Мы это читали: «Санта-Барбара», «Дракула», детские детективы Энид Блайтон – культовые книги 90-х

DSC_5929
DSC_5929 / Источник:
Россия во все времена была одной из самых читающих стран в мире. Классика, современная поэзия и проза или чтиво – жители России успевали «поглощать» все - дома, в транспорте и даже на работе.

В 90-е наша страна переживала не самые простые времена. Но даже тогда интерес к литературе хоть и поубавился, но не исчез. Да, люди весьма отвернулись от классики, увлекшись современными авторами. А книжный рынок предлагал литературу на любой вкус от серьезных произведений до любовных романов и драматичных произведений на злобу дня.

При этом полноценные книжные магазины и библиотеки не пользовались такой популярностью, как книжные развалы. Люди, приходя в магазин за продуктами, частенько зависали у палаточки или отдела, где вместе с календариками, хозяйственными предметами продавались и книги. Кроме того само население решило подзаработать на личные нужды, избавившись от литературного багажа. И даже на улице можно было встретить женщину в возрасте, которая на пустых коробках продавала вместе со связанными ковриками книги из личной библиотеки.

Одними из самых популярных были, конечно, литературные боевики – серия книг об очередных приключениях «Бешеного» или «Слепого» регулярно пополнялась новинками, а население активно скупала их, пытаясь в чем-то подражать любимым героям, спасающим своих родных, страну или даже мир от очередного врага. На этом же фоне появились женские детективы Марининой, Донцовой, предлагающих альтернативу мужественным спецагентам – женщин-следователей, частных детективов и т.д.

Но и мечты о принце на белом коне или просто настоящем мужчине рядом – не покидали представительниц прекрасного пола, которые зачитывались любовными романами Барбары Картленд, Даниэлы Стилл, Сидни Шелдона и т.д.

Для детей же отрадой были книжные версии о приключениях черепашек-ниндзя, знакомых и любимых по комиксам и мультсериалу, в которых героев с панцирем и их учителя – крысу Сплинтера, а также журналистку Эйприл ждали новые встречи с преступностью США.

Еще в почете у подрастающего поколения были ужастики, в которых американские и европейские школьники боролись с нечистью. Отдельной популярностью пользовались детские детективы, выходящие в специальной серии. Книги Энид Блайтон и других мастеров остросюжетных романов для подростков перечитывались неоднократно, кто-то даже собирал их в свою домашнюю библиотеку. Еще бы, ведь герои – такие же школьники, только иностранные, лихо распутывали дела, которые были не по зубам лучшим сыщикам и сотрудникам полиции.

А еще одним символом литературных 90-х стали книги по фильмам. Да, конечно, часть фильмов изначально имела литературную основу, но кое-что было уже написано после выхода фильма. В лучшем случае читатели сталкивались с не самым удачным переводом сценариев, в худшем – с фантазией новоявленных писателей, предлагавших свою версию фильмов 90-х или еще хуже их продолжений.

Самое интересное, что за книгами по фильмам и сериалам стояли очереди, люди, как в более ранний период СССР, составляли списки и тщательно следили, чтобы никто не пролез мимо очереди, успев урвать двухтомник «Богатые тоже плачут», или весьма качественно сделанные издания «Просто Марии» и «Дикой Розы» с фотографиями из данных сериалов.

Отдельной радостью любителей кинокниг было не только достать литературную версию сериала, но и сделать это до того, как по ТВ покажут последнюю серию этого самого сериала. С гордым видом такой человек ходил по знакомым и друзьям и, принимая участие в обсуждениях, что же будет дальше с диковатой Розой из трущоб или несчастной Марией, заявлял, что он теперь знает всю подноготную. Как правило, окружающие оценивали это высоко, но умоляли не говорить, чтобы не испортить личное впечатление от просмотра.

Самым объемным киноизданием, как нетрудно догадаться, была «Санта-Барбара». В России ее показывали далеко не с самого начала и, увы, без настоящего финала. А вот те, кому удалось выкупить все части книг, могли точно узнать, что же произошло с их любимыми героями. При этом на обложке первой книги было общее фото всех героев американской «мыльной оперы», а обложки других томов были украшены картинками, на которых легко узнавались те или иные персонажи сериала.

Ну и самыми любимыми были книги из серии «Бестселлеры Голливуда». Для киномана и книголюба не было большего счастья, чем прийти в книжный магазин и приобрести очередной том издания, жалея, что любимые фильмы сочетаются с теми, которые не впечатлили или не понравились. Обложки этой серии содержали лучшие кадры из фильмов, а внутри ждали все те же сценарии, часто не совпадающие с окончательной версией фильма и блок фотографий с кадрами из фильмов. «Красная жара» прекрасно сочеталась с «Поездом-беглецом», «Коммандо» с «Золотом Маккены», а «Один дома» с «Гремлинами».

Позже эти книги, как и другие, бывшие невероятно популярными в 90-х, можно было встретить на книжных распродажах или в библиотеках на столах, где читатели бесплатно отдавали «сокровища» из своей личной библиотеки. Сейчас некоторые литературные серии тех лет можно даже приобрести через интернет-магазины и сообщества букинистов в соцсетях. Правда, ценники на такие раритеты, как правило, весьма впечатляют, ведь некоторые из ретро-изданий стоят дороже, чем новинки литературного мира. Но, что не может не радовать, Россия несмотря на смену эпохи, вкусов, продолжает оставаться одной из читающих стран в мире.

 

 

Фото: ozone.ru, libcat.ru, pikabu.ru, bookprose.ru, litres.ru
 



Источники фото: ozone.ru, libcat.ru, pikabu.ru, bookprose.ru, litres.ru




На эту тему: