Принимаю условия соглашения.
gorodche.ru
Топ советов по подготовке к аудиту, как провести внутренний аудит ТОП советов по подготовке к аудиту. Следование срокам, аудиторский график. Советы экспертов читайте в нашей статье.

Топ советов по подготовке к аудиту, как провести внутренний аудит

27 ноября 2021, 23:25
Новости партнеров
ТОП советов по подготовке к аудиту. Следование срокам, аудиторский график. Советы экспертов читайте в нашей статье.

АССА, сертифицированный аудитор. Место работы ФБК Grant Thornton, департамент аудиторских и консалтинговых услуг финансовым институтам

Информационный доступ

Услугу аудиторская компания предоставляет при непосредственном участии фирмы, с использованием ее возможностей. Ресурсная локализация оказывает негативное влияние на результативность аудита, а усиление добавочных, наоборот, в состоянии существенно ее усилить. Далее дан перечень базовых источников, не являющийся всесторонним.

  1. Доступ ко всем работникам. Графики отпусков и командировок основных игроков с аудиторским графиком подлежат согласованию. Потом необходимо разработать авераж информационного сбора и адмиссии к главнейшим внутриколлективным работникам – это может быть ИТ-директор, руководитель закупочного отдела, бухгалтер по НДС и т.д. Предусмотрены многообразные вариации совместной деятельности – от уменьшения доступа ко всем работникам коллектива и трудовой деятельности лишь через посредника до совершенно открытого подхода. У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. При ограничении доступа значительно усиливается время получения данных и возможность ее неправильного толкования при передаче посредником, а при открытом доступе усиливается вероятность разглашения конфиденциальных данных, безмерной заинтересованности к нетематическим ситуациям со стороны делопроизводителей.
  2. Доступ к системам бухгалтерского учета. Достигается посредством копирования баз данных на местные компьютерные диски делопроизводителей или на один компьютер, предоставленный фирмой, или посредством удаленного доступа или загрузки сведений по аудиторским требованиям. Выбор доступности может быть обусловлен политикой безопасности либо иными причинами, но это повлияет на аудиторскую результативнось. А загрузка сведений по запросам усложняет работу бухучета.
  3. Рабочий режим. Масса делопроизводительских фирм в «высокий сезон» уже на стадии выдачи аудиторского предложения при расчете стоимости вкладывают дополнительные часы в командный труд. Вероятность сверхурочной работы аудиторов должна быть заблаговременно согласована с рабочим графиком фирмы.
  4. Телекоммуникационные ресурсы. Они в приоритете при реализации инициативы, при инспектировании в отдаленных геоточках. Для снижения издержек часть аудиторской группы может трудиться в клиентском офисе, остальные сотрудники могут находиться в личном офисе, что становится плюсом для компании с позиции аудиторских затрат. Очень ценен высокоскоростной хороший Интернет.

Любое стеснение в передаче данных и амплификаций интерпретируется делопроизводителем как рестрикция аудиторского объема, грозящая изменениями в аудиторском отчете.

Следование срокам, аудиторский график

График аудита – это известный многим людям эффективный инструмент. Но практически это либо не включено в контракт, либо просто формальность. Для эффективности диаграммы она должна:

  • уточнять некоторые процедуры, избегать конкретностей;
  • выявлять неточности в аудиторском процессе, его последовательность;
  • выделять последовательные процедуры;
  • идентифицировать четкие даты и их интервалы для выполнения трудовой деятельности;
  • идентифицировать контрольные точки;
  • идентифицировать сферы ответственности сторон.

График составляется и для аудитора, и для фирмы. Следование рабочему графику обеими сторонами обеспечивает результативность аудиторского процесса. Основной графический нюанс – крайний срок представления отчетов делопроизводителю для последующей проверки.

Выдача ревизору предварительной версии финансовой отчетности

При желании осуществить аудит побыстрее и более результативнее к моменту начала аудирования отчетности по МСФО фирма должна предоставить:

  • проект (предварительная версия) финансовой отчетности, подготовленный в согласованности с МСФО. Наряду с аудитом время аудита только увеличивается);
  • все нужные файлы расчета, преобразования, консолидации.

При подготовке проектов отчетов необходимо учитывать и заранее проверять ряд весомых нюансов.

Объемность и сущность раскрытия сведений в финансовой отчетности должны отвечать требованиям МСФО.

  1. Данные за минувший отчетный период, показанные в проекте как сравнительные, должны отвечать правилам подготовки проверенной отчетности за минувший отчетный год.
  2. Данные в формах финансовой отчетности должны быть взаимосвязаны.
  3. Сведения в расшифровке финансовой отчетности должны отвечать сведениям, переданным по надлежащей строке.
  4. Текстовая расшифровка финансовой отчетности должна быть целесообразным и отвечать требованиям правильного составления.
  5. Основные и статистические модификации в разъяснениях должны базироваться на характеристиках финансово-хозяйственной деятельности, произошедших в проверяемом временном промежутке. За этот нюанс отвечает высшее руководство группы (или фирмы).

Другими словами, все должно быть тщательно подготовлено. Те же тезисы соответствуют и к файлам расчетов — преобразовательным, консолидационным и т.д., лучший аудитор запрашивает это во время аудита (чаще всего в формате Excel).

Для быстрой ориентации аудиторами в предоставленных сведениях и возможности легко получать ответы на появляющиеся вопросы файлы расчетов должны обладать нижеприведенными параметрами:

  • данные файла окончательной консолидации отвечают сведениям, представленным в проекте дезинтегрированной финансовой отчетности;
  • файловая система внятно структурализована и понятна и составителю отчета, и иным обученным клиентам, включая аудиторов;
  • сведения в файлах имеют ссылки на первичные материалы (данные из РСБУ в том числе) и добавочные расчеты, то есть файлы преобразования и консолидации включают проверяемые характеристики;
  • для активов, учитываемых по справедливой стоимости, подготавливаются подобающие оценочные отчеты, при наличии стандартов;

При адаптации аргументации по базовым нюансам необходимо иметь в виду учетную политику, присутствующую в первом аудиторском запросе делопроизводителя.

Учетная политика и ее применение

Учетная политика – это определенные понятия, рамки, рейтинг аудиторских фирм, контракты, уставы и практические наработки, учрежденные фирмой для профподготовки и показа финансовой отчетности.

МСФО (IAS) 8 предусматривает ряд концепций подготовки учетной политики, включая соотносимость и порядок. Аудитор непременно проверит сопоставимость используемых подходов, а также соответствие утвержденных концепций бухучета, по существу используемые методы бухучета.

Учетная политика в согласованности с МСФО должна определять:

  • функциональную валюту и валюту выступления отчетности;
  • отчетные периоды (год, полугодие, квартал);
  • даты подготовки годовой и промежуточной финансовой отчетностей.

Учетная политика в согласованности с МСФО устанавливает уровень существенности за отчетный период.

Немаловажно точно расписать, скоординировать с делопроизводителем и методично держаться концепции бухучета при неимении указанного стандарта бухучета. Руководству фирмы необходимо учитывать (в порядке приоритета):

  • типажи и трактовки, регламентирующие подобные или взаимосвязанные операции;
  • толкования, условия признания и концепции оценки, имеющиеся в принципах подготовки и составления финансовой отчетности;
  • решения других органов по стандартизации бухучета, руководствующихся аналогичными концепциями;
  • установленные узкоотраслевые наработки.

Учетная политика обычно видоизменяется, но иногда существуют определенные ограничения на модификацию учетной политики (к примеру, переход от модели справедливой стоимости к модели исторической стоимости), в виду чего нужно тщательно рассмотреть любые трансформации, заблаговременно подготовить мотивацию модификаций и, в перспективе, обговорить это с делопроизодителями. Но существуют также необходимые случаи трансформации учетной политики: из-за нового стандарта или при трансформации в связи с пересмотром определенных стандартных положений.

На старте аудита нужно уточнить наличие обновлений и соответствующих видоизменений в учетной политике в МСФО, а фактический учет согласуется с учрежденной учетной политикой, что немаловажно для итоговых суждений.

Обоснование непрерывности бизнеса

Напомним, что концепция предпринимательской непрерывности становится одним из постулатов при предоставлении финансовой отчетности по МСФО, она прописана в Концептуальных основах финансовой отчетности (п. 4.1). Это предположение о том, что учреждение функционирует беспрерывно и будет продолжать осуществлять работу в ближайшем будущем.

Предполагается, что у фирмы отсутствуют и ожидания, и долженствование прекращать свое функционирование или значительно сокращать объемы своей деятельности. Если есть такое желание или долженствование, может потребоваться подготовка финансовой отчетности на ином основании, и информация об этом обычно обязательно раскрывается.

Какие же параметры способны говорить о том, что подобная концепция нарушена? МСФО не имеет определенного перечня мерок, стремясь обобщить дефиниции. Поэтому в качестве специфического контрольного списка мы можем рекомендовать использовать перечень факторов ISA 570 «Непрерывная деятельность».

Финансовые характеристики:

  • отрицательный личный денежный запас в целом;
  • преобладание имеющихся договоренностей над текущими активами;
  • предстоящий срок погашения краткосрочного овердрайва при недостатке реальных перспектив для ее пролонгации;
  • краудфандинг долгосрочных активов за счет краткосрочных контрактов;
  • признаки кредиторских отказов в предоставлении кредитования, рефинансировании, пролонгации, усилении кредитных лимитов;
  • убыль от операционной деятельности;
  • значительное обесценение активов и генерирующих финансовые средства единиц;
  • планомерно низкие финансовые параметры;
  • перебои в выплате и отказ в выплате дивидендов;
  • видоизменение порядка расчетов с подрядчиками по предоплате и фактическая оплата вместо отсрочки;
  • недостаточность новой продукции и отказ от инвестиций в новейшие области.

Операционные параметры:

  • расчет руководства ликвидировать компанию или прекратить ее функционирование;
  • увольнение управленческих работников без надлежащей замены;
  • потеря базовых рынков, основных потребителей, франшиз, лицензий или приемлемых подрядчиков;
  • нехватка работников или сотрудников с необходимой квалификацией;
  • сложности с сырьевой базой;
  • усиление конкуренции.

Правовые характеристики:

  • несоблюдение претензий к минимальному капиталу или других законодательных требований;
  • возможное судебное или нормативное решение, с которым фирма в состоянии справиться;
  • видоизменения в нормативной документации, к которым фирма не может адаптироваться;
  • внешнеполитические трансформации;
  • форс-мажорные обстоятельства и другие негативные события, не подразумевающие распространение страхового покрытия.

Ряд задокументированных бумаг может быть использован делопроизводителями для подтверждения соблюдения концепции непрерывности функционирования компании. Зачастую это говорит о том, что руководство компании осведомлено об этих сложностях и в курсе, как с ними справиться.

Подобными задокументированными бумагами могут стать:

  • соглашения с кредитными учреждениями и другие письменные подтверждения (письма, протоколы и т.д.) о необходимости предоставления компании отсрочку в погашении кредитной задолженности или дополнительные возможности (займы, кредитные линии и т.д.)
  • документация, подтверждающая способность и желание инвесторов капитализировать фирму либо помогать ее инвестировать;
  • соображения реорганизации предпринимательского дела;
  • соображения продать имущество фирмы или часть предпринимательского дела;
  • правительственные решения или иная документация, свидетельствующая о вознамерении государства посодействовать функционированию фирмы;
  • независимые сведения, указывающие на положительное трансформирование хозяйственных ситуаций в обозримом будущем.

В обстоятельствах нынешней экономики современный ревизор, безусловно, попросит фирму подтвердить непрерывность своей активности. При обнаружении хотя бы одного сигнала, ставящего под сомнение продолжение функционирования учреждения, надлежит заблаговременно предоставить мотивацию своей точки зрения.

Доработка аудита: как это происходит

При результативном взаимодействии в аудиторском процессе ревизоры в итоге будут иметь полную информацию о его ходе и ожидаемых итогах, поэтому стадия чаще всего считается формальной.

Не следует сбрасывать со счетов итоговую стадию, нечасто отражающуюся практически, — работу над ошибками. После публикации аудиторского отчета ревизор и фирма должны совместно подвергнуть анализу ход исполненных инициатив, выявить слабые места, допущенные ошибки и ресурсы для улучшения операции. Это улучшить продуктивность аудита в последующем.