Роскачество разъяснило, как общаться со «службой безопасности банка»

По данным экспертов, преступники крайне редко меняют сценарии разговора.

Роскачество выпустило памятку о социальном инжиниринге, который опустошает кошельки.  По данным «Тинькофф», социальная инженерия (в частности выманивание денег через «доверительный» разговор по телефону) сейчас на пике популярности — владельцы банковских карт очень часто «ведутся» на телефонные манипуляции.

В 2020 году она составила 80% всех случаев похищения денег у клиентов банков, что почти на треть больше, чем в 2019 году. В половине случаев люди сами переводят деньги мошенникам, поддаваясь на уговоры по телефону, а некоторые даже берут кредиты (деньги, конечно, уходят мошенникам).Умело играя на эмоциях, злоумышленники способны заставить человека делать самые иррациональные вещи.

Мошенники не очень оригинальны в своих речах: обновленные сценарии разговора встречаются только в 3% случаев вымогательства. 30% всех похищенных денег приходятся на неоднократно описанные в СМИ сценарии звонка от «службы безопасности банка» с предложением перевести деньга на безопасный счет.

Почему же применение мошенниками социальной инженерии по телефону так эффективно? Возможно, дело в том, что вы не видите, с кем разговариваете, а фокусируетесь только на голосе звонящего, который путем мастерской манипуляции, интонациями и давлением на эмоции, может заставить ваше воображение нарисовать любую желаемую мошенником картину.

«Лучшим вариантом будет сразу прервать разговор, как только у вас возникнут хоть малейшие сомнения или вы услышите старую песню про «службу безопасности банка». Это же касается и обновленной схемы с якобы звонком из полиции. Помните, что сотрудники полиции не обзванивают людей с целью рассказать про проблемы какого-то банка, да и сами сотрудники банка не будут звонить вам, чтобы уведомить о сомнительных переводах — они просто заблокируют вашу карту», – говорит Антон Куканов, руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества.

Как научиться давать отпор любому телефонному мошеннику-манипулятору? Рекомендации от экспертов Центра цифровой экспертизы Роскачества:

1) Не доверяйте входящим звонкам от незнакомцев, даже если звонят с номеравашего банка. Подменить номер с помощью специальных сервисов IP-телефонии сегодня просто как никогда.
2) Если у вас закралась хотя бы малейшая тень сомнения, что вас хотят обмануть — кладите трубку. Звонящий сразу начинает давить на эмоции? Говорит, что на вас взяли кредит/ вам нужно перевести деньги на защищенный счет / установить безопасное приложение на свой телефон / продиктовать код из СМС? Кладите трубку.
3) Вообще ничего не диктуйте по телефону незнакомому человеку, даже если он представился сотрудником банка или правоохранительных органов. Кладите трубку и перезванивайте сами по номеру на обороте карты или номеру полицейского участка.

«На сознание человека действуют, апеллируя кэмоциям, самая мощная из которых — это страх. История знает немало примеров, когда люди теряли свои накопления в один момент. Этот страх потери живет в памяти поколений и передается с «молоком матери». Стоит мошеннику уверенно надавить на этот страх, как логичность мысли отключается, человек действует как марионетка. Наиболее подвержены такому давлению люди пожилого возраста — они привыкли верить любой поступающей информации. Звонящему достаточно представиться сотрудником банка, и включается выработанная привычка верить и слушаться», — поясняет Нина Андриянова, психолог, сертифицированный НЛП-тренер.

Если вы заметили, что от слов звонящего вы начинаете волноваться, у вас потеют ладони и путаются мысли — это признаки нагнетающегося страха. Дышите глубоко, чтобы сознание прояснилось, а страх отступил. И просто кладите трубку.



Источник фото: vsarov.ru



На эту тему: