмиссия: Part-time с жестким подключением переднего моста, 4-диапазонная АКПП с понижающим рядом, задний самоблокирующийся дифференциал.

Назвать «Сёрфом» аппарат нашего проводника в мир подземных наслаждений можно с очень большой натяжкой. По ходу сурового внедорожного тюнинга хозяин лишил машину почти всего оригинального.

Александр Палий, 30 лет

Хозяин внедорожника и автор тюнинг-проекта, участник множества off-road соревнований.

От прародителя 1994 года выпуска тут только рама, кузов (пока что) и автоматическая трансмиссия. Дальше — с миру по нитке: от Prado в 90-м кузове — трехлитровый дизель, от 78-го Land Cruiser — передний мост; пружины и амортизаторы тоже позаимствованы от «Крузера», но в 105-м кузове.

Все это дело водрузили на колеса 35 дюймов, ну, и снабдили по мелочи: шноркелем, лебедкой, интеркулером. Все, можно ехать.

После трассы — как повезет: дорога в общем и целом накатана где-то до въезда в лес. Туристы на своих «Нивах» («Шевроле» и не очень) пробираются без проблем, потом толщина снежного покрова увеличивается и увеличивается, местами даже с наскоку продвигаться тяжело. Какие уж тут манёвры!

В общей сложности дорога от трассы занимает от 20 до 40 минут. Дальше — как повезет. Нам — не очень. Но сначала был сам тоннель.

Этот некогда кусок железной дороги — ровесник революции: построен еще в 1918 году, что дает мечтателям полное право рассуждать о Колчаке, который вполне мог зарыть тут золото по ходу отступления. Что, конечно же, вряд ли.

Хотя, поискать, конечно, можно: в тоннеле есть колодцы и дренажные проходы. Но в лучшем случае там можно найти не золото, а летучих мышей летом или воду зимой.

В этом плане тоннель — своего рода природная аномалия: половину зимы внутри стоит вода, зато летом и вплоть до октября — сосульки и лед повсеместно.

Собственно, из-за воды его в свое время и пришлось закрыть: активно подтапливаться тоннель начал еще в середине прошлого века. Грунтовые воды размывали само сооружение, а на путях круглый год образовывалась наледь, очистка которой была трудозатратной.

Долгое время прилагались немалые усилия по дренажу сооружения, но в какой-то момент они стали обходиться чересчур дорого. Тот случай, когда проще убить, чем прокормить. Поэтому железнодорожную ветку отвели примерно на 300 метров, а тоннель забросили. Сейчас он потихоньку разрушается (я бы на вас посмотрел в 97 лет!), поэтому находиться внутри не сказать чтоб безопасно — то от потолка что-нибудь отвалится, то провал образуется.

Рельсов, естественно, давно уже нет: местные растащили на чермет (тонна = 48 бутылок водки по сегодняшнему курсу!) и украшения для дач. Шпалы местами сохранились.

На пути туда и обратно можно полюбоваться фасадом — он тут затейливый. Въезд и выезд оформлены в духе «Игры престолов» — с порталами и башнями с бойницами по центру.

Ощущение «замковости», крепости усиливает и тот факт, что вокруг тоннеля в свое время были доты для пулеметчиков и укрепления. Все-таки туннель — объект стратегический, должен быть обнесен колючей проволокой и в случае чего прикрыт стрелками. Сейчас, правда, остатки дотов скрывает толща снега.

Но нам любоваться порталами и сводами не пришлось: выезд из тоннеля перекрыл намертво застрявший потомок нашего автомобиля — тоже HiLux, но не Surf, не с лебедкой, не лифтованный и не с лопатой. Просто HiLux с просто туристом за рулем. Опасное сочетание.

Северный полюс с «Топ гиром» покорил, Исландию покорил, под Красноярском леса покорил, а тут — не покорил!

Танцы с тросом и лопатой ничего не дали: 1 930 кг сухой массы не так-то просто сдвинуть! А тут еще и турист за рулем. Пока дергали и таскали, сели сами: подъездная дорожка узенькая, обочины коварные. Спасает лучший друг автомобилиста — ручная лебедка и мускульные усилия.

Пока ковырялись и вытягивали себя за волосы из снежного плена, хозяин HiLux зачем-то призвал подмогу в виде трехосного КамАЗа. Оказывается, за помощь мы могли заработать пять тысяч рублей — именно столько берет водитель грузовика-эвакуатора. Но мы же сердобольные и бессребреники — за спасибо поехали вытягивать еще и Forester друга «пикапера». Но про КамАЗ забыли совсем зря…

Не лезь помогать другому — сам застрянешь. На пути к спасению субариста решили испытать тяговые возможности трехлитрового дизеля. Испытали.

Консилиум из «Шнивы» и «Хайлюкса» порешил: надо дёргать.

Ррраз подход — лопается трос! Два подход — лопается трос! Но троицу и впрямь кто-то любит.

После пяти подходов и трижды лопнувшего троса удалось выбраться. Но только для того чтобы снова дёргать — на этот раз застрявший на ровном месте Pajero.

Откапывания и зарывания даром не прошли: в салоне — комья глины вперемешку со снегом, солнце стремительно катится к закату, живот по тональности урчания подбирается к нашему дизелю. Даже объем примерно такой же.

Последнее доброе дело с помощью ошметков, некогда бывших тросом, — и в обратный путь. Выезжаем на узкую-узкую лесную просеку:

— Меня, знаешь, одно смущает. Этот мужик камазиста не отозвал обратно. Последнее, что я слышал, — он уже подъезжает.

Ровно на этих словах дорогу нам перекрывает… Да!

Спасательный КамАЗ, который вызвали еще три часа назад и который наконец-то, в эту самую минуту, до нас доехал.

Еще полчаса возни на целине в попытках разъехаться с КамАЗом, пара рывков тросом — и мы свободны. Но со стороны трассы подтягиваются любители острых ощущений на кроссоверах и в кроссовках. «Не уезжай далеко, мужик,  — говорим камазисту. — Этих вот видишь? Поработаешь до ночи — ипотеку закроешь досрочно».

Топливом стоит запастись впрок: у нас на поездку «взад-назад» ушло около 35 литров солярки.

Текст: Кирилл Зайцев

Фотограф: Николай Ковалевский



Источник фото: Николай Ковалевский




На эту тему: