Перенос техосмотра сделает преступниками 1,2 млн автовладельцев

В России продлен срок действия диагностических карт, но юристы уже видят в этом угрозы.

Так как страна не готова проводить техосмотр по новой схеме, то правительство решило продлить сроки действия диагностических карт до 1 октября 2021 года. То есть на 7 месяцев. Но решение принято всего за 4 дня до вступления закона в силу.

Без диагностической карты страховые компании не могут продать автовладельцам полис ОСАГО. А за езду без страховки положен штрафом (часть 2 статьи 12.37 КоАП РФ) 800 руб. Но до 1 октября 2021 года большинству автомобилистов этого можно не опасаться: благодаря указу премьера Михаила Мишустина срок действия диагностических карт продлен, а значит страховые компании смогут на законных основаниях продавать полисы ОСАГО.

Но, как сообщает издание «За рулем», власти забыли некоторые нюансы С 1 апреля 2020 года новому транспорту - до 4 лет - диагностическая карта не нужна — ОСАГО можно оформить без техосмотра. Это касается легковушек, грузовиков до 3,5 тонн и мотоциклов. Их владельцам продлевать нечего. Это транспорт, купленный в 2018 году. По данным АЕБ, тогда в России продали 1 800 591 новую машину. Все они в 2021 году должны пройти техосмотр. Кто-то успел сделать это до 1 марта 2021 года, кто-то сделает это после 30 сентября по новым правилам… А как быть тем, кто купил машину в период с марта по сентябрь 2018 года? АЕБ подсчитала, что за этот период в РФ продали 1 194 968 новых автомобилей. На начало этого периода приходится и пик продаж мотоциклов, но данных нет. Адвокат Сергей Радько указывает на проблему владельцев 4-летних машин:

 — Чем больше и строже государство пытается «отрегулировать» давно себя изжившую (пожалуй, с момента самого своего создания) систему злосчастного техосмотра, тем более оно загоняет в угол себя, а заодно и всех автомобилистов, во благо которых это, разумеется, все и делается. Но нынешняя ситуация дошла до полнейшего абсурда, и вот почему.

Все последнее время система ТО планомерно и целенаправленно (задолго до пандемии) фактически переводилась на «удаленку». Продажа диагностических карт в придачу к полисам ОСАГО (конечно же, под неусыпным контролем РСА) привела к тому, что многие операторы техосмотра полностью ушли в виртуальное пространство, где с успехом и продолжили «проверять» автомобили на предмет их исправности. При этом материальная база для осмотра в реале стала ненужной, и многие компании от нее попросту отказались.

В итоге это привело к тому, что проверить автомобиль как положено, с осмотром и изучением его технического состояния, стало просто негде. Поэтому поправки в соответствующий закон, обязывающие операторов техосмотра направлять в информационную систему техосмотра фотоснимки проверяемого автомобиля с геолокацией, застали всех врасплох.

Признавая это, государство попыталось в очередной раз отложить вступление в силу нового порядка. Но возникла другая проблема — новый порядок предусмотрен федеральным законом, вступающим в силу 1 марта 2021 года, в понедельник, а озаботилось правительство этим вопросом только 25 февраля 2021 года, в четверг, когда оставался лишь один рабочий день для срочного исправления ситуации. При этом было очевидно, что внести поправки в федеральный закон за один день нереально.

В результате приняли решение — вступление в силу новых правил техосмотра не отложено, однако действие старых диагностических карт с целью исключения необходимости прохождения техосмотра по новым правилам, соблюсти которые невозможно, было просто продлено.

Между тем, своим решением правительство многих автомобилистов и операторов ТО поставило в еще более неудобное положение. Избавив от необходимости прохождения техосмотра тех, у кого есть диагностическая карта (продлив срок действия этих карт до 1 октября 2021 года), совершенно забыли о тех, у кого этой карты в принципе нет, но она срочно потребуется. Это касается тех, у кого ранее был новый автомобиль, не требующий прохождения техосмотра, но сейчас, по достижении возраста четырех лет, пройти техосмотр автомобилю придется (ведь без диагностической карты купить полис ОСАГО законно не получится).

А это значит, что многим автомобилистам все-таки придется обратиться на пункты ТО для прохождения осмотра, и этот осмотр гадо проводить по новым правилам, но соблюсти эти правила операторы техосмотра пока не могут, а осмотр с нарушением правил чреват наказанием.

Означает это лишь одно — в переходный период неопределенности станет еще больше, пройти техосмотр законно будет невозможно, и многие продолжат ездить без техосмотра и ОСАГО.





На эту тему: