Слушают, но не слышат: как донести до детей правила безопасного поведения на улице?

И школе, и родителям надо пересмотреть свои подходы к подаче информации.

Случаи гибели детей по неосторожности в Вологодской области, к сожалению, имеют место быть. Весной дети тонут, провалившись под лед во время игр на водоемах, летом нередко трагедией заканчивается купание в необорудованных для этого местах. Не так давно на даче в одной из деревень Белозерского района подросток скончался от поражения электрическим током.

Почему происходят эти трагедии? Ведь о безопасном поведении рассказывают и в школах, предупреждают детей об опасностях родители.

Как пояснил автор и руководитель череповецкой школы мужества для мальчиков, психолог Эдуард Насоновский, дети зачастую просто не слышат взрослых. Родители и школа не учитывают особенности изменения мировоззрения современного поколения детей и пытаются донести информацию, как до своего поколения. Плюс преподносится эта информация «сухо и официально».

 — Современные дети в большей степени привыкли получать информацию через образы (компьютер, смартфон, телевизор и т.д.). Соответственно информацию, которую они слышат, они воспринимают намного хуже. Кроме того, на них и так «обрушивается» огромный информационный поток, который они не в состоянии «переварить», и тем более, вычленить из него то, что для них жизненно важно. Нельзя забывать и о том, что у современных детей в связи с увлечением компьютерными играми появилось пренебрежение опасностью. В компьютерных играх герой, попав в опасную ситуацию, «сохраняется», чтобы не погибнуть, или «перезагружается» при гибели. Дети не понимают, что в реальной жизни так не сделать, — говорит психолог.

У ребенка недостаточно собственного опыта, чтобы спрогнозировать последствия всех своих поступков. Однако взрослому по силам выработать у ребенка навыки безопасного поведения, научить его проявлять осторожность, развить умеренное чувство страха и опасности. Чтобы дети услышали взрослых, необходимо для начала изменить подачу информации о правилах безопасности.

Вот несколько советов родителям, как добиться того, чтобы дети их услышали.

1. В рассказах о безопасности избегайте излишне кровавой окрашенности. Фантазия ребенка и так сделает свое дело и создаст свой фильм ужасов, не нужно это провоцировать.
2. Самим соблюдать правила безопасности, о которых рассказывается ребенку.
3. Рассказы о безопасности должны протекать в форме обычного разговора, например, пока вы идете по улице. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста — сюжетно-ролевая игра. Именно с помощью игры дети познают мир, примеряют на себя разные роли и проигрывают разные жизненные события. Такая игра — отличный способ рассказать ребенку о безопасности, проиграть с ним эти ситуации.
4.Можно использовать яркие комиксы или мультфильмы, похожие на то, что дети смотрят постоянно. Можно создать возможность проиграть ситуацию, где было бы необходимо применить навыки безопасности.
5.Всегда стоит помнить, что начало безопасности — это внимательность. Учите своего ребенка смотреть по сторонам, замечать странных и вызывающих чувство тревоги людей, не вступать с ними в диалоги, не заходить в подъезд с незнакомыми взрослыми, не ездить с ними в лифте.
6. Читайте книги. На тему детской безопасности их написано очень много!

Екатерина Васильева





На эту тему: