Принимаю условия соглашения.
Раздел Общество
12 марта 2013, 15:16

История одной иконы: о кражах святынь на Вологодчине

История одной иконы: о кражах святынь на Вологодчине
Фото: архив
Чудотворная икона из никольского села стала предметом купли-продажи.

«Потрясают равнодушие и цинизм тех людей, для которых святыни ничего не значат, если не являются предметом купли-продажи», - написал 10 лет назад отец Сергий Колчеев в открытом письме начальнику вологодского УВД. Эти строки родились в связи с кражей в Дунилове, в Никольском районе, чудотворной «Казанской» иконы Божьей Матери. Священник был настолько огорчен трагедией, что вскоре умер, ведь эта икона многое значила для никольчан. По слухам, она не канула в лету, а хранится у некого высокопоставленного коллекционера.

Святой улов
В Вологодской области существует немало примечательных мест. Одним из таких мест, безусловно, является село Дунилово. Знаменито оно необычной историей, связанной с «Казанской» иконой.

Существует немало открытых источников о чудесах иконы. Легенды и мифы сочетаются с реальными фактами. В областной библиотеке есть достоверный источник 1899 года – книжка Владимира Лебедева «Сказание о чудотворной Дуниловской иконе Божьей матери и о Дуниловской Богородицкой пустыни». По заданию церковной власти Лебедев собрал информацию у местного населения о чудесах «Казанской» иконы.
Время обретения иконы считается 1677 год. Местом – берег речки Дуниловки. «В праздник апостолов Петра и Павла икону в ореоле света над прибрежным ворохом сучьев, прибитых течением к берегу, обрел рыбачивший близ того места Диомид Крохалевский, государев крестьянин, приписной к Кичменскому Городку. Диомид помесил икону в нишу, высеченную им в стволе дерева, а вскоре на том месте с сыновьями поставил часовню», - пишет Лебедев. В другом источнике говорится о том, что рыбак увидел икону, парящую над землей. Находку он принес домой. И почти сразу в Кич-Городке начались чудеса – больные люди стали исцеляться. В итоге дом Диомида стал местом паломничества, что причиняло бытовые неудобства его семье и соседям. И тогда Диомид перебрался из Кич-Городка с семьей практически на то самое место, где он нашел икону. Там он возвел часовню. После смерти Диомида за иконой в течении двадцати лет присматривал его сын Никита.

Крест со стрелой
Часовня стояла в низине, которая часто подтоплялась, а потому существовала угроза утраты святыни. В целях безопасности решили построить на противоположном высоком берегу церковь. Новое место выбрали довольно оригинально, хотя такой способ решения споров был в старину распространен на Руси. Из лука пустили стрелу, куда она упала, там и появилась церковь (это произошло в 1722 году). Что же касается часовни, то она не сохранилась, ныне на том месте, по инициативе священника Сергия Колчеева, установлен памятный крест, примечательная особенность которого — прикрепленный к нему лук со стрелой.

Основанная здесь же мужская обитель положила начало Дуниловской Богородичной пустыни. Обитель просуществовала до 1764 года. «Настоятельство было строительским. Монахов мало. Чудотворная икона не была известной, паломники не посещали Дунилово. Обитель была бедна», - сообщают церковные источники. На основании этого заключения было решено обитель упразднить, а икону перенести в Сретенский собор в Никольске.

Правда, в то, что Дуниловская икона не была известной, верится слабо. Есть мнение, что, наоборот, популярность чудотворной иконы послужила мотивом для упразднения обители. В Дуниловской пустыни числилось менее 50 монахов, но поток паломников к ним не ослабевал. На основании малочисленности, согласно особому распоряжению, обители в финансировании «сверху» было отказано.
В течение полувека прихожане Дуниловской церкви пытались вернуть икону на прежнее место. В итоге компромисс все-таки был найден. В период особо значимых религиозных праздников чудотворную икону всем миром несли тринадцать верст на особых носилках из Сретенского собора в Казанскую церковь в Дунилове. По свидетельствам очевидцев, участие в молебне принимали до тысячи человек. Только после революции, в двадцатые годы, чудотворная икона окончательно вернулась в Дунилово. А потом пришло время воинствующих безбожников. Пришли они и за Дуниловской иконой, но святыня им не досталась.

Когда чудотворную икону доставали из киота, она, выскользнув из рук безбожников, упала в щель между стеной и полом. Тогда члены комиссии по изъятию церковных ценностей решили прийти на следующий день с инструментами, чтобы вскрыть пол. А когда вскрыли, искомого «предмета» уже не было. Оказалось, что икону в тот же день достала маленькая девочка, рука которой пролезла в щель. В течение долгих лет дуниловцы прятали икону. И вот в 1990 году, с созданием в Дунилове новой общины и передачи ей каменной церкви, чудотворная икона обрела постоянное место. С 1992 года, с назначением на должность иерея Сергия Колчеева, возобновились, как в старые времена, крестные ходы с Дуниловской иконой.

Обыкновенное чудо
Владимир Лебедев, собравший в конце XIX века свидетельства очевидцев об этой чудотворной иконе, описал в своем очерке-отчете многочисленные необычные явления. Так, однажды в Никольске загорелся жилой дом. Дул сильный ветер, из-за этого город с его плотными деревянными застройками мог выгореть дотла. Местные жители принесли из собора чудотворную икону и совершили молебен. Ветер внезапно стих, а горевший дом ввалился бревнами внутрь.

Весной 1859 года в Никольском уезде установилась необычно жаркая погода. Дождей не было. Посевы начали сохнуть, нависла угроза голода. Дождь хлынул после того, как на поле была принесена чудотворная икона и прочитан водосвятой молебен. Долгие годы, как считают никольчане, икона охраняла их от напастей, спасая людей от черной оспы, скот – от сибирской язвы, посевы – от вредителей.

Но в ночь на 23 августа 2002 года чудеса не спасли икону – она была похищена.

«Невозможно передать словами горе жителей Дунилова. Вся жизнь и само существование деревни связаны с иконой… Пропажу святыни каждый христианин, прежде всего, связывает со своим личным греховным состоянием души, словно сама Пречистая покинула нас», – написал в уже упомянутом открытом письме священник Сергий Колчеев.

Сами дуниловские прихожане утверждают, что икона находится в коллекции некого столичного депутата, который перекупил ее за 20 тысяч долларов. По слухам, местные жители даже намерены начать сбор денег на выкуп своей святыни из «плена».

Александр Ильичев