Вологодское УФАС: тарифы на перевозки пассажиров в области превышают инфляцию

Тарифы в регионе не регулируются муниципалитетами и слишком высоки. Это стало одним из выводов ведомства по результатам анализа состояния конкуренции на рынках услуг регулярных автобусных перевозок за период 2017-2018 г.
Подпишитесь и читайте нас в:

По результатам проведенного Вологодским управлением Федеральной антимонопольной службы анализа сделан вывод, что все рынки услуг регулярных автобусных перевозок по муниципальным, межмуниципальным и межрегиональным маршрутам относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Вхождению на рынок новых перевозчиков мешают такие факторы, как:

  • Деятельность нелегальных перевозчиков на межмуниципальных маршрутах, осуществляющих перевозки пассажиров по самостоятельно установленным расписаниям, без конкурсного отбора.
  • В Череповце финансовая помощь за счет муниципального бюджета оказывается только одному из перевозчиков.
  • Частые изменение законодательных норм (переоформление лицензий; требований к штампам механика, медика; требования к режиму отдыха водителя не учитывает протяженность маршрута и т.д.), которые не всегда проработаны и целесообразны, создают дополнительные финансовые, организационные и другие барьеры.

Кроме прочего, ведомство пришло к выводу, что тарифы на перевозки пассажиров большинства маршрутов не регулируются муниципалитетами и слишком высоки.

  • Тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам у большинства хозяйствующих субъектов выросли от 8% до 18% при инфляции (7%).
  • Тарифы на межмуниципальных маршрутах выросли на 10% сверх уровня инфляции.
  • Тарифы на межрегиональных маршрутах выросли от 6% до 9%.

К основным причинам увеличения стоимости можно отнести низкий уровень пассажиропотоков, снижение рентабельности многих автобусных маршрутов и сокращение бюджетных дотаций. На убыточных маршрутах некоторые администрации муниципальных районов сокращают число рейсов.

Между тем сами транспортники, учитывая дорожающее дизтопливо, считают ситуацию далеко не лучшей.

 — Если убрать все, что связано с подорожанием топлива, запасных частей, автобусов и т.д.(эти удорожания, как правило, являются главными при пересмотре тарифов на перевозки), […] увеличение тарифа должно эти подорожания перекрыть. Но, странное дело, тариф увеличивается, а проблема остается. Дело в том, что никто не берет во внимание снижение эксплуатационной скорости*. А это, в нынешних условиях, главный фактор, влияющий на все финансовые показатели перевозчиков, — считает директор ООО «Новотранс» Владимир Назарков. — За последние 12 лет эксплуатационная скорость снизилась на 2 километра в час. Можно говорить, что каждый автобус, выходящий на линию, теперь делает на один кругорейс меньше. В период с сентября по апрель, как минимум два раза в неделю из-за пробок автобусы опаздывают даже при такой небольшой заложенной в график эксплуатационной скорости. Для восстановления расписания часто приходится прибегать к пропускам рейсов или порожнему пробегу (пропуская несколько остановок). В такие дни эксплуатационная скорость падает до значений просто немыслимых. А ведь это и есть экономика общественного транспорта, это и есть растущий тариф, который, в результате, ничего не решает. По сути, это становится одним из решающих факторов оттока пассажиров из общественного транспорта и все большее использование, в том числе для поездок на работу, личного транспорта. Таким образом, круг замкнулся. Не создавая приоритета общественному транспорту постоянно ухудшается дорожная ситуация.

Одним из возможных вариантов решения проблемы в черте города Владимир Назарков считает организацию выделенных полос для общественного транспорта. Причем, не только на пр. Победы: «сейчас порой автобусы по выделенным полосам на пр. Победы «тащатся». Происходит это потому, что приходится в график закладывать резерв времени, поскольку на тех участках, где выделенных полос нет, невозможно точно определить время, необходимое для прохождения этих участков. Сокращать время отдыха на конечных нельзя, такой отдых предусмотрен положением о режиме труда и отдыха водителей.

*Эксплуатационная скорость — это не фактическая скорость движения транспортного средства, но скорость с учетом перестоев на конечных станциях и времени оборота транспортной единицы с учетом действующих ограничений, работы светофоров и прочих факторов.

Источник фото: архив Gorodche.ru




На эту тему: