Леонид Cобченко - поэт-ботаник: "Почему в современных стихах столько «мусора»?"

Леонид Cобченко, «король поэтов» Череповца (этот неофициальный титул он получил весной 2013 года), рассказал нам, откуда приходят стихи, почему для вдохновения нужна личная драма, и как можно выделиться среди многочисленных авторов интернета.

Леонид Cобченко, «король поэтов» Череповца (этот неофициальный титул он получил весной 2013 года), рассказал АиФ, откуда приходят стихи, почему для вдохновения нужна личная драма, и как можно выделиться среди многочисленных авторов интернета.

Все женщины – принцессы
– Леонид, вы в детстве были чуть ли не вундеркиндом, расскажите, как хорошие умные мальчики попадают в кабалу к поэзии?
– Да, я вообще ботаник! Читать начал в два с половиной года, а года в три-четыре уже ходил в поездах по вагонам и собирал дань с пассажиров, читая «Бородино». Мы с отцом так развлекались в дороге. Раннее приобщение к чтению – это первая составляющая. А вторая… После развода родителей меня в основном воспитывала бабушка. Она мечтала, чтобы я стал послом. Я был не против, хотя и не знал, что это такое. Поэтому лет в 12 я оказался в Херсоне, в турецко-украинском мужском интернате. Сейчас помню только, что «да» по-турецки – «эвет», а турецких воспитателей (очень веселые ребята!) мы называли «аби» - брат. Через год школа поделилась на украинскую и турецкую, я остался в украинской, но главное не изменилось – закрытое учреждение, никаких девочек. В моем голодном до женщин воображении они были принцессами, которые не ругались матом, не ходили в туалет и избегали плоских шуток!

– Зато вы могли все силы отдавать учебе?
– Занимал призовые места на областных олимпиадах, закончил школу с серебряной медалью. Но крышу мне снесло еще до получения аттестата. Перед экзаменами встретил девушку на улице, познакомился, с трудом преодолев стеснительность. Она оказалась старше меня на четыре года, и у нее уже был парень. И вместо того, чтобы готовиться к экзаменам, я от несчастной любви отправился путешествовать: сначала добрался до Киева, а потом поехал к отцу в Череповец. В итоге прошли все сроки для поступления на бюджет, пришлось учиться платно, в Севастополе, на экономиста. Я этому вузу очень благодарен за друзей, общение и студенческий театр, за стихи, за вдохновение, а за экономику не благодарен совсем. Ее там не было.

Подача из ноосферы
– Театр – это отлично, хорошее подспорье для поэта. Современный человек с трудом осилит много букв, но если поэт – яркий чтец, шоу будет иметь успех. Сейчас актуально смешение жанров, как вы считаете?
– Да, сейчас подача – главное. Если умеешь хорошо рассказывать плохие стихи, публика тебя примет. Но для меня все-таки текст самодостаточен должен быть. Современная поэзия, естественно, стремится к смешению, но я это несколько иначе понимаю. Я разделяю два подхода в сочинительстве. Классический – понятное содержание, последовательные переходы, нет глагольных рифм и так далее. А есть подход абстрактный, интуитивный, когда все правила уступают внутренним порывам. Я обычно объединяю оба подхода. Грамотно писать – хорошо, но когда чутье подсказывает отойти от правил – я это сделаю. Иначе в стихах мистического не будет, легкости. Я вообще разделяю утверждение о том, что поэт не вполне принадлежит себе, а что-то транслирует через себя из ноосферы.

– Божья дудка, как у Есенина?
– Вроде того. Как бы это нагло ни звучало. На самом деле, не обязательно для этого поэтом быть. Каждый может транслировать нечто особенное, если достаточно чувствителен и доверяет себе.
– Некоторые считают, что нынче поэзия не в фаворе. Люди «слышат» только потребности тела, и нет у хороших стихов целевой аудитории, это правда?
– А вы зайдите в интернет! Поэзия не погибает, наоборот, поэтов – пруд пруди! Бесконечный графоманский расцвет! Конечно, существует проблема поиска хороших авторов. Они все где-то заныканы посреди этого мусора…

– Поэтические конкурсы – это один из способов «разныкаться». Расскажите, как вы стали королем?
– Случайно получилось. У друзей было свободное место в машине. Привезли. На месте я уже сориентировался, авангардное читать не стал, выбрал стихи с учетом уровня публики. И честно говоря, абсолютной эту победу не считаю: выиграл всего тремя голосами жюри против двух.

Пирожки с Наташками

– Обычно, когда приходит успех, налаживается и личная жизнь. Девушки любят поэтов?
– Трудно им со мной. Стихи обычно появляются как следствие какой-то боли, как выход из тяжелой ситуации. Когда все хорошо, я не пишу. Следовательно, для вдохновения нужно создать проблему. А поскольку я – лирик, то драма мне нужна на личном фронте&hel
lip; 

– А бывает так, что стихи предсказывают будущее, а потом сбываются?
– Конечно. Стихи, как минимум, программируют. У меня был период увлечения «пирожками» – короткими белыми стихами (четырёхстопный ямб, 9-8-9-8 слогов, без заглавных букв и знаков препинания – Прим.Ред.) И я напек много «пирожков с Наташками». Например:
-Среди имен прекрасных 
женских
Наташка имя лучше всех
но Леонид еще прекрасней
хотя не женское оно.
Прошло немного времени, и у меня появилась Наташка. Ненадолго, правда. Тоже не выдержала… Расставался я с ней четыре раза! И каждый раз писал стихи. По счастью, одно было действительно хорошее.
– Страшный вы человек!
– Моя первая любовь Таня говорила по-украински: «Леня! Ты страхельный!» И теперь Страх Ельный – мой псевдоним. Но, знаете, чем старше становлюсь, тем реже на меня накатывает.

– Возможно, поэзия для вас когда-нибудь закончится. Чем тогда займетесь?
– Счастьем. Семья, дети… А может быть, придет и еще что-нибудь.

ДОСЬЕ: Леонид Собченко родился 4 декабря 1984 года в городе Николаеве (Украина). Закончил севастопольский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета по специальности «экономика». После окончания вуза переехал в Череповец, работает в семейном мебельном бизнесе. Дважды дипломант и лауреат ярославского поэтического конкурса «Созвучие». В 2013 году на традиционном турнире литературного музея-усадьбы во Владимировке (в честь известного автора «серебряного века» Игоря Северянина) был объявлен королем поэтов.

Дина КОМИССАРОВА

 





На эту тему: