Принимаю условия соглашения.
3 ноября 2017, 09:23

В Череповце появился уникальный памятный объект на базе пожарной машины "Ураган". ФОТО, ВИДЕО

В Череповце появился уникальный памятный объект на базе пожарной машины "Ураган". ФОТО, ВИДЕО
Автомобиль применяли на аэродромах для тушения самолетов, ранее он служил в Вологде, Череповце и Устюжне.

Модель АА-60 (7310) производства Минского автомобильного завода на базе МАЗ-543/7310 — советский полноприводный 4-осный автомобиль «Ураган» с формулой 8 × 8 - служил для пожарной охраны крупных аэропортов.

В серийном производстве она была с 1962 года, а первый опытный экземпляр машины выпущен в 1958 году. Позже от таких авто было решено отказаться, в том числе из-за слишком большого расхода топлива. Этот экземпляр 1986 года выпуска последние годы служил в Устюжне, откуда его и забрали череповецкие пожарные. Дырявую бочку пришлось восстанавливать за свой счет. В Череповце машину установили у пожарной части на улице Тимохина.

— Нам дали машину безвозмездно, — рассказал Gorodche.ru начальник 2-го отряда ФПС по ВО Андрей Горчаков. — Она была в свое время на вооружении в аэропорту Вологды, потом недолго в Череповце, а позже — в устюженском гарнизоне. В августе мы получили разрешение на ее утилизацию. Завести ее можно. Она своим ходом уже не двигается, но, если ее подготовить, то поедет. Для этого в нее надо залить 100 литров масла. Расход топлива большой. В наше непростое время 1 литр солярки на 1 километр пути — слишком много. И для города она не очень удобна. Длина 14 метров, угол поворота большой.

Тащить машину весом 31 тонну пришлось ночью в сопровождении ДПС на жестких сцепках с минимальной скоростью — 30 километров в час, в роли тягача выступил пожарный КамАЗ из Шексны. За время буксировки были порваны 2 жесткие сцепки. Спасла ситуацию лишь третья, взятая у пожарных «Северстали».

Машина АА-60 (7310) имеет цистерну емкостью 11 тонн, насосный агрегат, состоящий из насоса и автономного бензинового двигателя ЗиЛ-375. Есть возможность бесперебойной подачи воды или пены на ходу при любой скорости движения.

На кабине установлен комбинированный лафетный ствол с возможностью дистанционного и ручного управления. Также в передней части установлены четыре пеногенератора ГПС-600, в задней части — два пеногенератора ГПС-200.

Эта машина — первый подобный памятник в пожарных гарнизонах РФ. Аналогичный объект есть на территории учебной академии в Иваново.

— Мы планируем расширить эту экспозицию, дополнить другими машинами. В Воскресенском есть невостребованный автомобиль. Есть машины 1960-х годов. Они законсервированы. ЗиЛ-130 уже не эксплуатируется во многих частях, — говорит Андрей Горчаков.

Сегодня на открытие памятного объекта, приуроченное к Дню города и 85-летию гражданской обороны, прибудет начальник ГУ МЧС по Вологодской области Василий Балчугов.

Видео А.Горчакова

К слову, похожие машины до сих пор используют не только для пожаротушения. На фото — аналогичный МАЗ, но 16-колесный, везет российский стратегический ракетный комплекс «Тополь-М». Фото Regnum

Михаил Белов