Авторские заметки директора Камерного театра Леонида Лаврова: письма с Родоса

Любимое место отдыха директора Камерного театра — греческий остров Родос. На своей странице в соцсети «ВКонтакте» Леонид Валентинович делится с подписчиками авторскими заметками, в которых подробно описывает, чем его так привлекает этот средиземноморский курорт. Gorodche.ru по просьбе «Глянца» публикует выдержки из его писем.

Родос — удивительное место. Едва ступаешь на его землю и вдыхаешь воздух, насыщенный ароматом сосен, как сразу появляется чувство расслабленности, пропадают все тревоги и волнения. Возникает ощущение спокойного блаженства. Солнце здесь светит круглый год. Один урожай апельсинов следует за другим почти без перерыва. Море, солнце, горы, оливки, виноград, крепости, древние храмы, виллы, стадионы — всего здесь много. Интересно, что именно на Родосе родилось одно из самых известных изречений античной философии: «Всё в меру». Избыточность потребовала сдержанности.

ОЧАРОВАНИЕ РОДОСА

Люди, вероятно, по-разному погружаются в отдых. Кто-то сразу же с головой ныряет, как в море. И не теряет ни одной минуты. Кому-то нужно время. Почувствовать изменение пространства. У меня бывает и так и так.

Через несколько дней отдыха потянуло поездить по Родосу, заглянуть в его столицу, подняться на знаменитые холмы, увидеть виноградные и оливковые плантации.
Взял вечернюю экскурсию, само название которой притягивает — «Очарование Родоса». Путешествие начиналось днем, заканчивалось поздно вечером ужином в рыцарском дворике-таверне.

ФИЛЕРИМОС

Мы поднялись на холм Филеримос, откуда открывается потрясающая панорама на столицу Родоса. Фотографией это трудно передать. Нужно стоять на вершине холма и, как говорят греки, ощущать весь объем пространства. Но не только желание увидеть панораму притягивает сюда — сам холм красив! Земля, деревья, храмы. Во всем гармония и спокойствие. Даже у крикливых павлинов, которых здесь великое множество.

Историки говорят, что Филеримос — открытая книга, по которой можно прочитать историю Родоса. Храм Афины Паллады и византийские храмы. Первая раннехристианская церковь с купелью, где люди принимали крещение, и католический монастырь рыцарей-иоаннитов. И самое дорогое для всех эллинов — церковь Филеримской Богородицы. Именно в этой церкви находился образ Богородицы, созданный евангелистом Лукой еще при жизни Девы Марии. Эту икону не единожды вывозили с острова, но она чудесным образом снова возвращалась. Паломники не одно столетие приезжали сюда, чтобы поклониться и прикоснуться к ней. Сейчас здесь находится одна из копий этой иконы… И конечно, нужно обязательно подняться по винтовой лестнице 18-метрового креста и, прищурив глаза, ощутить тысячелетнюю энергию и дыхание холма Филеримос.

МОНТЕ-СМИТ

Пока вечернее солнце еще заливало все своим светом и медленно катилось к закату, мы переместились к холму Монте-Смит. Когда-то здесь находился центр древнего города Ялиссос, а на верхней площадке горы высился величественный акрополь. И древние греки приходили сюда возвеличивать бога Солнца. К сожалению, от былого величия храма Аполлона осталось только три колонны III века до нашей эры.

Греки и гости города приходили на этот холм не только молиться, но и слушать знаменитых ораторов или наслаждаться выступлением атлетов, потому что на нижнем уровне холма располагались античная школа риторики, греческий театр одеон и знаменитый олимпийский стадион. К нашему времени от античной школы риторики остались только развалины. Но зато всего в нескольких десятках шагов перед тобой раскрывается амфитеатром восстановленный эллинистический театр одеон.

Гиды предлагают встать в самом центре сцены и громко что-нибудь сказать или спеть отрывок из песни, продекламировать стихи. Французы не испугались. Подкалывая друг друга, начали напевать, громко произносить какие-то фразы. Мы вместе с другими туристами сели на зрительские места, смеялись, аплодировали. Древние архитекторы сделали открытый театр таким образом, что звуки акустически усиливались, как будто стояли колонки и микрофоны. И я подумал: а что нашим-то строителям мешает делать такие же по акустике концертные и театральные залы?

Напротив амфитеатра, чуть выше сцены, стоит площадка для выступления ораторов. Они пленяли своим даром тысячи зрителей, состязались в&nbs
p;искусстве красноречия. И действительно, испытываешь особое ощущение, когда встаешь на эту площадку, с которой когда-то вещал сам Цицерон. Долго задерживаться у театра сложно: сделал фото, посидел на зрительской скамье, постоял в центре сцены, на ораторском подиуме, а группе надо двигаться дальше, ибо гид торопит всех. И не случайно! Впереди нас ждет олимпийский стадион, который сохранил многое от своего первоначального вида. Это и планировка, и ограждение овала арены, первые ряды зрительских мест, разметка секторов, даже дренажные канавки.

Когда садишься на дальнюю трибуну, подальше от людей, вдруг начинаешь ощущать энергетику прошедших веков. Почему и как? Не знаю. Единственное условие — тебе никто не должен мешать. Начинают пульсировать какие-то потоки. Появляются звуки. Невольно согласишься с одним из путешественников, который написал, что на этом стадионе он почти реально ощутил, как мчатся, обгоняя друг друга, прекрасно сложенные обнаженные атлеты. Как замерли в напряжении, а потом взорвались ликованием зрители. Но блуждающие по стадиону группы туристов быстро возвращают в реальность.

СНОВА РОДОС

Столица острова Родос — тоже Родос. Город разделен на две части: старый и новый город. Это два разных мира. Новый город — современный, с развитой инфраструктурой и жилыми районами. Старый — возвращает нас в мир Средневековья. Прогулка по улочкам старого города превращается в путешествие во времени: внушительные рыцарские здания, старинные церкви и мечети, вычурные дома с высокими окнами, площади и дворы, выложенные из маленьких камней. В этой средневековой крепости, старом городе, в некоторых частях открыты магазинчики, работают музеи, кафе, смотровые площадки, живут люди, сушится белье. В Родосе почти нет домов выше трех этажей, город растянут вдоль острова и при сравнительно малом числе жителей занимает большое пространство. Родос хорош не числом жителей, а умением жить, плотным ощущением жизни. Вообще, на острове отмечаешь доброжелательность греков, которые на каждом шагу приветствуют тебя: «Калиспера!» Все улыбаются, и ты сам начинаешь непроизвольно улыбаться, дружески кивать головой, помахивать рукой

ЧУДО СВЕТА

Порт Родоса — Мандраки — древний. Настолько древний, что застал времена, когда еще только строились семь чудес света. И одно из них находилось прямо тут, в этом порту — отлитая в бронзе статуя бога Гелиоса, украшавшая вход в гавань: 36-метровый атлет с высоко поднятой над головой горящей чашей (предполагают, что в ней был устроен маяк). И хотя статуя рухнула во время землетрясения еще до нашей эры, экскурсоводы по сей день показывают туристам место в порту Мандраки, где, по их мнению, стояло чудо света, а его изображение можно встретить в любой сувенирной лавке. В том, что Колосс выглядел именно так, как на здешних майках и сумках, сомневаться не стоит: попав в Грецию, начинаешь понимать, что между парой тысячелетий и парой десятков лет, в сущности, нет разницы. Разрушенный памятник пролежал у входа в гавань больше тысячи лет, поражая жителей и гостей столицы своими огромными размерами, пока остров не захватили османы и не продали обломки этого чуда.

ТРАНСПОРТ

Передвигаться на Родосе лучше всего на авто. Но самое поразительное — байки и мотороллеры! Их огромное количество. Эти мопеды припаркованы здесь повсюду. Перегораживают тротуары, входы в переулки и в дома. Стоят везде. На них ездят бабуси, дедуси, взрослые, подростки. Ездят расслабленно. Ничего не боятся. При этом никто никого не останавливает для проверки документов. Катайся — не хочу! Междугородние автобусы идут всего в двух направлениях — из города Родос вдоль восточного и вдоль западного побережий. И обратно. Или по кругу. Автобусы ходят по расписанию, однако на него лучше не рассчитывать, так как оно часто не&nbs
p;совпадает с реалиями.

ВИНО И ОЛИВКИ

Атмосферу этого острова можно почувствовать на винограднике, в горной деревушке, куда приезжаешь на дегустацию местного вина. К вину подают простую закуску: душистый хлеб, который обмакиваешь в оливковое масло, и вкуснейшие оливки. Маленькие винокурни, маслобойни, бесчисленные оливковые поля — в этом весь Родос. На экспорт идет не много: все для внутреннего потребления. Гид заметил, что многие греки здесь говорят: «Эти оливки я вырастил собственными руками». Почти у каждой греческой семьи есть оливковые деревья — как минимум несколько штук, а может, и целая плантация. По крайней мере, у коренных родосцев. И зимой, когда туристов нет, они заняты сбором оливок и их переработкой. На это уходит много времени и сил. Если сорвать с дерева оливку и попробовать ее — не понравится, так как у нее очень терпкий и горький вкус. Поэтому перед доставкой на маслобойню оливки вымачивают.

В ОТЕЛЕ

Народ здесь разный. Звучат практически все языки: английский, немецкий, испанский, французский, арабский, иврит… Интересно наблюдать за людьми. Не многие смотрят в смартфоны. Предпочитают общаться. Читать. Никто не отвлекает. И не шумит. Стоит такой мягкий гул. И всюду ненавязчиво снуют работники отеля — в основном это греки и гречанки. Парни очень вежливы и приятны. А в местных гречанках есть что-то от арабского, или даже турецкого, или и того и другого вместе. Глаза темные, почти черные, темные волосы, смуглая кожа. Невысокие. Улыбаются открыто, легко. Когда к ним обращаешься, выражают доброжелательность. Наверное, Родос дарит им такую искренность улыбки!



Источник фото: из личного архива Леонида Лаврова



На эту тему: