Принимаю условия соглашения.
Раздел Общество
19 марта 2013, 14:44

Мастер традиции: кулачный бой как средство воспитания

Мастер традиции: кулачный бой как средство воспитания
Фото: архив
В программу главного вологодского празднования Масленицы вошла и такая суровая мужская традиция, как кулачный бой.

По этому случаю мы пригласили в редакцию главного специалиста Вологды по этому боевому искусству Юрия НОСОВА.

От улицы к фольклору
– Юрий, начнем с того, что вообще представляет из себя традиционный кулачный бой, и кто такой боец-кулачник?

– Кулачник – это, в принципе, обычный русский мужик. Раньше любой человек владел кулачным боем. Вот, все говорят, что не существовало на Руси собственной школы боевых искусств. В обычном понимании ее как таковой и не было. Все шло из детства, через устную традицию.

Например, я прошу дедушек: покажите, как уходить от ножа. Они показывают, причем очень грамотно! А откуда знают? Им самим деды показывали. Для этого же существовали праздничные традиции, как постоянная тренировка силы и ловкости.

– А как вы, городской житель, пришли к этому искусству?

– Я еще в юности застал драки «район на район». У нас, как говорят, «на районе» старшим был Миша Суриков. Он являлся кем-то вроде духовного наставника: учил нас драться, стоять за себя. Пить, курить запрещал, если видел кого с сигаретой — лупил нещадно! Говорил что-то о традициях, но мы тогда еще были молодыми, многого не понимали. А потом Миша ушел в армию. Перед этим позвал меня и еще одного парня, сказал — ищите «русский стиль» и занимайтесь дальше. Я начал искать и загорелся темой. Сначала увидел случайно передачу на телевидении о русских боевых искусствах, потом стал разыскивать видеокассеты, штудировать книги, газетные подшивки. Так постепенно в 2000-е годы в Вологде собралось движение кулачников, на любительских началах. Потом, к сожалению, оно на какое-то время развалилось, но для меня все это стало уже делом принципа. В 2006 году я рискнул: оставил прежнюю работу и стал профессиональным тренером.

– Но все-таки, я полагаю, между разборками «район на район» и традиционным боем есть существенная разница?
– Конечно. В кулачном бою есть строгие правила. Многие, кстати, знают их с детства, хотя и не в курсе, откуда они пришли. Например, не бить лежачего — как раз одно из правил русского боя. Нельзя бить ниже пояса, наносить удар со спины, если соперник тебя не видит. Кроме того, кулачный бой — это не только «стенка». Есть такое понятие, как «сам на сам», то есть поединок один на один. Иногда он происходит «по уговору»: участники сами договариваются о правилах и потом оглашают их тому, кто будет судьей.
Но для меня главная разница — в духовной составляющей. Возьмите любой современный вид спорта. К примеру, ММА – бои без правил. Человек развивается физически, становится сильным, неподготовленного противника валит с одного удара. А дальше-то что? Как личность он – машина-боец и ничего больше. А мы, помимо непосредственно боя, изучаем свои традиции.

– Честно говоря, сейчас эти традиционные песни-пляски уже несколько набили оскомину.
– Я считаю, традицию прививают не в том виде, в котором она существовала. Возьмем ту же хореографию, русский народный танец. Не было танца в строгом смысле слова! Танец — это заученные движения: руки-ноги в стороны, улыбаемся, раз-два-три-четыре. В русской традиции это выглядело совсем по-другому: есть хулиганский пляс, пляс веселого, ломание. Есть даже такое понятие, как «оплясывать девушку». Нет никакой слащавости, манерности, парень немножко выпендривается, ведет себя, как мужик. Но трогать девушку в танце ни в коем случае нельзя, надо подходить умело и уважительно. Никто этому, по сути, толком не учился, но все умели. Просто так жили. Это мы сейчас немножко искусственно восстанавливаем.

Я хорошо помню, как сам «заболел» русским фольклором. К нам приехали два известных казака. И вот, представьте, сидят взрослые, здоровые мужики. Гармони у них нет — как раз накануне «меха» порвали, только бубен. Ладно, говорят, так споем. И когда они запели казачью песню на два голоса, а потом еще сплясали... Это было нечто! Совершенно не похоже на то, как мы привыкли представлять народную культуру.

Нужны герои
– В таком случае, почему у многих людей традиция ассоциируется с чем-то дремучим и отсталым?
– Все зависит от того, кто и как это подает. Есть у нас в России боец Федор Емельяненко. Звезда. Я думаю, если бы он сплясал под гармонь, многие его поклонники начали бы относиться к пляскам совершенно по-другому! Конечно, я не за то, чтобы все поголовно ходили в лаптях и ели деревянными ложками, суть не в этом. Знание основ кулачного боя делает человека сильным физически, а знание и понимание, уважительное отношение к прошлому своей страны — сильным духовно. Но пример с Емельяненко я привел тоже не случайно. Новичкам, особенно детям, нужны наставники, на которых они будут равняться. И когда я сам при них участвую в соревнованиях, побеждаю сильных бойцов, а потом пляшу под гармонь, у ребят тоже меняется отношение. Сильному человеку, в какой-то степени даже герою в их понимании, хочется подражать.

Вот у нас много сейчас говорят о проблеме национализма. А мы, со своей стороны, почему-то любим жаловаться, что все нас бьют и обижают. По мне, вывод напрашивается сам собой: давайте будем сильными! Если мы научимся стоять за себя, уважать себя, поддерживать друг друга, проблема исчезнет сама собой. Не надо никаких разборок, никакого насилия. Тот, кто силен, сам по себе вызывает уважение.

– Не приходилось ли сталкиваться с неким недоверием именно к русскому кулачному бою?
– Бывает иногда такое отношение. Залы для тренировок нам выделяют неохотно, в отличие от самбо или каратэ. Немного странно все это. Но для меня лучшее подтверждение правильности своего пути — тот факт, что на тренировки приводили и продолжают приводить детей. Из самых разных семей, в том числе — с хорошим достатком.

– Насчет ребят из бедноты все понятно — им каждый день на улице надо уметь постоять за себя. А зачем приходят те, кто побогаче?
– Их родителей, я думаю, привлекают две вещи: воспитание и дисциплина. Часто приходят парни сами по себе неплохо развитые, но... расслабленные, так скажем. Расхлябанные. Дисциплина у нас достаточно жесткая, кроме того, как я уже говорил, параллельно идет изучение культуры.

Хитрости «стенки»
– Юрий, если можно, немного цифр по Вологде: сколько человек у нас сейчас занимаются русским кулачным боем, в каком формате все это существует, часто ли проходят официальные соревнования?

– Начну с формата. Год назад мы наконец зарегистрировали собственную некоммерческую организацию «Поединок». Профессионально тренирую я около шести лет, в группах было в общей сложности до 120 человек, конкретно сейчас — около 90. Набор идет с шестилетнего возраста, соревнования — два раза в год. В апреле выпускаем на ринг новичков, опытные бойцы разыгрывают награды отдельно. А в ноябре, после годичной подготовки, уже бьемся все вместе. Кроме того, ездим в Петербург, Новгород, Москву и Великий Устюг. Бьемся на всех рингах: бокс, кикбоксинг, ушу саньда, боевое самбо, ножевой бой.

– Бой «стенка на стенку» на последней Масленице — это тоже ваши ребята?
– Здесь мы решили рискнуть. Собрать с одной стороны стенки кулачников, а с другой — спортсменов из других боевых искусств. Боксеров, кикбоксеров. Уже четвертый год организуем такой «междусобойчик». Все по-доброму: намяли друг другу бока, обнялись, а дальше — пост. Людям интересно, потому что «стенка» – это не банальное месилово, в ней есть разные тактические хитрости.

– Какие, например?
– Начнем с того, что вообще является условием победы. Главное — вытеснить противника с центра поля. Поэтому мы обычно укрепляем фланги, чтобы их не прорвали, а в первый ряд становятся сильные, но низкорослые бойцы. Они как бы связывают наших противников, заставляют их смотреть вниз, это неудобно. Задача второго ряда — бить, теснить. А третий ряд, если на него хватает людей, следит за тем, чтобы нас самих не вытеснили. Иногда ставится четвертый ряд — это своего рода защитники, которые смотрят за тем, чтобы никто не бил в спину.

– Получается этакая смесь бокса и регби?
– Что-то общее есть. Но ведь бокс и регби произошли от схожих традиций, только у других народов! А что касается численности команд, то к цифрам, которые я назвал, надо еще прибавить тех, кто раньше занимался кулачным боем, а сейчас им по каким-то причинам некогда это делать. Дом, семья, работа. Но раз в год, на праздник, такие люди, как правило, становятся в стенку. Это необходимо и для разрядки, и для самоуважения: надо обязательно иногда напоминать себе о том, что ты — мужчина!

СПРАВКА
Первые упоминания о кулачных боях на Руси датируются XI веком. В XVII веке были запрещены указом царя Михаила Федоровича, но Петр I возродил народную забаву. В правление Екатерины II кулачные бои активно продвигал ее сподвижник, граф Григорий Орлов. Окончательно «кулачки» запретил Николай II в 1832 году, однако традиция не умерла и начала возрождаться в 90-х годах XX века.

ДОСЬЕ
Юрий НОСОВ – вологжанин, 33 года. По основной специальности – инженер-проектировщик. С 2006 года работает тренером по русскому кулачному бою. Председатель городской некоммерческой организации «Поединок». Двукратный чемпион России по русскому кулачному бою, серебряный призер чемпионата России по ножевому бою.

Олег НЕЧАЕВ