«Княжна Тараканова»: какую историческую ошибку допустил Флавицкий при работе над картиной

Тюремная камера и погибающая от наводнения арестантка, наполняют картину неподдельным ужасом

Кем по-настоящему была женщина, которую мы знаем, как Княжна Тараканова, до сих пор доподлинно неизвестно. Её считают знаменитой авантюристкой, которая имела претензии на Российский престол.

По утверждению княжны, она была внебрачной дочерью императрицы Елизаветы Петровны и её фаворита Алексея Разумовского. Причем фамилия Тараканова появилась благодаря произведению французского дипломата Жана Анри Кастера, который написал историческую книгу, о царствии Екатерины II. Авантюристка называла себя Елизаветой Владимирской.

Что же известно про эту загадочную женщину? Как сообщают историки, сохранилось описание её внешности. Девушка была мала ростом, очень худощавая, с карими глазами. При этом она имела небольшое косоглазие, но, как считали её современники, изъян женщину не портил.

Княжна была умна и знала несколько иностранных языков, но на русском говорила плохо. Она была хорошо воспитана и создавала впечатление человека из высшего общества. Кроме этого, она отлично разбиралась в искусстве, умела играть на арфе и предпочитала жить в роскоши.

Однако, вернёмся к полотну Константина Флавицкого. На картине художник изобразил последние часы жизни княжны Таракановой. Авантюристку поймали и заточили в Петропавловскую крепость, где в конце концов она скончалась от туберкулёза в 1775 году.

Но, художник выдвинул свою версию гибели самозванки. Поэтому на картине мы видим, как тюремная камера заполняется водой во время наводнения 1777 года. Княжна стоит на раскрытой постели, её окружают крысы, спасающиеся от воды, которая вот-вот затопит кровать и подберётся к ногам женщины. Тараканова, опираясь спиной на каменную стену, устремила взор, полный мольбы, к небесам и приготовилась к неминуемой смерти.

 

Картина была представлена публике в 1864 году и имела грандиозный успех у ценителей искусства. Однако, когда император Александр II посетил выставку в Академии Художеств, то указал художнику на его ошибку и сказал, что сюжет картины ни имеет ничего общего с официальной версией кончины авантюристки.

Александр Бенуа, в своей книге по истории живописи отметил, что успех работы Флавицкого, был обусловлен интересом общества к казематам крепости и тем, что художник изобразил жертву неправосудия.

За работу над картиной, Константин Флавицкий получил звание профессора. Только полотно никто из коллекционеров приобретать не спешил, все испугались императорского гнева. Когда художник умер, знаменитую картину купил Павел Третьяков и поместил её в свою художественную галерею.

Источник: Телеграм

Источник фото: t.me,wikimedia.org