Привет с того света: отмечаем 5 лет кончины последней «Волги» — Siber

Первая кровь Бу Андерссона: задолго до борьбы с окурками на АвтоВАЗе и массовых сокращений там же решительный швед похоронил нижегородское легковое автомобилестроение. И без того, правда, уже не совсем живое.

Издалека, долго. Ровно пять лет назад — 21 июня — стало известно, что Siber — всё. После череды слухов и недомолвок, обещаний руководства ГАЗа вывести производство на сколь-нибудь приемлемый и рентабельный уровень поступило официальное заявление: на конвейере Volga Siber до ноября 2010 г., потом — в Лету. Или Оку с Волгой — они ближе: от Автозаводского в сторону Канавинского моста. И с него в омут.

А ведь были планы! С эпическим размахом и по-русски широкими обещаниями. У американского «Крайслера» закупили технологий, отправили автозаводских пролетариев за рубеж обучаться премудростям сборки нормальных автомобилей, с помпой запустили, но…

Немного сухих цифр. По разным данным, Нижегородская область на пару с группой ГАЗ инвестировали в проект свыше 7 млрд рублей (8 млрд по другим оценкам, или $300 млн в твердой валюте). Производственные мощности надеялись к 2010 г. нарастить до объема 100 000 штук в год. В 2008 году планировали собрать 10 000 автомобилей, в 2009 — 45 000, а к рубежу десятилетий построить коммунизм — 65 000 и ни штукой меньше.

Производство Siber: ожидания и реальность

По факту в 2008 г. собрали 1 717 штук, в 2009-м — 2 151, в 2010-м с многочисленными программами господдержки кое-как дособирали 5 065 штук.

Итого — 8 933 автомобиля за два года. Производство одной штуки группе ГАЗ вылилось где-то в 807 231 рубль. При розничной цене на старте от 490 000 до 555 000 рублей с каждого автомобиля завод терял до 284 731 рубля. Еще государство приплачивало 50 000, только чтоб купили. На месте Бу Андерссона любой уничтожил бы проект с такой «рентабельностью».

В причинах провала тогда — с пылу с жару — было принято винить кризис. Но вот незадача: в середине 2009 года рынок достиг дна и начал медленно и верно отскакивать, а в 2010 году читатели 66.ru от регулярных новостей про рост рынка уставали не меньше, чем сейчас от новостей про обвал.

Вышел — да, Siber крайне неудачно: осенью 2008 года, накануне первого краха в новейшей — стабильной — России. Враз обнищавшее население, еще вчера нежившееся в грошовой Турции и причмокивающее дорблю и прочими рамбутанами, бегало по обменникам и рыдало о валютной ипотеке.

8

Но потом-то: с середины 2010 и по конец 2012 г. сограждане стояли в очередях за бюджетными Polo sedan и Solaris, которые стоили еще дороже, чем вчера предлагался «Сайбер»! Так что не в кризисе дело, а в том, что ГАЗ недотянул совсем немного до его окончания.

Чисто теоретически, если бы дотянули, то могли бы попасть в свежий тренд, когда по стране зашагали бюджетные иномарки отечественной сборки. Шансы на успех у Siber были: он крупнее, комфортнее, лучше оснащен за те же деньги. Почему бы не побить «Соляриса», который даже в самые плохие времена не продавался тиражом меньше чем 2 000 в месяц, а на пике разрывал 100 000-й конвейер нагрузкой?

А почему недотянули? Маркетинг. Если с кого и спрашивать за провал продукта и миллиардные убытки, так это с команды, ответственной за продвижение. У вас, парни, уже на старте была 30%-я локализация, размеры, господдержка, набор конкурентых преимуществ и щадящее ценообразование. Ребята из Peugeot в таких же условиях умудряются продавать 408-й (тоже, кстати, провальный) десятитысячными тиражами, а вы проект завалили.

Где были рекламные атаки, нестандартные кампании, федеральная и локальная пресса? Где были автопробеги и марафоны, которые показывают товар лицом широчайшей аудитории? Где многоходовки и «вирусы», где тестовые дилерские машины, в конце концов? Где все то, чему учат на подготовительных курсах в маркетологические ПТУ?

Siber по меркам позднего ГАЗа еще долгожитель: его предшественник — ГАЗ-3111 — за 4 года серийного производства вышел тиражом 424 штуки. Одна стоит в заводском музее, одну можно встретить во дворах Уралмаша. Вроде живая.

И тут будет вновь уместно вспомнить Бу Ингевича, который понял, что легковое производство проще убить, чем прокормить. Создать автомобиль с нуля, провести весь цикл ходовых испытаний и даже обеспечить маркетинговую поддержку легко только во влажных мечтах Николая Фоменко и наперсников Прохорова. По факту же — это та отрасль, в которой мы отстали от цивилизованного мира на 70 с лишним лет, и не стоит даже пытаться.

 

Именно швед разглядел потенциал в коммерческой линейке ГАЗа — и уже через пару лет у них появилась улучшенная «ГАЗель-Бизнес» с приличной отделкой, дизелем Cummins или заводским ГБО.

Еще через пару — «ГАЗель-Next» и целая линейка малотоннажных грузовиков. Конвейер «Сайбера» удачно отдали под сборку Chevrolet Aveo и Skoda Octavia, Yeti и VW Jetta.

Наш репортаж с ГАЗа пост-Андерссоновских времен вызвал нешуточное бурление всего, что бурлит: в комментариях на YouTube пролетарии и несогласные выясняют, у кого кривее руки, откуда они растут и какая там на самом деле зарплата.

Еще каким-то чудом Андерссон затащил на завод Daimler с коммерческими «Мерседесами». В итоге без лишнего пафоса можно сказать, что Бу принял завод с сохой, оставил с рентабельной LCV-линейкой, Daimler, GM и VAG в качестве партнеров. То есть сделал для завода и целого города больше, чем орава ура-патриотов на мотоциклах или, там, в папахах с нагайками.

 

Подробнее об истории ГАЗа и нереализованных проектах можно почитать в наших спецрепортажах из Автозаводского района Нижнего Новгорода: тут и вот тут.

Так или иначе, но теперь Siber — это не музейный экспонат, конечно, но своего рода редкость. Причем редкость вполне пристойного качества: недовольных владельцев «Сайбера» не было пять лет назад, не стало их больше и сейчас. Как минимум один из 8 933 экземпляров есть в руках у нашего читателя. Про опыт владения — ему слово.

Илья ЛюдоВедЪ Рудаков, 47 лет
Прошлый автомобиль: ВАЗ-2110

 — Перед «Сайбером» я 11 лет отъездил на «десятке» — грех жаловаться: меняли только расходники, ездила отлично, продали даже не торгуясь — вид был как у новой машины. Вообще из автомобиля в нашей семье культа не делают: главное — чтобы был исправен и долго служил.

Я второй владелец, брали в салоне экземпляр из trade-in. Если бы я был специалистом в этой области, то, может, и испугался бы брать снятую с производства модель. Но вообще на форумах почитали — машина людям нравится, внешний вид весьма приличный, автомобиль комфортный, мощный — что еще нужно? Так что взял и не разочаровался.

Несмотря на американскую родословную и их лояльные требования к топливу, Siber был изначально откалиброван под АИ-95.

Езжу уже полтора года, не могу сказать, что машина совсем «безболезненная», но и не ломается по-крупному. Не было такого, чтоб машина отказала без объявления войны. Сделана надежно, и судя по отзывам, подвеска очень крепкая, железо толстое, оцинкованное — ржаветь не должна.

Из мелочей были отказавшие предохранители. Видимо, прошлый владелец вместо предохранителя воткнул «жучка», и проволочка окислилась, машина встала посреди трассы. Но я набор предохранителей и прочей мелочовки всегда вожу с собой.

«Из доработок: сделаны проставки подвески, в результате чего машина поднялась на 50 миллиметров. Поставлено ГБО. Я и на «десятку» устанавливал, отъездил 11 лет и на эту буквально через неделю после покупки купил. На трассе выходит стабильно 8 литров газа на 100 км пути: от заправки до заправки удавалось проезжать 200 километров на одном баллоне».

Машина с производства снята, но с расходниками проблем нет вообще никаких. Даже взять двигатель: такие же стоят на наших «Волгах», на «Баргузинах» и каких-то других грузовичках. Так что просто приходишь в магазин и просишь фильтр воздушный или масляный на «Сайбер» — тебе дадут или фирменный штатовский, или наш грузовой. Причем американский может оказаться даже дешевле нашего!

 

Есть странности по конструкции — не без этого. Например, место расположения аккумулятора. У людей порой глаза на лоб лезут, когда узнают, где он находится. Чтобы поменять батарею, надо снять левое колесо, разобрать арку… Сама батарея очень нестандартная, клеммы как бы утоплены, а не выступают сверху. В продаже такие батареи бывают редко, но я нашел — фирменный, запускается до -40 градусов.

Мы с женой состоим в клубе владельцев Siber — там собрались владельцы со всей России. Судя по отзывам, в основном всех машина устраивает. Плохих отзывов вообще не слышал. По личному опыту знаю, что машина заводится с полоборота. И она очень комфортная — все-таки «американец» по начинке.

На заднем диване комфортно даже долговязым. Картошкой багажник не мерял: у нас он всегда пустой, а картошку я храню в погребе на даче.

«Штатная музыка — шикарная! Есть усилитель, установлены прекрасные динамики — звук отличный».

О сложностях при перепродаже не беспокоюсь абсолютно. Как-то проводили эксперимент: выставили объявление о продаже на сайте — тут же пошли звонки. Тут же! Машина весьма редкая, и ее покупают обычно целенаправленно, неслучайные люди.

 

Текст: Кирилл Зайцев
Фотограф: Николай Ковалевский
Иллюстрации: архив 



Источник фото: Николай Ковалевский



На эту тему: