Принимаю условия соглашения.
Вологодская область
Заразились
2657 +29
Выздоровели
2152 +61
Умерли
26 +0
gorodche.ru
Кукольный мастер Дарья Градусова: «Мои дети знают: куклы – не игрушки» Куклы череповецкого мастера Дарьи Градусовой известны многим. Те, кто побывал в мастерской художника, описывают ее не иначе как страну чудес. Фотографии кукол Дарьи Градусовой гуляют по соцсетям, вызывая удивленные возгласы: «Это у нас в Череповце такое?» Мастер рассказала «Глянцу» о том, как ее куклы получаются такими живыми, почему ее друзья боятся долго сидеть в мастерской Дарьи, как она уберегла свои хрупкие куклы, воспитывая трех шумных мальчишек. И о мечте снять кукольный мультфильм.

Кукольный мастер Дарья Градусова: «Мои дети знают: куклы – не игрушки»

3 января 2020, 12:45
Кукольный мастер Дарья Градусова: «Мои дети знают: куклы – не игрушки»
Куклы череповецкого мастера Дарьи Градусовой известны многим. Те, кто побывал в мастерской художника, описывают ее не иначе как страну чудес. Фотографии кукол Дарьи Градусовой гуляют по соцсетям, вызывая удивленные возгласы: «Это у нас в Череповце такое?» Мастер рассказала «Глянцу» о том, как ее куклы получаются такими живыми, почему ее друзья боятся долго сидеть в мастерской Дарьи, как она уберегла свои хрупкие куклы, воспитывая трех шумных мальчишек. И о мечте снять кукольный мультфильм.

Взгляд со шкафа

Дарья встречает журналиста «Глянца» в своей мастерской в рабочем фартуке, вытирая руки полотенцем. Художница готовится к участию в декабрьской международной выставке «Искусство кукол» (6+), которая пройдет в московском Гостином дворе. Ее называют крупнейшей выставкой кукол в мире, она соберет сотни мастеров со всей планеты. Дарья повезет в столицу миниатюрную карусель и несколько кукол.

Глиняных претендентов на поездку в Москву, разряженных в пеструю одежду, множество. Они стоят, сидят, смеются и хмурятся на всех полочках, антресолях и подоконниках. Садясь на стул, заботливо предложенный хозяйкой, я осмотрел его внимательно — не сесть бы на какой-нибудь шедевр.

В процессе разговора не раз ощущал затылком, что на меня смотрят — пристально и внимательно. Обернувшись, встречал на себе взгляд грустного музыканта или веселой старушки на санках— в кукольном воплощении. Осторожно поделился ощущениями с мастером. Дарью это нисколько не удивило.

«Многие мои друзья тоже пугаются, — сказала она. — Раньше, когда я работала дома и в комнате лежали отдельно руки, ноги и головы, гости говорили, что им здесь неуютно. А мне комфортно, хорошо. Мы с ними живем на разных территориях. Я погружаюсь в кукольный мир, только когда работаю, в остальное время я живу в реальности. Условно говоря, я четко разграничиваю, когда создаю кукол и, допустим, варю борщ».

Девушка призналась «Глянцу», что своих кукол не боится и живыми качествами не наделяет, но отметила, что для нее куклы, разумеется, живее комода, стула или даже картины.

Первая кукла

Созданием кукол Дарья Градусова увлеклась еще в детстве. Окончила художественную школу в Череповце, поступила в петербургский вуз на творческое отделение.

«Я потомственный художник, мои дедушка и прадедушка писали картины, —рассказывает Дарья. — Дедушку я застала и хорошо его помню. Он был обычным рабочим на металлургическом заводе на Украине и очень любил живопись. В основном пейзажи писал и животных, но делал это очень профессионально, хотя и не выставлялся. Помню, что картины висели в его доме, одна его работа хранится сейчас у меня, и прадедушкина тоже».

И получила его в Санкт-Петербурге, выучилась на специалиста по художественной обработке материалов. «Мы и со стеклом работали, и с металлом, но дипломная работа у меня была по куклам, для меня сделали исключение», — говорит Дарья. Если бы она решила работать по специальности, была бы инженером и проектировала бы витражи и ювелирные украшения. Несколько лет назад дипломированный специалист Дарья Градусова оформила витражи в известном череповецком салоне красоты. Но салон закрылся, и хозяин, вероятно, установил витражи ручной работы у себя в доме. Свою первую работу, которую можно назвать картиной, Дарья Градусова написала в 11 лет. За изображение волшебных домиков ее наградили главным призом местного конкурса. «Я всегда знала, что моя профессия будет связана с творчеством, — рассказывает она. — Оканчивая школу, попробовала присмотреться к другим профессиям, но быстро поняла, что хочу получать художественное образование».

Первый шаг к созданию кукол был сделан еще в старших классах школы. Дарье рассказали, что в череповецких магазинах для художников продается полимерная глина (вроде пластилина), из которой можно создать куклу.

«Я обрадовалась, поехала и купила, — вспоминает она. — Глина была ужасного качества, из нее было трудно лепить, но я вылепила свою первую куклу, очень смешную. И запекла ее в духовке. Я же тогда не знала, что эти материалы лучше не запекать там, где готовят пищу. Был жуткий запах. Но мама не ругалась, она всегда и во всем меня поддерживает».

В студенческие годы Дарья для подработки создавала портретные куклы по фотографиям, их заказывали в основном в качестве подарка. «В Питере одно время был бум на портретные куклы, — вспоминает девушка. — Кстати говоря, делать такие куклы очень тяжело. Трудно не только слепить, но и подобрать волосы и глаза, как у человека. И еще нужно было, чтобы кукла понравилась, чтобы была похожа. Интереснее было работать с нестандартными лицами, нежели с писаными красавцами».

В родной Череповец Дарья Градусова вернулась вместе с мужем, который, к слову, с творчеством не связан — работает на металлургическом заводе. «Вернулись по семейным обстоятельствам, — говорит она. — У нас трое детей, а здесь живут бабушки и дедушки».

Кухня кукольного мастера

Сейчас Дарья Градусова — кукольный профессионал, и ее домашняя духовка не пахнет глиной. Для работы куплена специальная печь для обжига кукол.

«Моя первая кукла получилась немного странной, непропорциональной. И это у меня до сих пор остается. Люди говорят, что эта непропорциональность придает куклам что-то сказочное и им это нравится. Как я леплю лица? Мну глину в руках, и что-то такое из нее выходит. Иногда так случается, что кукла немного меняется в процессе запекания — например, один глаз опускается ниже другого. Зато это придает кукле индивидуальность».

На полках, в шкафах и на подоконниках стоят сплошь индивидуальности. Классические магазинные куклы, неизвестно как затесавшиеся в мастерскую Дарьи Градусовой, смотрятся рядом с ее авторскими моделями как манекены среди людей. Об истории нескольких своих созданий художница рассказала «Глянцу».

Обращает на себя внимание скрипач в цилиндре с крохотной скрипочкой в руках. Лицо музыканта светится одухотворенностью, и кажется, что слышишь мелодию, которую он играет. «Он сделан очень давно, и в нем много ошибок, я это вижу, — говорит мастер. — Но это, наверное, моя любимая кукла, и она сопровождает меня повсюду. На скрипача все обращают внимание, хотя он сделан из подручных материалов — например, штаны сшиты из маминых штор. Меня много раз просили его продать, разные деньги предлагали, но он не продается».

Рядом со скрипачом сидит кукла с большим носом и пышной шевелюрой. Создатель называет ее «страшненькой», но заметно, что нежно любит. В кукле действительно есть что-то особенное. «Многие думают, что это Баба-яга, хотя я вообще-то мальчика делала», — говорит Дарья.
Полкой ниже сидит на санках объемная дама, закутанная в платок и тулуп. Глядя на нее, хочется кататься с горки до посинения. «Это девочка или бабушка?» — со всей деликатностью интересуюсь у мастера, не желая ее обидеть. «Сама не знаю,— весело отвечает она. — Делалась девочка, но я ее переделала, одела в платок и валенки, и получилась такая интересная бабушка».

Сейчас Дарья Градусова лепит куклы из качественной американской и японской глины. После того как лицо, тело, руки и ноги вылеплены и обожжены, художница принимается за роспись. Над глазами работает особо, добиваясь выразительного взгляда. «Можно вставить стеклянные глаза, но я люблю расписывать, — говорит она. — Как только нарисуешь глаза, кусок глины оживает».
После этого куклу нужно одеть и обуть. Одежду Дарья шьет сама, используя для наглядности аутентичные материалы. Например, платок для «девочки-бабушки» шила из настоящего оренбургского платка. Обувь — другое дело, ее художница, как правило, заказывает у кукольных сапожников. «Иногда кукольная обувь стоит дороже человеческой», — говорит девушка.
Волосы для кукол Дарья делает из особой козьей шерсти (заказывает по интернету у представителей кавказских народов) и красит их обычной краской для волос из магазина. Некоторые куклы носят волосы самой Дарьи Градусовой. «Однажды я подарила друзьям на Новый год куклу со своими волосами, и она начала трескаться у них, — рассказывает она. — Потрескалась левая нога, и я сразу после Нового года получила травму левой ноги. Я забрала куклу обратно».

«Мама, страшно получилось»

У Дарьи Градусовой три сына, 4, 8 и 10 лет. «Дети знают, что мои куклы не для игры, это искусство, как картина, и такой особый мамин космос, — рассказывает она. — И они их никогда не трогали. Я особенно и не внушала, что нельзя трогать, они сами это поняли. Знаете, у нас никогда из-за этого не было проблем, дети не разбили ни одной моей куклы, даже случайно. Иногда высказывают свое мнение о куклах, которые я сделала. Говорят: «Мама, что-то страшно получилось».

Сыновья Дарьи, как все нормальные мальчики, играют с конструктором лего и другими игрушками из магазина. И фразу «Мама, вылепи мне Супермена с Бэтменом» художница от своих детей не слышала. Пытаются делать сами, глядя на мамино творчество. «Приходят со мной в студию, находят какие-то материалы и начинают мастерить», — говорит она.

В мечтах Дарьи Градусовой создать мультфильм со своими куклами в главных ролях. Сейчас она изучает методику изготовления подвижных кукол, которые смогут двигать руками, ногами и головой в кадре. Возможно, куклы заговорят, и художница наконец-то услышит голос своих созданий. А то пока они смотрят и молчат.

Текст: Сергей Виноградов
Фото: Вячеслав Боронин