Принимаю условия соглашения.
Раздел Отдых
28 июня 2013, 11:13

Николай Викторов, фотограф и художник: «Я родился с бородой и фотоаппаратом»

Николай Викторов, фотограф и художник: «Я родился с бородой и фотоаппаратом»
Череповчанин фотографировал Буденного и... голого мэра

Виниловые диски, старые часы, желтые от времени газеты, сушеные куриные лапки, лампы от старых радиол, колокольчики, свечи и струны... Все это в руках Николая Викторова превращается в произведение искусства.

Впрочем, обнаженная натура его тоже вдохновляет. Но город все-таки знает Викторова как фотокорреспондента. Почти 30 лет череповчане видели этого человека с огромной бородой и буйной шевелюрой, убранной в хвост, на всех важных мероприятиях.

С почетным эскортом

– Наверное, такое нечасто бывает, но вам путевку в жизнь дала армия?

– В дивизии Дзержинского у меня уже через полгода отобрали автомат и противогаз. Я получил фотоаппарат и лабораторию. Началась совсем другая жизнь. Снимал министра обороны Щелокова и министра внутренних дел Чурбанова. Фотографировал Пугачеву – она приезжала в дивизию с концертом. Совсем молодая была и даже в афише не первым номером стояла. Но больше всего запомнились съемки маршала Буденного. В 1973 году ему исполнилось 90, командование дивизии поехало его поздравлять. Начальники ехали в одной черной «Волге», а я – в другой. И все постовые Москвы отдавали мне честь. Так хотелось высунуться и помахать в ответ. Я эту мечту осуществил позже.

– Часто приходилось кататься с эскортом?

– Второй раз это случилось, когда я уже работал в газете. Местные сотрудники МЧС организовали показательные учения по тушению лесных пожаров. На место должна была двинуться колонна машин во главе с черной «Волгой» для министра Шойгу. Но он не приехал. В «Волгу» посадили нашу журналистскую группу. И опять все постовые приветствовали кортеж с мигалками и меня. Я был на переднем сидении и на этот раз всем помахал.

– Но не только ради таких приключений люди идут в журналистику! Что было главным при выборе работы?

– Возможность творчества. После армии я оказался в газете «Сельская новь». Но реальность не совпала с ожиданиями. Например, приезжаю на ферму. Мычание утопающих в навозе коров, мат пьяных доярок и ужасная вонь. Но нужно сделать заметку о трудовых достижениях и высоких надоях! Потом я был заведующим фотолабораторией сталепрокатного завода, но хотелось работать в городской газете, и я какое-то время ждал вакансии. Когда меня позвали, я без колебаний согласился на меньшую зарплату.

С космосом на «ты»

– Наверное, и там приходилось делать фоторепортажи о героических трудовых буднях?

– Иногда с риском для жизни. Однажды нужно было снять бригаду Героя соцтруда Валуева. Я приехал, а они монтируют 100-метровую трубу. И спустятся только к обеду. Куда деваться? Полез. Лестница в небо. Качается. Некоторые ступеньки болтаются. Ветер. Ноги дрожат от напряжения. Хорошо, что была возможность отдыхать по пути на специальных площадках. Залез. Внизу люди – как букашки. А рабочим хоть бы что – бегают по балкам без страховки. Тут и время обеда подошло. Спускались мы всей бригадой в люльке, на тросике, который отматывала электролебедка. Люльку болтало из стороны в сторону. Тогда я понял, что подниматься по трубе было не страшно, а Валуев пророчески заявил, что я годен в космонавты.

– Вы же были во времена перестройки одним из первых гражданских фотографов, побывавших на космодроме в Плесецке? Что тогда запускали?

– Сказали, что объект народно-хозяйственного значения. Но журналисты переглянулись и решили, что это спутник-шпион. Где я там только не был, что только не видел. И сборку космических кораблей показали, и в главный бункер спустили: я и в перископ смотрел, и кнопку «пуск» нажимал, благо пульт был отключен. Смотровая площадка для высоких гостей находилась в двух километрах от старта. Запуск проходил в марте, почти ночью. Хлопок, яркая вспышка, от которой постепенно вокруг стало светло как днем. И грохот – как невероятно долгий раскат грома. А потом и ракета пошла, очень медленно –там одного топлива 300 тонн!

Обнаженные девушки и голый мэр

– При такой интересной работе вы все-таки искали и другие способы самореализации. Как пришли в живопись?

– Сначала экспериментировал с фотографиями: воздействовал на их поверхность разными реактивами. Получались разводы, цветовые пятна. Такое формотворчество, как оказалось, никто не практиковал. Знакомые художники сказали, что я владею цветом, и мне имеет смысл заняться живописью. И первые же работы мои были встречены с интересом.

– А как появился ассамбляж из сушеной воблы, радиодеталей и грампластинок?

– Это был порыв! Полсотни работ за два года. Я такое никогда не повторю. Но новая выставка опять будет экспериментальной. Другие материалы и техники. Плюс обнаженная натура…

– Теперь вы ее рисуете, а раньше – фотографировали. Первую модель помните?

– 1982 год. Ей был немного за 30. Машинистка из редакции. Позировала из любви к искусству. Моей любовницей не была! С тех пор я поработал, наверное, почти с сотней моделей. Никогда им не платил. И они мне тоже. В 90-м я был первым в области, кто представил публике фотовыставку в стиле «ню».

– Кто были эти женщины? Какие у них были мотивы?

– Многие хотели иметь хорошее фото. Кто-то желал служить искусству. Дамы разные, обычные. С профессиональными моделями мне работать не так интересно: так и норовят принять идеальные, стандартные позы. Мне важнее непринужденность, чтобы что-то цепляло в фигуре. Я сейчас с удовольствием бы порисовал очень полную женщину!

– Помню, какой фурор в городе произвела одна из голых фотосессий! Снимки тогдашнего мэра на открытии бани после ремонта. Сидит будущий губернатор Позгалев, нога на ногу, и только веничком прикрывается… А второй снимок – уходит, и все уже знали, куда он идет: область возглавлять.

– Я его тогда еще и двумя вениками отходил...

досье: Николай ВИКТОРОВ родился в Череповце в 1952 году. Фотографирует с 13 лет. Первый фотоаппарат – «Смена-2». После 8 класса поступил в ПТУ № 2, год работал по специальности слесарем по ремонту промышленного оборудования. Был призван в армию, в дивизию Дзержинского, где служил дивизионным фотографом. После армии работал в газете «Сельская новь» фотографом и корреспондентом, потом – заведующим фотолабораторией сталепрокатного завода. 28 лет отработал в одной из газет Череповца. В 1987 году получил бронзовую медаль ВДНХ за серию фотопортретов. Художник, участник групповых и персональных выставок живописи и графики. Автор первой в области фотовыставки в стиле «ню», а также экспериментатор в ассамбляже, создании объемных коллажей и комбинировании традиционных и новых техник изобразительного искусства. Пенсионер, двое детей и два внука.

Дина КОМИССАРОВА