Принимаю условия соглашения.

Раздел Авто
6 августа 2015, 08:00

Как это сделано: шестиколесный Duster и другие опыты лабораторий Renault

Как это сделано: шестиколесный Duster и другие опыты лабораторий Renault
Сегодня в рамках разговора о закулисье автоиндустрии поговорим про компьютерные и живые методы моделирования, а также посмотрим на опыты вивисекции в румынском Титу.

Автомобильная промышленность — квинтэссенция глобализации. Давно нет в мире «французов», «американцев», «немцев» или «японцев». Дизайн Hyundai рисуется во Франкфурте. Породистые Jeep выпускаются в Италии на агрегатах FIAT. Итальянская Lamborghini — это ингольштадское шасси под карбоном из Болоньи. Даже в «Ладе-Весте» будут отдельные детали и целые технологии Renault. Под кузовом японского «Ниссана» может скрываться начинка от румынского «Логана». Кстати, о родине последнего и поговорим.

У альянса Renault-Nissan много инженерных ресурсов по всему миру — от Бухареста до Москвы, от Иокогамы до Сеула. Мы прокрались в инженерный техцентр, расположенный в румынском Титу.

Парковка с зарядниками на входе. Fluence Z.E, кстати, одно время хотели предлагать и у нас. Но что-то не пошло. Россия вам не Румыния — до электромобилей еще не доросла.

Это крупный тестовый центр, где проходят живую обкатку многие перспективные разработки компаний Dacia, Renault и Samsung. В последнем случае речь, понятное дело, не о телевизорах, а об автомобильном подразделении Samsung, которое принадлежит альянсу Renault-Nissan.

Техцентр в Титу — по большому счету последнее место, куда стекаются уже готовые прототипы. Основной инженерный офис Dacia находится в Бухаресте, заводы есть в румынском Миовени и Питешти (кузовное производство). В Титу же проложены 32 километра тестовых трасс, на которых воссозданы все возможные дорожные условия — от арабской пустыни до русской тайги.

32 километра — звучит очень общо. Все гораздо интереснее: за закрытыми воротами полигона воссозданы 100 тестовых зон, на которых можно основательно протрясти все узлы автомобиля. В этом отличие полигона в Титу от, например, тест-трека Nokian в Ивало: если за Полярным кругом в экстремальных условиях при нулевом сцеплении тестируется только резина, то здесь — детали подвески, характеристики двигателя под нагрузкой, шумоизоляция, водонепроницаемость и много чего еще.

Одна из дорог полигона имитирует трассу со сложным рельефом: волны, колеи, брусчатка по отдельности и по очереди. В принципе, неплохо. И настройки подвески у «Логанов» хороши после такой встряски. Но улица Боршодская во время весеннего паводка и хождения грунта все равно разнообразнее!

Есть на полигоне участки, имитирующие уклоны и перепады высот.

Отдельно проложен скоростной участок, где тестовые прототипы гоняют на максимально возможной скорости.

Если отдалиться чуть дальше от основных магистралей, то можно найти ряды «холодильников» — камер, где машины проверяются на стойкость к морозу.

Перед нашим визитом свежеиспеченный «Дастер» проморозили до -10. Это, конечно, чуть теплее, чем у нас в июле, но все равно мало напоминает типичную русскую зиму.

За пределами ездовых дорожек, в помещениях с пометкой Top secret тестируются образцы, которым до трека или еще далеко, или вообще не надо. Например, в специальной акустической комнате проверяется шумоизоляция автомобиля и его способность издавать посторонние и ненужные звуки.

Само помещение абсолютно шумоизолировано: звуки не прорезаются снаружи и не выходят за пределы комнаты. В самом автомобиле и около него установлены десятки микрофонов, которые улавливают все издаваемые машиной звуки. Так определяется источник шумов, чтобы впоследствии можно было найти пути их устранения.

На стенах соседнего помещения развешаны запчасти от машин-конкурентов. Тут, например, без проблем опознается радиаторная решетка Skoda Rapid. Зачем она здесь — специалисты Dacia/Renault не сознаются. Можно только догадываться. Например, детали собраны для сравнения: вот так делают конкуренты — и вот так они отличаются от нас, а мы от них.

Отдельного упоминания заслуживает компьютерный зал, где имитируется работа двигателя для подбора оптимальных его настроек.

Как это делалось в Каменном веке: мотор калибровался первый раз, живой прототип выводился на полигон, инженеры гоняли-гоняли его, а потом снимали телеметрию и смотрели, как работает двигатель при такой настройке. Что-то не получилось — все по новой. И так — пока не получится.

Как делают Renault: создается высокоточная компьютерная модель работы ДВС, пробуются разные варианты калибровок мотора, все необходимые показатели снимаются со стенда, наиболее оптимальные настройки в их финальной итерации идут на тестовый прототип и почти без перемен в серийный автомобиль. Сплошной Profit: не надо гонять людей по полигону, тащить камень в гору, когда все можно сымитировать. Век IT же.

Про компьютерные, офлайновые методы разработки Dacia можно вообще писать отдельную статью. В свое время, когда только создавалась платформа В0, Renault задали жесткий лимит: итоговая машина должна стоить не больше 5 000 евро. Чтобы обеспечить такую финальную стоимость, инженеры из кожи вон лезли и экономили на всем. Так в обиход прочно вошло компьютерное моделирование всего — от настроек двигателя до пассивной безопасности. И это не говоря о повальной унификации, а также максимальном расширении семейства.

В итоге минимальными средствами им удалось сделать что? Кучу продуктов для всех континентов, которые ныне продаются под брендами Renault, Nissan, Dacia и даже Lada. Если учесть, что изначально платформа В0 делалась, как описано выше, на компьютере, то проект не просто успешный или, там, прибыльный. Он суперзолотой и беспрецедентный!

Разработка и доработка при этом не остановлены. Тот же Duster совершенствуется и мелкими партиями превращается в узко специализированные машины. Как, например, этот пикап.

Или другой пикап:

Или снегоуборочная машина:

Лайфхак «Как выскоблить все дороги зимой»: к каждому «Дастеру» в городе приделать по ковшу — вот и готов чистейший асфальт в любой снегопад.

Или студенческие опыты, как, например, эти шестиколесные пикапы и лимузин-«стрейтч». Видимо, таким они представляют себе автомобиль для идеального выпускного.

На одном из прототипов нам даже удалось поездить. Это Duster на гусеничном ходу, выполненный для нужд румынской армии. Почти как «Армата», только ездит и не картонный.

Назначение — труднопроходимые места с рыхлым и мягким покрытием типа снега или грязи. Куда мы его, собственно, и...

Конечно, чтобы сделать такой Duster для заядлого, скажем, зимнего рыбака, целый техцентр в Титу не нужен: в мире существуют кит-комплекты с гусеницами, и народные умельцы вполне могут смастерить такое в гараже.

По большому счету, не считая гусениц, машина стандартная: полуторалитровый дизель, знакомый по дорожной версии, стандартная трансмиссия и почти не измененный интерьер. Но ехать… мягко говоря, непривычно. И тяжело. Вроде Duster. А так-то трактор.

Неверно выбрал передачу, недодавил акселератор — заглох. Крутящий момент хоть и тот же, но проворачивает-то не стандартные 15-дюймовые колеса!

Понизу машина прикрыта дополнительной защитой, снаружи кузов от сминания оберегает навесной каркас безопасности. Для суровых будней бойцов есть лебедка, светомаскировка, розетки…

На вооружение контрактной румынской армии гусеничный Duster еще не принят, но судя по тому, что прототип вполне сносно ездит и выглядит законченным, вопрос тут — в какой-то одной подписи под контрактом. И можно ставить на поток.

«До этого момента на территорию техцентра еще не ступала нога журналистов из СНГ», — манило приглашение. Видимо, теперь уже и не ступит: коллеги-телевизионщики талантливо умудрились сломать уникальный гусеничный Duster, решив немного подрифтовать. Подрифтовать. На гусеницах. На траве. Карл!

Из относительно мирных мелкосерийных машин — версии универсала Dacia Lodgy для скорой помощи. Но нам они интересны разве что для общего развития: машины слишком «нероссийские», поэтому на наш рынок даже в гражданских модификациях не пойдут. Хочется семь мест и дешево — довольствуйтесь «Ладой-Ларгус».

Также не ждем и пикапа на базе Duster. По периметру полигона стоит несколько мелкосерийных версий, а «полномасштабная» в дни нашего визита в Титу была торжественно запущена в Латинской Америке.

Но опять же на российский рынок, где пикапы занимают чуть больше 1% продаж, такая экзотика не пойдет. А жаль. Немножко гусенично-полноприводной экзотики в наших условиях никому бы не помешало!

Кирилл Зайцев, Титу
Фото автора и Renault/Dacia