Новый взгляд на советскую киноклассику

В преддверии международного дня кино, который отмечается ежегодно 28 декабря, рассмотрим современный взгляд на всеми любимые фильмы советской эпохи с точки зрения психологии.

В знаменитом фильме «Москва слезам не верит» психологи подвергли анализу личность Георгия Ивановича, того же Гошу, который уверенно, хоть и в грязной обуви, вошёл в жизнь одной из главных героинь фильма — Катерины. На первый взгляд может показаться, что вот он — идеальный мужчина, который возьмёт на себя все проблемы и будет рядом в трудную минуту. Но если приглядеться внимательнее, в его личности можно проследить явные признаки нарциссизма, когда человек на привычной основе считает себя лучше других.

Гоша способен постоянно набивать себе цену, рассказывая про свои достоинства. Продавливать личные границы Катерины, говоря «да» на её неуверенное «нет». Сначала обесценивать, чтобы она съёжилась и начала оправдываться, а потом прокатить её на такси, сказав, что она ему нравится. Также, ему легко удаётся устраивать эмоциональные качели в отношениях с Катериной, потому что с самооценкой у неё беда. Это видно в сценах, где он то приближается к Катерине, почти сразу заводя грандиозные разговоры о свадьбе, то отдаляется от неё, уходя в запой и оставляя её в тревожном состоянии на 8 дней.

Однако, это уже признаки абьюзивного поведения героя (абьюз — расчётливое пользование другого в своих целях, с применением уничижительных, унизительных и прочих насильственных действий), которые прослеживаются и у следующего персонажа в фильме «Служебный роман». Герой Анатолий Новосельцев таким же образом устраивает эмоциональные качели для Людмилы Прокофьевны, тем самым, влюбляя её в себя. Ему мастерски удаётся обвинять женщину, обманывать, унижать и постоянно ставить её в слабую позицию оправдывающего.

Из-за этого Калугина периодически растеряна, раздражена, хотя до этого, видимо, ей не приходилось познавать такого спектра чувств, а ему это на руку. После такого Новосельцеву можно и в любви признаться, а ей — назвать эти эмоциональные всплески любовью. Таким образом, он играет с ней в игру «горячо-холодно», то подпуская к себе ближе, выводя на эмоции, то отдаляясь, составляя заявление об увольнении с работы и подкрепляя его словами: «Незаменимых у нас, как известно, нет.

Найдёте себе более порядочного, более честного, который не врёт.» Фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» тоже можно рассмотреть с психологической точки зрения. Покладистого и мягкого героя Женю Лукашина трудно назвать порядочным и ответственным мужчиной. Ему больше подходит роль мужчины, который будет ставить свои условия, демонстрировать своё развязное поведение и обесценивать женщину. Несмотря на всю его настойчивость, внутри он инфантилен, слаб и несчастлив. Стать полноценным, надёжным партнёром ему будет тяжело, и такое впечатление, что он сам об этом прекрасно знает. Однако, это не мешает ему агрессировать на свою возлюбленную Надю и всячески отравлять её жизнь, что является самым настоящим психологическим абьюзом.

Дарина Короткова





На эту тему: