"Не верю в инфляцию 4% и в госпенсии": Gorodche.ru пообщался с крупным экспертом по финансам

Специалист по финансовым рынкам, член экспертного совета Центрального банка Наталья Смирнова побывала в Череповце в пятницу. Она провела для горожан семинар по финансовой грамотности. Организатором мероприятия выступил представитель АО «Финам» в г. Череповце – ООО «Финам-Череповец». В ходе визита Наталья дала эксклюзивное интервью порталу Gorodche.ru.

— Наталья, какова сейчас ситуация на финансовых рынках?

 — В США все ждут окончания цикла экономического роста и начала рецессии. Не могу сказать, что будет что-то типа 2008 года (мировой кризис — ред.), но, скорее всего, будет спад экономики. Этого ждут в ближайшие год-два. И это неизбежно скажется на нашем рынке. Ведь в 2008 году кризис был в США, но российский рынок просел даже сильнее американского.
Второе. В Европе ЦБ закончил политику смягчения ставок, и они могут повышаться. Из-за этого тоже может начаться рецессия. Кроме того, сейчас развивающиеся страны (хрупка пятерка — ЮАР, Турция и другие) сталкиваются с тем, с чем не сталкивались с 1990-х годов: оттоком капитала из их экономик в экономики развитых стран, прежде всего США.

А с учетом нестабильности и торговых войн, прежде всего с США, сложно предсказать, что будет хорошего. Замедляется китайская экономика. И если торговая война продолжит распространяться, то вторая по масштабам экономика мира (Китай) тоже будет замедляться. Как это скажется на нас? Падением цен на нефть, а у нас это означает изменение курса валют. И плюс для нас к общей мировой нестабильности добавляются риски санкций. Они малопредсказуемы. Но в этом году выборы в Украине и начало подготовки новых выборов в США. Плюс завершение истории «Северного потока» и окончание строительства Крымского моста. Поэтому очень высока вероятность санкций. Самое худшее — 7 наших крупных банков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и так далее) могут отключить от доллара и Swift. Лучшее — новые персоны в санкционных списках.

— Чем чревато отключение банков от доллара?

 — Это сильный удар по этим банкам и по всем их крупным корпоративным клиентам, работающим с долларом. У большинства наших экспортеров счета именно там. А экспортеры — это нефть. А нефть — это доллар. Худший сценарий — как в Латвии. Там все банки, отрезанные от доллара, были вынуждены переконвертироваться в национальную валюту. Но там это оказалось не так страшно, потому что нацвалюта — Евро. А у нас нацвалюта — рубль.
Отключение от Swift, альтернативы которому пока нет — это резкий рост курса валют. Доллар за 70–75 рублей для начала, а дальше неизвестно.

— Возможно ли снижение курса валют — до уровня марта 2014-го?

 — Теоретически да. Вопрос в сроках. И для этого должны быть сняты все санкции, цена на нефть должна вырасти до более 100 долларов. И экономика — расти теми темпами, которыми она раньше росла — не 3–4% в год, а 6–7%. Но на ближайшие годы я бы по всем трем пунктам поставила прочерк.

 — Возможен ли полный уход от иностранных валют в России?

 — Если это железный занавес, то мы бы уже это увидели. Стали бы постепенно исчезать банковские вклады в валюте. Исчезли бы все валютные инструменты на наших финрынках. А у нас эти инструменты появляются все новые и новые. То, что убрали лишние табло с валютами, момент число психологический. Полный уход от валют — паника и минус для экономики.

— Возможен ли в России сейчас дефолт?

 — Теоретически он возможен в любой стране. Но, если сравнить 1998 год и 2019-й, это разные ситуации. У нас есть фонд национального благосостояния, которого даже при падении нефти ниже 40 долларов хватит лет на 5. Поэтому сейчас дефолт невозможен.

 — Новый закон о финансовых советниках — что он меняет в системе финансового консультирования? Кто это такие, кто имеет право заниматься такой деятельностью?

 — Это профессиональные участники финрынка — либо ИП, либо юрлица. Физлица ими не могут быть. Советник дает консультации, куда сейчас вложить деньги. И за качество этих консультаций предусмотрена ответственность. За исключением случаев, когда от советника ничего не зависит. Падения акций, например. То есть рыночных рисков.

А по новому закону с 22 декабря 2018 года деятельность финсоветников регулирует ЦБ. Список всех инвестсоветников, единый реестр, можно найти на сайте ЦБ.

— Какая доходность акций или облигаций считается неплохой? Куда лучше всего вкладывать деньги, как лучше копить? Насколько целесообразно использовать обычные банковские депозиты? Как быть тем, кто не хочет на пенсии жить в нищете — как планировать безбедную старость?

 — Сейчас в рублях можно получить 7–7,5% годовых на банковских депозитах или гособлигациях. Это условно безрисковые инструменты. А по акциям нет точной даты выплат и гарантированных дивидендов. Это уже риски. Я считаю, что покупать акции с доходностью, менее чем вдвое превышающей доход от вклада, смысла нет. Если я не вижу хотя бы 15% годовых в рублях, включая дивиденды. Если стоит задача получить регулярный стабильный доход, то лучше брать облигации или открыть индивидуальный инвестиционный счет (ИИС).

 А если инвестиции долгосрочные, то акцент лучше делать на рост цены акций. Если они имеют тенденцию к этому росту. Также можно покупать рублевые облигации федерального займа, регионального или муниципального (любого региона или города, не обязательно своего) или корпоративные. Но выпущенные с 2017 года и позже. Потому что там есть налоговые льготы. И везде надо смотреть процентную ставку. По облигациям доход около 8% годовых, а по ИИС типа А можно еще получить 13% вычетов. А это тоже доход. На пенсию минимум половину я бы копила не в рублях — из-за нестабильности курса. Половину можно держать в рублях, вторую — в долларах.

А способы инвестирования зависят от склонности человека к риску. Если он боится всего, то для него лучше вклады и облигации. Можно не более 10% вложить в акции, ради дивидендов.
Но вообще откладывать, инвестировать на старость нужно. Я не верю в 3 вещи: инфляцию на уровне 4%, государственные пенсии и в Деда Мороза.

— Лишение лицензий 5 форекс-дилеров — только первый шаг или все идет к закрытию рынка Форекс для общего доступа — по принципу игорных зон?

— Их лишили лицензий, потому что они выводили капиталы клиентов на свои зарубежные юрлица, не подотчетные ЦБ. На рынок счета клиентов не попадали. Это кухня, обман. Они не вели реальной деятельности форекс-дилеров, хотя лицензии имели. Это агенты, посредники. Но лишение лицензий не значит, что люди не несут им деньги. Просто это стало не так открыто.

— Стоит ли доверять различным паевым инвестиционным фондам, потребкооперативам, обещающим высокие проценты помесячно?

— ПИФам доверять можно. По закону они не имеют права гарантировать доходность, их управляющая компания не может присвоить деньги. Худшее, что может быть — человек получит меньше, чем вложил. Из-за просадки в цене, рыночного риска.

А кредитные потребкооперативы часто показывают себя как финансовые пирамиды. Инвестировать в них можно рекомендовать, только если человек готов потерять все деньги. С КПК нет гарантий — ни по способам их инвестирования, ни гарантий выплат. Это в высшей степени рискованный способ вложений. КПК обещают доходность выше 20% годовых. А это очень высокие риски.

Алексей Виноградов, генеральный директор ООО «Финам-Череповец»:

— Для нас важно, чтобы люди понимали инструменты и риски вложений средств. Наша политика — помочь людям разобраться в таких простейших понятиях, как ИИС, облигации, акции и прочее. Тем более что рынок меняется, появляются более сложные продукты. И цель семинара с участием Натальи Смирновой - помочь людям разобраться в этом, научиться управлять своими деньгами. Чтобы они понимали риски вложений. Одно из основных направлений ЦБ и нашей работы - повышать финансовую грамотность. Наталья - практик, а не теоретик. И это очень важно.

Подготовил Алексей Богомолов
 






На эту тему: