— Елена, как из большого количества образовательных программ ты выбрала свою?
— Есть множество организаций, которые предлагают подобные поездки, у них разная направленность. «Маса» — это специальная программа для молодежи, которая подпадает под закон о возвращении. Выбрала программу в Иерусалиме, потому что там лучшие курсы по ивриту и только в этой программе есть курс по финансовой грамотности в израильских реалиях.
— В чем заключается участие в программе? Много ли времени отводится на учебу, остается ли свободное время?
— Неделя начинается в воскресенье, а заканчивается в четверг. Все эти дни мы по 4,5 часа учимся в ульпане (в переводе — «студия», место, где учат иврит). Бывают экскурсии по стране. Каждый день я стараюсь тренироваться и каждый день работаю над нашим домом танца Prezident Breakerz. Мое свободное время — это пятница и суббота. Если неделя была ненасыщенная, учу иврит, если был перегруз, то отдыхаю, гуляю, купаюсь, тренируюсь.
— Продолжаешь свою педагогическую практику?
— Да, я веду тренировки в пятницу и субботу в одном из местных фитнес-центров. Много тренируюсь сама, а еще в компании ребят, которые танцуют брейк-данс. Не изменяю традициям.
— Нужно ли было заранее учить язык —английский или иврит? Или обучение проходит на месте?
— Английский я практиковала и до приезда в Израиль. Сейчас мне это очень помогает, так как в этой стране английский знают все, даже маленькие дети. Дома пыталась учить и иврит, но это было тяжело. В ульпане мы начали обучение с нуля.
— Где ты живешь? По программе предоставляется квартира или комната?
— Сейчас я живу в центре Иерусалима, по условиям программы нам предоставляют квартиру бесплатно. У меня есть соседи, и, так как все мы взрослые люди, мы провели собрание по организации быта. Все мы отлично ладим, но, думаю, наша квартира больше исключение, чем правило.
— Нужно ли платить за обучение?
— Да, обучение стоит денег, но бóльшую часть покрывает грант от программы «Маса». Кроме того, нам платят стипендию.
— Этих денег хватает?
— Мне — да, так как я не имею вредных привычек. А вот большинству ребят, участвующих в программе, не хватает, и катастрофически! Вредные привычки в Израиле обходятся недешево: так, пачка самых дешевых сигарет в пересчете на наши деньги стоит 540 рублей!
— Ты побывала на репетиции «Евровидения», которое в этом году проходило в Тель-Авиве. Это бонусы от организаторов программы?
— Нам просто предложили билеты почти даром — организаторы программы стараются обеспечивать качественный досуг ее участников. Когда есть время, я хожу на концерты, мы были на паре эксклюзивных мероприятий с президентом. В рамках программы проводится множество экскурсий, поэтому скучать не приходится.
— Появились ли у тебя любимые места в Иерусалиме?
— Мое любимое место в Иерусалиме — это ульпан, в котором я учу иврит. И я не шучу! Язык — это код, который позволяет не только общаться, но и изучать систему мышления общества. Изучение этого кода — базис для успешной реализации в стране.
Иерусалим — небольшой город со сказочным центром. Здесь множество музеев, парков… Любители вечеринок могут отправиться вечером в центр на «шук» — Mahane Yehuda Market («шук» в переводе — «рынок»). Днем это место работает как рынок, а вечером все лавочки преобразуются в мини-бары. Но если вы заядлый тусовщик, то вам лучше ехать в Тель-Авив. Как говорил наш гид, «Израиль нужно любить ножками». И Иерусалим в том числе! Если собираетесь поехать сюда, идите на прогулку с гидом — точно не пожалеете, ибо каждый уголок хранит тысячи историй.
В топе, конечно же, комплекс Храмовой горы, где, как считается, Бог создал человека и где находился Первый, а затем и Второй Иерусалимский храм.
— Оставила записку в Стене Плача?
— Нет, не оставила. На самом деле главная иудейская святыня — храм в Хевроне, а не Стена Плача. Кстати, в Хеврон «своим ходом» ездить не советую, это очень опасно.
— А сам Иерусалим — безопасный город? Можно, скажем, гулять ночью?
— Как и в любом городе, есть опасные и безопасные места. По центральной улице Яффо гулять безопасно в любое время суток; по Старому городу тоже можно гулять, но нужно знать места. Есть арабские и еврейские ортодоксальные кварталы (они не всегда обозначены на картах), в которых находиться опасно. Гуляя по городу, можно зайти туда, куда заходить не надо. Лучше подготовить маршрут заранее.
— Есть какие-то строгие запреты, что ни в коем случае нельзя здесь делать?
— В целом строгих запретов нет, но откровенные наряды лучше заменить на что-то более скромное и сдержанное, особенно в религиозных кварталах — там придется отказаться от декольте, прикрыть локти и колени.
— Как относятся в Израиле к тем, кто приезжает жить туда по программе?
— Люди в Израиле очень отзывчивые, любят давать советы и помогать. Лично я сталкивалась только с хорошим отношением.
— Пришлось ли тебе что-то кардинально менять в себе, чтобы быть «своей» в этой стране?
— Кардинальные изменения происходят с моим мозгом и телом. Во-первых, организм пытается приспособиться к новым климатическим условиям, к жаре, к другой воде. Днем хочется спать. Нужно постоянно пить много воды, наносить защитный крем от солнца. В голове сейчас происходит адаптация к языкам, но, думаю, это скоро пройдет. Дома я говорю на русском, с местными жителями — на английском, в ульпане — на иврите. Иногда я «зависаю» и забываю русские слова или, говоря на русском, использую порядок слов в предложении, как в иврите, потому что раньше у меня не было возможности столько практиковаться в языках.
— Ты приезжала на несколько дней в Череповец. Вам предоставляют отпуск и оплачивают билеты?
— По программе я имею право выехать из страны максимум на две недели, но билеты нам не оплачивают.
— Когда приезжала домой, что привезла родным?
— Я привезла тунец, шоколад, бамбу (традиционное израильское лакомство — прим. авт.), сыр и финики. Это то, что я люблю, и считаю, что эти продукты в какой-то мере символизируют Израиль. Кроме того, привезла всем известную израильскую косметику с Мертвого моря.
— Как долго ты еще пробудешь в Израиле?
— Я вернусь в Россию в январе.
— Расстаться с родными, оставить танцевальную студию на такой долгий срок — как тебе далось это решение?
— Сейчас, чтобы пообщаться, нужно всего лишь нажать одну кнопку. С родителями я постоянно на связи, мы друг друга видим и слышим. А в студии у нас отличная команда, с которой можно работать удаленно. Я знаю, что эти ребята не предадут меня, я доверяю им. В свою очередь стараюсь сделать их творчество свободным и комфортным, делюсь новыми знаниями, которые постоянно получаю.
— Чем тебя удивил Иерусалим?
— Иерусалим удивляет меня своей многогранностью. Столько разных людей живет на одной маленькой земле! Разные религии, взгляды, традиции. Вот тебе навстречу идет семья харедим, через дорогу проходит католический священник, в это же время у мусульман наступило время молитвы, а на все это смотрит девочка хиппи с гитарой.
— Ты чувствуешь в себе силы начать там новую жизнь? Открыть новую студию, начать с нуля?
— Я могу начать новую жизнь где угодно, была бы мотивация. Моя жизнь в Израиле уже началась, и я воспринимаю это как новое приключение, а что оно за собой принесет, покажет время.