Малые населенные пункты области получили шанс войти в проект «Городская среда»

По словам председателя ЗСО Андрея Луценко, будет правильным, если такие поселения и деревни смогут участвовать в этой программе и благоустраивать свои территории.

О создании комфортной среды в городах и малых населенных пунктах говорили сегодня за круглым столом руководство и депутаты фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании области, руководство и представители профильного департамента, главы муниципальных образований области, представители ТОС, общественного сообщества, эксперты. Об этом сообщает пресс-служба ЗСО.

Как отметил начальник департамента строительства области Дмитрий Буслаев, с каждым годом в регионе растет количество объектов, а это и дворовые территории, и общественные пространства, отремонтированные в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды». В текущем году планируется благоустроить 249 территорий — это 192 дворовые территории и 50 общественных пространств. В настоящее время завершены работы по благоустройству 70 территорий, в числе которых дворовые территории и общественные пространства. В настоящее время работы ведутся еще на 87 территориях. По словам Дмитрия Буслаева, к 1 октября работы по благоустройству всех попавших в перечень территорий должны быть завершены полностью.

Руководитель фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании области Андрей Луценко подчеркнул, что таких объектов могло бы быть больше. Прежде всего это касается сельских территорий. Он предложил при распределении субсидий муниципалитетам на благоустройство дворов и общественных пространств не учитывать критерий численности населения. Спикер подчеркнул, что это предложение надо детально обсудить на региональном уровне, чтобы выйти с инициативой на федеральный уровень.

«Ко мне лично обращались по этому вопросу жители районов области с просьбой пересмотреть существующие критерии. Сейчас на субсидию могут рассчитывать только территории с численностью населения более одной тысячи человек. Это является одним из критериев. При этом территория Вологодской области большая, много населенных пунктов, где численность населения ниже этой границы, и эти территории также нуждаются в создании комфортной среды для жителей, в благоустройстве, создании общественных пространств. Это наши малые населенные пункты, где есть многоквартирные дома с придомовыми территориями. Это территории со своей историей, самобытностью, хорошо развитыми туристическими маршрутами. А мы прекрасно понимаем, что привлечение туристов невозможно без достойного облика поселения. Поэтому будет справедливым, если и малые населенные пункты смогут претендовать на субсидию без каких-либо ограничений».

В этой связи Андрей Луценко также предложил рассмотреть вопрос наделения регионов правом самостоятельно определять населенные пункты, которым будут выделять субсидии на эти цели.

Это предложение участники круглого стола поддержали единогласно.

Глава Вологодского района Сергей Жестянников отметил, если оба предложения поддержат на федеральном уровне, то для Вологодского района, например, проблема решится за 2–3 года.

«Конечно, обидно, когда населенные пункты с численностью населения 980 или 960 человек не попадают в эту программу. Если это предложение будет поддержано, то Вологодский район, как и другие муниципалитеты, получит серьезное развитие. На сегодняшний день в районе около 30 населенных пунктов, а это почти 15 тысяч жителей, где требуется ремонтировать дворовые территории».

Глава Сокольского района Юрий Васин также выразил заинтересованность в решении этого вопроса.

Заместитель председателя Заксобрания области, депутат фракции «Единая Россия» Роман Заварин обратил внимание на то, что сейчас в регионе полным ходом идут ремонты улиц, дворов, общественных пространств. Перечень в муниципалитетах большой. На каждом крупном объекте должен быть депутатский контроль — от начала работ до приемки объектов. В Вологде такая практика уже сложилась. Депутаты контролируют ремонты дворовых территорий, общественных пространств совместно с руководством городской администрации, ТОС, представителями общественности и просто активными жителями города. Приемка объектов осуществляется специальной комиссией, в состав которой представители общественности также включены. В Череповце такая практика также на должном уровне. Роман Заварин предложил распространить это на все районы области.

«Роль общественного контроля является ключевой в реализации каждого проекта от его согласования и до завершения — приемкой. Одного депутатского контроля в районах области недостаточно. Поэтому муниципальная власть практику вовлечения общественности, активных жителей в своих территориях обязана применять. Тем более что сами жители в этом заинтересованы», — сказал он.

Другое его предложение касается финансирования из регионального бюджета программы «Городская среда». Программа софинансируется за счет средств как федерального, так и регионального бюджета. И если федеральные средства ежегодно выделяются примерно на одном уровне (2021 год — это 341, 4 млн. рублей, 2022 год — 336,5 млн. рублей), то софинансирование на эти цели из областного бюджета на этот год составит 169,0 млн. рублей, то есть 33% по отношению к федеральной субсидии. А на будущий год по отношению к этому году софинансирование заметно снизится и составит всего 15,6 млн. рублей или 4% от федеральной субсидии.

«Предлагаю рассмотреть вопрос дополнительного увеличения финансирования на эти цели из регионального бюджета как минимум на уровне предыдущих лет — не менее 31–32%. Во-первых, мы наблюдаем значительный рост цен на строительные материалы. Динамику роста цен необходимо учитывать. Во-вторых, неизвестно, как далее поведет себя рынок строительных материалов. Накладываются и другие факторы. Поэтому дополнительное финансирование из регионального бюджета было бы важным предусмотреть», — сказал Роман Заварин.

Это предложение также будет еще раз детально проработано с правительством области и профессиональным сообществом.

Говоря в целом о создании комфортной среды в городах и малых населенных пунктах, участники дискуссии особое внимание уделили практике применения именно комплексного подхода в реализации того или иного проекта. Например, если ремонтируется общественное пространство, нельзя забывать территорию рядом с ним — дворовые территории, которые также требуют ремонта. В идеале к каждому такому проекту должен быть комплексный подход.

«Все этапы, начиная с выбора участка, оценки территории муниципалитетом, необходимости проведения археологических исследований, нужно рассматривать только комплексно. Это важно, чтобы в дальнейшем избежать серьезных финансовых затрат, например, на проведение тех же археологических исследований, когда реализация проекта уже начата, а исследование не сделано. Комплексный подход, о котором сегодня много говорилось коллегами, нужно применять в каждом случае, тем более, если речь идет об общественных пространствах», — подчеркнул Альберт Метский, председатель Вологодской региональной организации Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России».

Тему общественных пространств, а именно отсутствия в нормативных документах самого понятия «общественное пространство», поднял депутат Вологодской городской Думы Максим Выдров. Он предложил закрепить понятие «общественное пространство» на федеральном уровне.

«К сожалению, в настоящее время такое понятие не закреплено на федеральном уровне. Федеральными правилами предоставления субсидии не установлено определение «общественная территория» и не является закрытым перечень таких территорий. Под общественными территориями понимаются площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки, иные территории. Вместе с тем, по разъяснениям Минстроя к общественным территориям относятся территории, доступные для посещения большого количества населения, и за посещение которых не предусмотрена оплата».

В ходе дискуссии был высказан целый ряд предложений и инициатив. В завершении встречи Андрей Луценко подчеркнул, что по итогам круглого стола будет создана специальная редакционная комиссия, которая внесет инициативы в план работы фракции «Единая Россия».





На эту тему: