В России предрекли резкое подорожание автомобилей

Причиной станет повышение утилизационного сбора в 2020 году.

Правительство утвердило несмотря на сокращение спроса на рынке, сообщает «Коммерсантъ». Уровень повышения зависит от сегмента, но больше всего - для легковых машин: в среднем  более чем вдвое — на 110,7%. То есть, кроме традиционного роста цен, с 1 января на покупателя ляжет дополнительная нагрузка. Как минимум это актуально при покупке иномарки и машин, собранных в РФ концернами, не заключившими специнвестконтракты (СПИК). До конца года  еще можно купить машины по старым ценам, поэтому на рынке ждут оживления спроса.

Правительство согласовало увеличение ставок утильсбора с 1 января 2020 года — постановление подписал премьер Дмитрий Медведев 15 ноября. Машины с моторами до 1 л пострадают меньше (рост на 46,1%), а машины с двигателем от 3,5 л — больше (рост на 145%). В последнюю категорию, говорят в «Авилоне», в основном попадают внедорожники и премиальные седаны. Утильсбор на самый массовый сегмент автомобилей (двигатель 1–2 л) увеличивается почти на 112,4%. Машины этого сегмента широко производят в РФ и импорт здесь неконкурентоспособен из-за барьеров, говорит Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала».

Повышение ставок — реакция на снижение таможенных ставок для сохранения общего уровня тарифной защиты, пояснили «Ъ» в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака. В январе-июне, по данным PwC, доля импортных машин на рынке РФ составила 17%. В то же время, отмечает один из источников «Ъ», минимально возможная стоимость машин из-за падения спроса уже достигнута, запаса нет, и из-за увеличения утильсбора всем придется повысить цены. Собеседники «Ъ» на рынке говорили, что, по сути, прибыль многих концернов образуется только от импорта, за счет которого поддерживают локальное производство.

Заводы в РФ недозагружены: в 2018 году в стране продано только 1,8 млн машин, рынок падает седьмой месяц подряд. По данным АЕБ, в январе—октябре продажи сократились на 2,4%, до 1,4 млн машин. Большинство заводов строились из расчета на рынок в 3 млн автомобилей в год.

Утильсбор ввели в 2012 году, на рынке его считали компенсацией снижения пошлин после вступления РФ в ВТО. Сначала сбор платили только импортеры, с 2014 года его распространили на всех, но для локализованных автоконцернов ввели промышленные субсидии. Их получат только подписавшие СПИК. Сбор повышался уже дважды, о новом росте с 1 января «Ъ» писал 10 сентября. Его объясняли необходимостью сохранить барьер для импорта после сентябрьского снижения ввозных пошлин на легковые автомобили. Источник «Ъ» отмечает, что, по сути, по легковым автомобилям не проводились две индексации утильсбора (пошлины снижались и осенью 2018 года).

В проекте бюджета на 2020 год уже учтена индексация сбора: рост поступлений оценивается в 150,2 млрд руб. в 2020 году и в 48 млрд руб. в 2021 году. С импорта машин в 2020-м намерены собрать 77,3 млрд руб.

Цены с 1 января выросли бы и без утильсбора из-за традиционного обновления модельного ряда и других объективных факторов. Но повышение утильсбора окажет дополнительный эффект. Ряд собеседников «Ъ» говорят, что увеличение стоимости машин не будет одномоментным. Сергей Удалов из «Автостата» оценивал повышение в целом в 2–4%. Глава Минпромторга Денис Мантуров обещал, что даже с учетом повышения доля утильсбора в стоимости автомобилей останется в пределах 1,5–2%.

В результате дилеры ждут усиления обычного роста спроса в конце года. В «Авилоне» говорят, что декабрь — традиционно самый благоприятный месяц, интерес покупателей в предновогодний период в среднем возрастает на 5–10%. Новости о повышении утильсбора способны дополнительно подогреть спрос. Грядущее увеличение цен на легковые автомобили там оценивают в 3–5%. В «Автоспеццентре» с этим не согласны и говорят, что рост спроса будет небольшим, так как у населения нет свободных средств и оно закредитовано, а «для клиентов премиальных марок это вообще не играет роли». Владимир Беспалов полагает, что повышение цен в основном коснется премиального сегмента: на него приходится основная доля импорта, впрочем, здесь же самая платежеспособная аудитория. Оживление спроса в декабре возможно, считает он, но по итогам года все равно ожидается падение продаж на 2–3%.






На эту тему: