Принимаю условия соглашения.
26 декабря 2013, 16:58

Сакральное знание: Иван Никитинский о культах, смысле ритуалов и истине

Сакральное знание: Иван Никитинский о культах, смысле ритуалов и истине
Декабрь - месяц особенный. Встреча Нового года рождает бурю переживаний, и большинство вспоминает о ритуалах, с помощью которых можно заставить некие силы защитить нас в будущем. Один из лучших знатоков древней и средневековой символики - археолог и историк Иван Никитинский.

Именно с ним мы и решили поговорить в канун праздников. Ведь его имя хорошо знакомо вологжанам и уже само, как и его открытия, овеяно легендами.

Сталина нет, но память осталась

Не без пиетета приближаюсь музею «Вологодская ссылка», которым вот уже четвертый год руководит Иван Федорович и где у нас назначена встреча. Хозяин радушно встречает: «На эти стулья можно садиться, они не имеют исторической ценности, только для воссоздания колорита той эпохи. Вон на окне и самовар с той же целью стоит. Присаживайтесь смелее, у нас не музей интерьера». После этих слов кабинет директора и залы музея кажутся почти по-домашнему уютными.

- Иван Федорович, с утра снежок выпал, и заметно: что-то немного следов от калитки к крыльцу вашего музея. Посетители редко заглядывают узнать, как Сталин в вологодской ссылке время проводил?

- Не могу сказать, что к нам ходит народу больше, чем, например, в музей кружева. Конечно, посетителей меньше. В основном к нам идут студенты, старшие школьники из разных городов. По большей части их интересует Сталин, но многих и ссылка как таковая. Посетителям, которые пытаются проводить в музее политические акции, мы отказываем, потому что это запрещено.

В Вологду ведь каждый год приезжают «сталинцы». Летом они возлагают цветы близ нашего музея, а в честь дня рождения Сталина, кстати 21 декабря, проводят традиционную встречу. Будут гости из Череповца, но внука Сталина в этом году не будет. Он заболел. Я веду свое исследование. Выяснил, что 60 процентов посетителей позитивно оценивают роль Сталина в истории. Другое наблюдение: холодная Вологда на людей влияет по-особому, на размышления настраивает. Например, Николай Бердяев, когда у нас в ссылке жил, пришел к мысли, что история есть не только у человека, но и у Бога, и у Вселенной. Об этом он позднее написал в книге Смысл истории, а у нас нечто подобное запечатлено в Тиуновском святилище.

Карта духа

- Тиуновское святилище под Тарногой - одно из самых известных ваших открытий. К нему тоже относятся по-разному. В этом году свой сюжет снимал и Михаил Задорнов. Вы его видели?

- Приезжают к камню разные люди. Чего они там только ни делают - и молятся, и пиво пьют, и в круги встают... Но там же нужно изучать не оккультизм, а историю - географии, астрономии, математики, языка, культуры. Нормальные школьные группы, студенты и ученые ездят мало. А Задорнов... Он пытается историю России популяризовать, иногда, правда, с перегибами типа Гипербореи. Мы, как сказал известный археолог, не ходим так далеко. А памятник действительно уникальный. На камне в Тиуновском святилище изображено древо жизни.

В Европе есть аналогичные символы. Их смысл в том, что в одной точке бог себя проявляет и создает Вселенную и землю, а древо жизни все соединяет. Я сравнил изображения. Вышло, что у наших кокшаров в 14-15 веках было такое же системное знание, какое существовало во всех развитых цивилизациях древности и в средние века. Кокшары - это жители Кокшеньги, важане, двиняне и другое русское население, бежавшее сюда от Батыя и прочих бед. Свою культуру они несли вместе с собой - в вышивке, резьбе, ее же запечатлели на этом камне. Для того времени это было все равно, что сейчас университетское образование.

- Но тем, кто туда приезжает, трудно понять, что изображено на камне.

- Это - модель Заволочья. Заволочье – это наши просторы от Вологды до Великого Устюга и от Сухоны до реки Емцы в Архангельской области, из книг академика Макарова.План Тиуновского святилища идеально накладывается на карту, предложенную академиком. Но это не просто географическая «карта». Она ориентирована по сторонам света, и на нее наложена трехмерная модель мира: Солнце на востоке всходит, над головой проходит и на западе ложится. Угол сезонного изменения освещенности Земли тоже учтен. Изображение древа жизни показано под углом 53 градуса.

Так поднимается Солнце на нашей широте в день летнего солнцестояния. Боги так расположены по периметру, что просчитывается даже угол зимнего солнцестояния - шесть градусов. Каждый бог дважды участвует в круге. Поэтому по нему читается и календарь крестьянского земледельческого цикла. Например, сроки начала и окончания работ отмечены изображением антропоморфного существа с веточкой на голове и туловищем-зерном, а весенняя и летняя охота – изображением оленя и божества охоты на западной стороне камня. Мы с астрономами нашли визиры и рассчитали: 14-15 мая Еремей-запрягальник, пахота, начало миграции оленя на север; 8-10 августа - начало уборки урожая, 6 сентября - начало уборки льна и ход оленя с севера на юг.

Чистая преднаука! Впрочем, подобный полугодовой календарь действовал до ХХ века. Но здесь картина полнее: есть аллегории природных сил. Примечательно, что они изображены в системе линейных мер того времени. Начнем с маленького: охотница на олене - 8 сантиметров; божество окультуренного пространства - зерно - 13 сантиметров; богиня-мать всего живого (по-нашему биосфера) - 21. Сложим цифры - получим 42 сантиметра. Это - высота солнца-громовержца, общей аллегории энергии, нисходящей с неба – солнечной и грозовой.

Система мер - антропометрическая: указательный палец от кончика до складки большого пальца, до запястья, и до локтя - пядь. 42 - это две пяди, или локоть. В росте человека 4 локтя. Выходит, рост того человека, который разметил священный камень, был 168 сантиметров. Кстати, с такими мерами древние могли возводить строения - вологодский зодчий ходил и работал с поясом, на котором, как на линейке, были отмечены эти меры длины.

- Выходит, у предков вологжан, как и у древних греков, было свое «золотое сечение», понятие о гармоничных пропорциях. А еще получается, тот человек, который все это изобразил, был относительно образованнее тех, что сейчас приезжают поклоняться камню?

- Многие современные люди смутно представляют устройство мира, а в то время это было универсальное, фундаментальное знание. Возможно, когда-то по нему учили детей, школ ведь не было, а потребность в передаче знаний, культуры была. Поэтому я хочу, чтобы туда ехали не вандалы, а школьники и студенты, чтобы у них была цельная картина мира.

- Только, наверное, и читать эти знаки нужно в естественнонаучном коде, раз именно таким было подлинное сакральное знание?

- Читать - да. Но во все времена были люди умные и не очень. Умному - объясни, он и поймет. А некоторые без ритуала не понимают. Чтобы запомнить, им нужно участвовать в каком-то действе. Таких было больше. Но людям иногда надо и с факелом побегать - ритуалы все-таки тоже нужны.

Зависли в беззаконии

- Говорят, после того, как вы узнали, что в августе Тиуновское святилище осквернили вандалы, у вас случился сердечный приступ. А как чиновники отреагировали?

- Их ответа я жду до сих пор. Но, честно сказать, здесь есть сложности с документами и хитрости в законах. Паспорт на него, конечно, есть. Тиуновское святилище считается памятником всероссийского значения, но стоит на учете в Тарногском районе. Закон был принят в 2006 году, но тысячи памятников археологии, все практически, так же, как и Тиуновское святилище, зависли. Вроде, они памятники российского масштаба, но в то же время чиновники наших администраций ни за что не отвечают.

- Почему так - Деда Мороза мы распиарили, а настоящий памятник не можем?

- Дед Мороз вообще существо северное, хтоническое. В древней традиции оно приходит и пугает, поэтому его задабривают. А у нас он теперь, наоборот, сам подарки дарит. Настоящий символ Нового года - это древо жизни, то есть обычная ёлка, какие в наши дни ставят в каждом доме. А суть главного новогоднего ритуала - зажигание нового огня на весь будущий год, подношение даров древу жизни и задабривание злых сил, чтобы они не навредили.

- Слышала, что именно вы первым предложили оживить «кулинарию древности». Вы раскопали горшки, не предназначенные для костра, и доказали, что в них еду можно приготовить с помощью воды и раскаленных камней. Сейчас зарубежные историки вовсю воссоздают технологии и рецепты древности - со времен Иисуса, и даже раньше. А вам удалось заработать на своих открытиях?

- То были неолитические сосуды. А еще я реконструировал, как с помощью сухожилий закреплялись каменные орудия труда в деревянных основах, как обрабатывались каменными скребками шкуры животных, как строили с помощью пояса зодчего. Еще у меня есть солнечный компас, солнечные часы, угломер подъема солнца над горизонтом... Я предлагал властям восстанавливать забытые ритуалы. Но ответа не получил. Можно ли у нас на этом заработать? По-моему, нет.

Ольга Николаева

Досье

Иван Никитинский родился 8 августа 1952 г в поселке Кулой Вельского района Вологодской области (некогда территория Вологодской губернии). Окончил исторический факультет Вологодского педагогического института в 1979 г. С 1980 г. работает в Вологодском музее-заповеднике. За 30 лет открыл более 100 археологических памятников. Среди них такие крупные, как Вёкса на р. Вологде и Тиуновское святилище в Тарногском районе.