Принимаю условия соглашения.
gorodche.ru
Гендиректор ОАО «МТЗ» Виталий Вовк: «Кооперация между Россией и Беларусью - экономическая необходимость» Россия и Беларусь имеют множество крепких экономических связей. И пока с другими странами ситуация может меняться, в зависимости от направления политических ветров, на море российско-белорусских отношений всегда хорошая погода.

Гендиректор ОАО «МТЗ» Виталий Вовк: «Кооперация между Россией и Беларусью - экономическая необходимость»

22 февраля 2022, 19:43

Гендиректор ОАО «МТЗ» Виталий Вовк: «Кооперация между Россией и Беларусью - экономическая необходимость»
Фото: пресс-служба правительства ВО / РБК Вологда
Россия и Беларусь имеют множество крепких экономических связей. И пока с другими странами ситуация может меняться, в зависимости от направления политических ветров, на море российско-белорусских отношений всегда хорошая погода.

Ярким примером давнего плодотворного сотрудничества являются ОАО « Минский тракторный завод» и АО «Череповецкий литейно-механический завод». 12 лет назад на череповецкой площадке началось сборочное производство минской тракторной техники. Предприятие выпускало до 3 000 тракторов в год. Впереди новые масштабные цели, совместные проекты и серьезное увеличение выпускаемой техники. О планах МТЗ на вологодской земле, о реализации продукции белорусских производителей на российском рынке, о взаимодействии с другими странами и о новейших разработках в области машиностроения мы поговорили с генеральным директором ОАО « МТЗ» Виталием Вовком.

- В пятницу проходила встреча с председателем Правительства Вологодской области Антоном Кольцовым, а так же экономическим блоком правительства, возглавляемым Виталием Тушиновым. Расскажите, как она прошла, какие темы поднимались? Можно ли ожидать более активных действий с обеих сторон в укреплении экономических связей между Россией и Беларусью? Насколько велик потенциал у нашего региона?

- Основной темой было сотрудничество с Литейно-механическим заводом, дальнейшие его перспективы. Мы предложили расширить это сотрудничество, чтобы ЧЛМЗ и предприятия области стали реальными партнерами с точки зрения производства. Наша задача производство расширять, и увеличивать не только номенклатуру, но и количество, поэтому мы хотели бы, чтобы ЧЛМЗ вошел в технологическую цепочку создания тракторов для увеличения объемов производства. И для этого необходимо провести техническое перевооружение, модернизацию существующего завода, чтобы он по своим возможностям смог соответствовать тем направлениям, которые мы сегодня предлагаем. А это, прежде всего, лесная, коммунальная, сельскохозяйственная техника.

Еще нам бы хотелось найти на Вологодчине партнера для осуществления обратной связи. Было бы неплохо, если бы область сделала определенный заказ на продукцию, которую мы будем здесь делать, чтобы мы вместе ее испытали на местных площадях, довели до совершенства и реализовывали не только в других регионах РФ, но и за рубежом.

Как тракторный завод, нас интересует и наличие персонала: от рабочего до инженера. Мы побывали в Вологодской государственной молочнохозяйственной академии, где договорились, что совместно сделаем класс по подготовке инженерных кадров, и предложили свою площадку для закрепления теоретических навыков на практике. Нас интересует связь науки с производством, чтобы молодое поколение реально увидело, как создаются сложные технические изделия во всем технологическом цикле. Часть ребят намерена работать в агротехническом комплексе, а значит, важно, чтобы они сумели отремонтировать технику, помочь умениями и знаниями, чтобы они стали настоящими профессионалами.

Еще очень важное сотрудничество в производственном цикле — работа с «Северсталью». Если мы будем работать вместе, то возникнет определенная технологическая цепочка: «Северсталь», ЧЛМЗ и холдинг МТЗ. Данный механизм позволит нам снизить затраты и увеличить объёмы производства.

В связи с этим мы договорились с руководством области в течение примерно двух месяцев подготовить соответствующее соглашение о сотрудничестве в рамках нашего совместного предложения по расширению промкооперации. Перед промышленниками высшим руководством наших стран поставлены задачи промкооперации и интеграции технологических цепочек для создания новых продуктов, которые реально будут отвечать тем требованиям наших селян, которые есть сегодня и будут завтра. Также есть задача обеспечить технологическую безопасность Союзного государства. Это как минимум экономическая необходимость. В Беларуси нет таких предприятий, с такой номенклатурой, как «Северсталь». За прошлый год мы увеличили объем закупок на «Северстали» и у связанных с «Северсталью» предприятий в 3 раза. Для «Северстали» это может и немного — более 37 миллионов долларов, но если еще добавим кооперацию с ЧЛМЗ и реализуем программу, которую предложили в области и обсуждали с руководством ЧЛМЗ, то эта цифра может возрасти как минимум в два раза. Но это произойдет не сразу. Требуется внимание всех и помощь заводу от правительства области и правительства РФ, включая программу технического перевооружения завода, создания новых высокопроизводительных рабочих мест.

- У вас давнее и крепкое сотрудничество с ЧЛМЗ. Расскажите подробнее, в чем оно заключается и в чем секрет столь долгой и плодотворной работы. На данный момент ЧЛМЗ прочно входит в тройку лидеров по производству тракторов и спецтехники на их базе в России. Это серьезные показатели, которыми Вологодчина гордится.

- В дилерской сети Череповец всегда занимал важное значение. У нас здесь была развернута дилерская сеть, потом образовали торговый дом «МТЗ Северо-Запад». Мы искали возможность расширения промкооперации и здесь была организована сборка тракторов. Но потом появилось 719 Постановление «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», что создало определенные трудности и снизило объемы производства. Хотя считаю, что в области наших союзных программ многие вещи надо упростить и не переносить производства из одной страны в другую в рамках Союзного государства. Ну например, покупая металл на «Северстали», и делая из него определенные детали и узлы, оформляя документы на соответствие 719 Постановлению, российская сторона не видит здесь российской составляющей. Мы можем металл купить тогда в другом месте. Есть масса вопросов, которые не позволяют полностью реализовать потенциал двустороннего сотрудничества.

Сегодня одно рабочее место в автотракторостроении создает от 7 до 12 рабочих мест в других отраслях. И если мы берем примерно 10 рабочих мест, то МТЗ создает примерно 7 рабочих мест в РФ. Ни в Америке, ни в Германии, а в России. Сейчас в рамках интеграционного сотрудничества наших стран подписано 28 рабочих программ, в том числе и по промышленности. Они согласованы министрами, и уверен, в ближайшее время начнут реализовываться. Еще раз хочу отметить, что нет необходимости переносить производство из России в Беларусь и из Беларуси в Россию, а просто исходя из своей специализации работать вместе на один результат.

Сегодня нам необходимо увеличивать объемы производства для повышения энерговооруженности нашего АПК. По такому показателю, как количество тракторов на 1000 гектар пашни, мы значительно отстаем от ведущих стран. Если в Беларуси это примерно 9 тракторов, в РФ их 3, то в США — 26, в Германии — 127. Это говорит о том, что мы пока гарантированно не можем достаточно четко укладываться в агротехнические сроки, это потери и соответственно наши резервы.

- Как чувствуют себя белорусские производители на российском рынке? Наши страны входят в Единое экономическое пространство. Мы ожидаем равных условий доступа продукции наших предприятий на рынки друг друга. Вы можете сказать что у холдинга МТЗ нет нерешенных вопросов в этом направлении? Или сохранились какие-то ограничения в работе предприятия на российском рынке?

- На сегодняшний день доступ на российский рынок есть. Мы сегодня уже участвуем в программе Росагролизинга, но условия предложения на продукцию белорусских производителей и российских на вашем рынке не одинаковое. Мы можем пользоваться соответствующими преференциями Постановления № 1432. Есть ограничения к госзакупкам. Но мы работаем в том правовом поле, которое есть, и сегодня мы не упали в количестве, увеличили объемы реализации за прошлый год на российском рынке примерно на 8%, здесь мы видим есть резервы. На сегодня доля тракторного завода в общем объеме выпуска для РФ составляет примерно 42%. На начало прошлого года этот показатель был 49%. Доля уменьшилась, хотя мы стали выпускать больше продукции. У нас появились новые рынки, но российский рынок для нас является приоритетным. Мы постоянно работаем над увеличением присутствия на российском рынке вместе с нашими партнерами. Сегодня есть проблемы с комплектацией, с объемами поставок. За прошлый год мы увеличили реализацию на 6000 единиц. В ближайшее время — 23 февраля 2022 г. мы выпустим 4-миллионный трактор и его модель будет «МТЗ-2022». Мы полны решимости создавать совместно с нашими партнерами новые современные продукты и предлагать нашим российским потребителям, по показателю «цена-качество», оптимальный выбор.

- С какими странами лучше всего налажено сотрудничество, растут поставки? Насколько сильно влияет напряженная политическая обстановка на экспорт? Есть ли особые сложности? Покупают ли вашу продукцию в больших объемах те же Польша, Соединенные Штаты, Украина? Или торговля все же идет вне обострившейся политики?

За прошлый год выросли поставки во все страны, которые являются нашими постоянными потребителями и появились новые страны-потребители. Это и страны бывшего СССР, африканский континент, Латинская Америка, Европейский союз — везде наблюдается рост. Спрос большой и уже стоит очередь. Торговля идет несмотря на обострившуюся политическую обстановку. Есть определенные проблемы — со сроками поставки запчастей, оборудования, дополнительный контроль осуществляют соответствующие контрольные органы стран производителей оборудования. Но в целом это не явилось серьезным шлагбаумом для развития международных отношений. Клиент голосует рублем за тот продукт, за который хочет и наша задача, чтобы этот продукт был на рынке.

— Расскажите о планах по модернизации модельного ряда техники, про разработки, которые уже внедряются.

— За прошлый год мы модернизировали наши флагманы МТЗ-82 и МТЗ-1221. На очереди расширение модельного ряда. У нас появились новые модели 541-я, 742-я. Российский рынок этих моделей пока не знает. Это специализированные модели. Первая для Юго-Восточной Азии, где выращивается рис. 742-я модель для коммунальных и сельскохозяйственных нужд. Появились новые узлы и агрегаты в составе существующего модельного ряда. Говоря о перспективах — в прошлом году нам исполнилось 75 лет. Мы показали первый беспилотный трактор. Сейчас доводим его «до ума». Если ускорится общее покрытие сетью 5G, то он быстрее пойдет в производство. Трактор уникален тем, что он имеет электромеханическую трансмиссию. Это новое направление в тракторах. Если говорить еще о новинках, то мы обновили модельный ряд мотоблоков, появились дизельные двигатели. Раньше их не было. Сегодня мы работаем над усовершенствованием и модернизацией тракторной техники для создания комфортных условий тракториста. Это новая подвеска, кондиционер, магнитола, и пр. Тракторист много времени проводит в поле, и те условия, которые были раньше и сегодня нас не устраивают. Наши потребители уже не только видели, но и эксплуатируют американскую, европейскую технику и мы хотим не только соответствовать этой технике с точки зрения создания комфорта для работника, но и сделать лучше.

За прошлый год мы создали новый модельный ряд зимней техники: для подготовки лыжных трасс, заливки льда на придворовых территориях. Также активно работаем с электроприводами, создали электрическую льдозаливочную машину для крытых хоккейных площадок.

Юлия Галунова

Материал взят с портала РБК.